КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный кредит и организация управления государственным долгом. Банки как общественный институт и их роль в рыночной экономике
Банки как общественный институт и их роль в рыночной экономике. Соц. институт или общественный институт – внутрисоц. образование, имеющее специфический набор функций, которые др. общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым его развития. Эконо́мика - хозяйственная деят-ть общества. Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хоз-ющими суб-ми. Банк (скамья) — фин. орг-ция, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и цен. бумагами и оказывающее фин. услуги прав-тву, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и цен. бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и цен. бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам. Банковская система РФ - совокупность нац. банков и др. кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Различают две основные разновидности банков, образующих вместе двухуровневую систему: 1. ЦБ — главный гос. банк страны, наделенный особыми правами. ЦБ призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денеж. эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деят-сть комм. банков, хранить резервы и запасы денеж. средств и золота. ЦБ называют банком банков. Какие бы функции не возлагались на ЦБ, он всегда является органом гос. регулирования, сочетающим черты банка и гос-ного ведомства. ЦБ, прежде всего, выступает как посредник между гос-вом и остальной экономикой через банки. Главная гос. задача ЦБ излагается в К* РФ (защита и обеспечение устойчивости рубля). Правовую основу регулирующую деят-ть ЦБ составляют: К*; ФЗ № 86 от 2002г. “О ЦБ РФ (Банке России)» (устанавливает организационно-правовой статус ЦБ, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, его взаимоотношения с гос-вом и нац. банковской системой, полномочия ЦБ как эмиссионного центра страны); ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деят-ти» от 1990г. (он определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к ЦБ). 2. Коммерческие банки (КБ) — чаще негос. банки, выполняют широкий круг банковских операций, обслуживают преимущественно юр. и физ. лица. Функции КБ — прием депозитов (вкладов) и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, выплата денег по вкладам, покупка и продажа цен. бумаг, валюты, оказание услуг. КБ могут быть универсальными и специализированными (сберегательными, инвестиционными, ипотечными, клиринговыми и др.). Клиринг – система безналичных расчетов. Доходы банка: - основной источник это доход, получаемый от разницы между % по вкладам в банке (депозитам) и % по кредитам; - банки зарабатывают комиссионные на конвертации (обмен) валют, услугах по проведению платежей, сдачи в аренду банковских сейфов для хранения ценностей и др. услуги. Банки - непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Банковская система составляет неотъемлемую часть современной экономики, её деят-сть тесно связана с потребностями воспроизводства. В условиях рынка банки служат важнейшим источником, питающим народное хозяйство дополнительными денеж. ресурсами. Банк в экономике выполняет следующие функции: - аккумуляции средств; - регулирование денежного оборота; - посредническую. Сущность и функции банка определяют его роль в экономике, которая заключается: - в концентрации свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства; - рационализации денежного оборота. Деят-ть КБ имеет огромное значение благодаря их связи со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, гос-ва и населения, создании условий для народнохоз-ного накопления. Современные КБ, выступая в роли фин. посредников, выполняют важную народнохоз-ную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение капитала по сферам и отраслям, позволяют развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействуют структурной перестройке экономики. Повышение экон-кой роли КБ в наст. время проявляется в расширении сфер их деят-ти и развитии новых видов фин. услуг. В процессе их деят-ти опосредствуется большая часть денежного оборота в гос-ве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно освобожденных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса — гос-ва и хоз-щих субъектов. При этом КБ способствуют переливу капитала из наименее эффек-ных отраслей нац. экономики в наиболее конкурентоспособные. Благодаря этому механизму могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и т.д. КБ как элемент банковской системы способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег ускоренным расчетом, переводу денег выпуском кредитных орудий вместо наличных денег, например, векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и т.д. В современных условиях функций коммерческих банков продолжают расширяться.
