Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и состав региональных финансов, их роль в соц.-экон. развитии территории




Регион как соц.-экон. система, основы классификации типов регионов РФ.

Регион (лат) – территориальный объект управления.

Регион (франц. 14в.) – это единая область однородная по конкретным критериям. И по этим же критериям отлично от соседних областей. Критерии: этнический, языковый, культурный (традиционно-исторически сложившийся), административного деления (субъект), экономической специализации, городской, международный (Р Карелия).

Регион - часть территории РФ, обладающая общностью природных, с-э, нац.-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории суб-та РФ либо объединять территории нескольких суб-ов РФ.

В РФ регионы подразделяются на 3и вида:

1. экон-ские регионы (11): С-З; Центр.; Уральский; Дальне-Восточный и д.р.

2. Фед-ные округа (8): Центр-ый, Южный, С-З, Дальневос., Сибирский, Уральский, Приволжский, Сев.-Кавк.

3. регионы суб-в Фед. (83):

Суб-т РФ - государственно-правовое образование РФ. Суб-ы РФ образуют в совокупности РФ.

К* РФ ст.5 гл. 1 (полномочия и статус суб-а Ф. в гл. 3) - устанавливает 6-ть видов суб-в РФ: республики (21); края (9); области (46); города фед. значения (2); автономная область (1) – нац.-террит. образование (Еврейская авт. обл., одновременно входящая в состав Хабаровского края); автономные округа (4)– нац.-террит. образование входит в состав др. суб-в РФ: краев или областей.

В РФ как в гос-ве, расположенном на огромной территории и устроенном на фед-ных началах, регион-ный фактор играет чрезвычайно существенную роль в гос.-полит. устройстве и в с-э развитии страны.

Органы власти в суб-ах Ф. выполняют не только функции управления, но и осуществляют управление ее развитием. Они должны содействовать созданию новых производств на территории региона в целях укрепления своего экон-го потенциала, увеличению налогооблагаемой базы и появления новых раб. мест. Необходимо поддерживать уже имеющиеся производства с целью сохранения раб. мест и обеспечения дальнейшего роста экон-го потенциала региона.

В регионе, являющемся с-эк системой, действуют три вида субъектов управления – гос-ные (в т.ч. самого суб-та Ф.), МО и отдельные юр. и физ. лица.

В общем виде процесс стратегического управления развитием региона включает в себя постановку гл. цели и подцелей, методы, инструменты и механизмы для их достижения. Цели развития региона должны быть согласованы во внешней (на нац-ном и международном уровнях) и внутренней среде (интересы населения, делового сообщества и т.д.). Главными целями рег-го управления выступают:

- обеспечение роста экономики в процессе стратег-го управления;

- укрепление фин. положения региона за счет привлечения частных и ин. инвестиций;

- повышения уровня жизни населения;

- сокращение безработицы, в т.ч. за счет развития малого и среднего бизнеса;

- выравнивание уровня эконом. развития между регионами посредством их экон-го взаимодействия, а также взаимоотношений с Центром.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии с–эк развития России на период до 2010г.», которая включает разделы по регионально политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого эконом. пространства, полит. целостности и безопасности гос-тва и гармоничном развитии всех регионов.

Региональная политика – это политика взаимоотношений центра и регионов. Это система целей и задач по управлению регион. развитием.

Задачами рег-ной политики на фед-ном уровне являются:

- усиление процесса межрегиональной интеграции;

- снижение дифференциации условий с-эк развития регионов;

- обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и фин. средств на сей территории РФ;

- обеспечение равных условий предоставления гос. помощи в конкурентной среде;

- создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

- усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире.

На уровне суб-та Ф. формируются собственные регион-ные стратегии развития.

Принципами фед. региональной политики на современном этапе:

1. Принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития.

2. Принцип «преференции за реформы». На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив.

3. Принципсинхронизации действий («принцип синергии» - возрастание эффек-сти деят-сти в результате соединения ). Согласованности направлений поддержки регионов в области развития, используемыми фед. органами власти.

4. Принцип дифференцированности гос. политикирегион. развития.

Т.о., стратегической целью с-эк развития региона является обеспечение устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики и повышения уровня жизни населения региона.

Функции с –эк системы региона:

- воспроизводственная функция, ориентированная на удовлетворение потребностей;

- функция субординации по отношению к вертикали гос. власти;

- соц.–коммуникационная функция - развитие общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве региона;

- интеграционная функция, обеспечивающая потребность в комбинировании ресурсов и факторов общественно–хозяйственного процесса различных региональных систем,

- инновационная функция, ориентированная на обновление отношений с–эк системы региона, а также развитии ее технологического базиса и человеческого фактора.

Сегодня в с-эк развитии суб-в РФ наблюдаются аномально высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, своеобразные формы взаимодействия региональных властей и бизнеса, малая результативность использования механизмов решения региональных проблем и пр.