Государство -это общественно-полит. организация, обладающая публичной властью и аппаратом управления в пределах определенной территории. Креди́т (заём, доверять) или кредитные отношения — общественные отношения, возникающие между субъектами экон-ких отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения возникают и действуют между двумя субъектами: кредитором, который предоставляет ссуду и заемщиком, который получает заем. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита: - коммер. кредит, банковский кредит, гос. кредит, потребительский кредит и др., - займа - договор, в котором одна сторона передаёт в собственность др. стороне деньги или др. вещи, - лизинга - это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями (преимущества), - факторинга - посредническая операция (дилинг) кредитного учреждения по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями. Сущность кредита. Благодаря кредиту высвободившаяся сумма переходит от субъекта, не использующего её (кредитор), к др. субъекту, испытывающему потребность в допол. средствах (заёмщик). Функции кредита: 1. Перераспределительная - происходит перераспределение временно высвободившейся стоимости. Перераспределение идёт на условиях возврата стоимости. 2. Создание кредитных орудий обращения - связана с возникновением банковской системы. Благодаря возможности хранения денеж. средств на счетах в банках, развитию безналичных расчётов, зачёту взаимных обязательств, появились кредитные средства обращения и платежа. 3. Стимулирующая - предприятия получают мощный стимул для дальнейшего развития. Формы кредита. 1. Товарная форма кредита - передача во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Эквивалентом для обмена (до появления денежных отношений) являлись: меха, скот, зерно и пр., а кредиторами были субъекты, обладавшие излишками предметов. Возвращать аналогичным имуществом с оговоренным или естественным (для скота, зерна, птицы) приращением. В современных условиях товарной формой кредита является поставка товаров с отсрочкой оплаты. 2. Денежная форма кредита - передача во временное пользование оговоренное кол-во денег, с возврата через определённое время и с уплатой %. 3. Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара. Когда гос-во становится непосредственным участником кред. отношений – возникает госкредит. Гос. кредит - совокупность эконом. отношений, складывающихся между гос-вом в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юр., физ. лицами, ин. гос-ми - с др., по поводу заимствования фин. и матер. ресурсов. В отношениях, относимых к категории госкредита, гос-во выступает в роли: кредитора, заёмщика, гаранта. Основная классическая форма - в качестве заемщика. Цели и задачи госкредита. Госкредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на гос. облигации в послевоенные годы в СССР, средства предназначались для восстановление народного хоз-ва. Госкредит используется гос-вом для решения задач: - поиск фин. ресурсов для финан-ния гос. расходов, увязки доходов и расходов; - регулирование макро- и микроэкон-ких процессов; - воздействие на соц. и денежно-кредитную политику. Характерные черты госкредита: 1. Одним из субъектов кредитных отношений обязательно выступает гос-во; 2. Данный способ привлечения денежных средств осуществляется на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера использования. Принцип возвратности, срочности и платности подразумевает обязанность заемщика вернуть в точно установленный срок сумму основного долга и выплатить % в устан-ной сумме за пользование кредитом. Принцип обеспеченности подразумевает наличие у заемщика права защиты своих интересов, недопущения убытков. При образовании госдолга предусмотрены штрафные санкций, в качестве объекта залога может выступать госимущество. При осуществлении займов из внешних источников - в качестве залога выступают необходимые части гос. валютного фонда. Принцип целевого характера использования в определенном объекте кредитования — покрытие дефицита госбюджета. Как финансовая категория госкредит выполняет 3 функции: - Распределительная - позволяет перераспределить денеж. ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и поддержки какого-либо направления с-э деят-ти. Выступая в качестве заемщика, гос-тво обеспечивает допол-ные средства для финансирования своих расходов. Госзаймы могут быть основным источником покрытия бюдж. дефицита. - Регулирующая - гос-во, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень % ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков (эффек-сть применения бюджетных ссуд). Используя госкредит, гос-во проводит ту или иную финансовую политику. - С помощью контрольной функции госкредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты %. Госкредит может быть внутренним и внешним (международным). Внешний госкредит - предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и фин. институтам одной страны предприятиям, фин. институтам и прав-ву др. страны на условиях возвратности, срочности и платности. Виды международных госкредитов: внешнеторговый кредит; фирменные кредит; банковское внешнеторговое кредитование; финансовые и валютные кредиты. Внутренний госкредит представлен следующими формами: - госзаймы путем эмиссии цен. бумаг; - кредиты ЦБ; - кредиты комм. банков и предприятий. Госзаймы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физ. и юр. лиц привлекаются на