Переход к рыночным методам ведения хозяйства с разной степенью интенсивности отразился на экономике и соц. сфере регионов РФ. Усилилась неравномерность с-эк развития регионов, возросла региональная дифференциация уровней производства, потребления, качества жизни.

Типология регионов РФ разработана на основе «Концепции стратегии с-эк развития регионов РФ»:

Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим функционального состояния.

Для оценки уровня развития региональной экономики применяются следующие показатели:

1) совокупный регион-ный общественный продукт – совокупность благ, произведенных в рег-ной экономике;

2) острота и срочность решения проблемы (соц. напряженность, науч.-техн. приоритеты и др.);

3) валовой региональный продукт (ВРП).

Развитие регион-ой экономики непосредственно зависит от функционального состояния рынков, составляющих ее структуру.

Субъекты, входящие в один тип, с одной стороны имеют близкие значения показателей с-эк развития, а с др. стороны, общие тенденции развития. В типологии выделено 3 основных типа регионов, включающих по 2 подтипа. Также отдельно обозначен особый внесистемный тип.

1. «Регионы – локомотивы роста». Регион можно считать «локомотивом», если он удовлетворяет следующим условиям:

- регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

- регион имеет высокий научно-тех. потенциал;

- в регионе сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

- в перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.

2. «Опорные регионы». В состав входят группы сырьевых – Кемеровская обл., Р Коми и др. (сырьевые зоны РФ, экспорто - ориентированные территории) и старопромышленных - Белгородская, Приморский, Хабаровский края и др. (характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в наст. момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.)) регионов.

3. Депрессивные регионы. Характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов, длительное время находящийся в фазе застоя: депрессивные - Алтайский, Ставропольский края, респ. Бурятия, и др. (низкий уровень жизни населения, устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров) и кризисные – Брянская, Камчатская обл., Р Адыгея, Алтай, Дагестан и др. (существенное отставание от др. регионов страны по уровню с-эк развития, высокий уровень безработицы, слабая инфраструктура в городских поселений, высокий уровень соц. конфликтов).

4. Особые регионы (спецтерритории) – Ингушетия, Чеченская Р. Для них характерны низкая пространственная мобильность, высокий уровень безработицы, экон-кая стагнация, сложная полит. ситуация.

------------------------

Регионом-донором - обеспечивающий полностью свои бюджетные расходы собственными доходами и перечисляющий в фед. бюджет установленные налоги.

Регион-реципиент не покрывает расходы своего бюджета собственными доходами и получает необходимую фин. помощь.

 

Финансы — совокупность всех мат-ных ресурсов, которые находятся во владении субъекта экономики: индивида, организации, бизнеса или государства.

Эконо́мика — хозяйственная деят-сть общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Региональные финансы - это система эконом. отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется нац. доход на экон-ское и соц. развитие территорий.

Р.ф. одна из важнейших составных частей фин. системы государства, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов.

Р.ф. обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с соц.-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Через Р.ф. гос-тво активно проводит соц. политику. Осуществляется финансирование муниц-го народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения.

С помощью Р.ф. гос-тво осуществляет выравнивание уровней экон-кого и соц. развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и др. условий отстали от др. районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы.

Главным направлением использования Р.ф. является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В РФ к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

Р.ф. предполагают уровень области, края и республики.

Эти финансы управляют всеми входящими сюда субъектами, это районы и города. Универсальная модель для каждого региона не возможна, поскольку уровень эконом. и соц. развития не одинаков.

Финансовая система региона состоит из 3х подсистем: государственной, МО, физ. и юр. лиц. Первые две подсистемы – централизованные, третья децентрализованная, она управляется через налоги, отчисления и финансирование соц-ых сфер. Все эти подсистемы действуют в общих интересах и находятся на одной территории.

Финансы региона выполняют ряд функций:

1. Контроль за использованием фед. средств хоз-ющими субъектами;

2. Распределяют доход на развитие района, что:

- способствует развитию производства;

- повышают уровень занятости;

- способствуют привлечению инвестиций;

3. Обеспечивают ресурсами население, которое в силу возраста или др. причин не участвует в производстве.

При оценке эффек-сти управления регион-ми финансами можно учитывать такой критерий, как улучшение эконом. и соц. ситуации в регионе.

Финансы позволяют уровнять уровни развития отдельных регионов в пределах страны и уровни развития отдельных частей региона внутри него. Основными звеньями финансов регионов являются региональные бюджеты, вместе с муниципальными, они образуют бюджет субъекта РФ. Утверждаются они после разработки в виде законов субъектов Российской Федерации.

Р.ф. состоят из: региональных бюджетов, регион-ные внебюдж.фонды, ресурсы хоз-ющих субъектов, а также финансы юр. и физ. лиц.

Т.о., финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

----------------

Финанс. система - форма организации денеж. отношений между всеми суб-ми воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Региональный бюджет - совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также ден.-кред. отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денеж. средств, предназначенная для финансирования задач и функций гос-ва и МСУ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.