фин-ние общественных потребностей путем выпуска гос. цен. бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Гос. цен. бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев): - эмитент: прав-во страны; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные фин. корпорации; - срочность: краткосрочные (срок погашения до 1 лет); среднесрочные (от 1 гогда до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет); бюджетные кредиты - сроки погашения долговых обязательств РФ и её суб-в не могут превышать 30 лет (для МО – 10лет); - держатель: предъявительские и именные; физ. и юр. лицо, а также универсальные; - метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма); - цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование соц. программ; - формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные; - обеспечение: закладные и беззакладные; Способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение. Гос. ценные бумаги – цен. бумаги, эмитируемые прав-вом с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета. Облигация — это эмиссионная цен. бумага, закрепляющая право ее держателя на получение в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней %. Виды цен. бумаг в нстоящее время: 1. ГКО-ОФЗ (гос. казначейские облигации фед. займа: от 1г. до 30 лет (чаще от 5-10 лет) а) бескупонные; б) облиг. с купонным доходом (%): с постоянным, переменным, фиксированным куп. дох. в) с аммартизацией долга (к остаточной стоимости) 2. облигации фед. сберегательного займа (мало применимы) Совокупность действий гос-ва по управлению госкредитом включает: - Обслуживание и погашение госдолга; - Выпуск и размещение новых облигационных займов: - Поддержание вторичного рынка долговых обязательств; - Регулирование рынка госкредита; - Выработка порядка, условий и форм предоставления гос-вом кредитов. Госкредит тесно связан с категорией госдолга. Увеличение заимствований гос-вом ведет к росту госдолга. Под госдолгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед юр. и физ. лицами, ин. гос-ми, международными орг-ми и иными суб-ми международного права. Госдолг обеспечивается всем находящимся в собственности гос-ва имуществом, составляющим госказну (выражается в нац валюте, а внешний – в ин. валюте). Гос. внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности и обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Прав-ва РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме: - кредитов, полученных Прав-вом РФ; - гос. займов, осуществляемых посредством выпуска цен. бумаг от имени Прав-тва РФ; - др. долговых обязательств, гарантированных Прав-вом РФ. По данным ЦБ РФ, на январь 2012г. госдолг РФ составляет 10,4 % от ВВП (около 5 трлн рублей). Внешний - 2,5% от ВВП, внутренним - 7,9%. У США достигнет 100%, у Японии - перевалит за 200 %. Т.о., за прошедший годдолг снизился на 2.9%. Управлением гос. внутренним долгом - совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Погашение займов может осуществляться за счет средств госбюджета. При этом основным источником финан-ния расходов на погашение госдолга являются налоги. Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями, если иное не установлено Прав-вом, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде % по ним или в иной форме. Контроль за состоянием госдолга производится представ-ми и исполн-ми органами гос. власти. К основным методам управления госдолгом относятся: Рефинансирование — погашение старой гос-ной задолженности путем выпуска новых займов. Конверсия — изменение размера доходности займа (снижение или повышение % ставки дохода, выплачиваемого гос-вом своим кредиторам). Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов. Унификация — объединение нескольких займов в один. Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для гос-ва. Аннулирование долга — отказ гос-ва от долговых обязательств. Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя др. долговых обязательств), с установлением иных условий обслуживания и сроков их погашения. В БК РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. Методы управления госдолгом должны решить следующие задачи: - Удержать объемы внутреннего и внешнего госдолга на одном уровне. Для сохранения эконом. безопасность страны. - Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода гос. цен. бумаг. - Сохранить у гос-ва репутацию хорошего заемщика за счет беспрерывного выполнения всех обязательств перед инвесторами. - Поддерживать стабильность и предсказуемость госдолга. - Достигнуть наиболее эффек-го и рационального использования заимствованных средств. - Координировать действия органов суб. РФ, МСУ и фед-ных органов на долговом рынке страны. При принятии бюджета на очередной фин. год с дефицитом, законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Основными органами гос. власти, осуществляющими управление госкредитом, являются Минфин, ЦБ РФ. Целями управления госкредитом являются достижение экон-ких, соц-ных и полит. целей, которые определяются современным состоянием с-э. развития страны, тенденциями и перспективами её развития. Нормативно-правовая база кредитования – Гражд. Кодекс № 14 часть 2 от 1996г., глава 42 «Заем и кредит»; БК, ФЗ № 39 от 1996г. «О рынке цен. бумаг», ФЗ № 73 от 1995г. «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», ФЗ № 86 от 2002г. «О ЦБ РФ (Банке России).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |