Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о памяти, ассоциации, их виды




Иллюзии, их виды. Наблюдение, наблюдательность.

Раскрыть особенности восприятия.

Восприятие, его виды, ф.о

Характеристика зрительных ощущений.

Характеристика слуховых ощущений.

Ощущение – простейший познавательный процесс отражение в КГМ отдельных свойств, предметов, явлений окр. мира действующих в данный момент на наши органы чувств.

Раздражителем для слухового анализатора являются звуковые волны, когда они попадают в ухо, то вызывают колебания барабанной перепонки.

Возбуждение по слуховому (аппарату) нерву передается в височную долю КБП.

Звук:

1. Речевой

2. Музыкальный

3. Шум

Ощущение – простейший познавательный процесс отражение в КГМ отдельных свойств, предметов, явлений окр. мира действующих в данный момент на наши органы чувств.

Ученые установили, что 80% информации об окр. мире поступает в мозг через зрение. Благодаря зрительному ощущению познается форма, цвет и др. Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, они возникают в результате действия световых волн на сетчатку глаза. На сетчатке расположено 7 млн. колбочек (видим днем – цветное зрение) и 130 млн. палочек (они видят ночью).

Нарушение или отсутствие колбочек – дальтонизм, палочек- - куриная слепота.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в целом действительности, совокупность их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В основе восприятия лежат межанализаторные связи т.е. связи между различными анализаторами, наличие этих связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показателя всего одного анализатора.

Основные виды восприятия.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни чел-ка от особенности его личности носит название – апперцепция.

1.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в целом действительности, совокупность их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия:

2. Целостность – целостный образ предметов. Восприятие формируется в процессе практики.

3. Константность – воспринимаем окр. предметы как относительно постоянными по форме, цвету, величине. Приобретенное свойство.

4. Структурность

5. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением.

Избирательность – выделение одних предметов соответственно других.

Память имеет огромное значение в жизни человека, без нее не возможна учебная и трудовая деятельность.

Сеченов отмечал, что без памяти люди равнозначны новорожденному.

Наш мозг не только воспринимает и накапливает, но и хранит информацию об окр. мире.

Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющаяся в запоминание сохранения и воспроизведения того, что чел-ек думал, делал, чувствовал.

В основе памяти лежат представления – это образы тех предметов или явлений, которые чел-ек воспринимал ранее, а теперь воспроизводит мысленно.

Представления могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными.

Чел-ек воспринимая окр. мир пытается увидеть связи между предметами.

Ассоциации – это связи между отдельными событиями, предметами отраженные в нашем сознании и закрепленные памятью. Без этих связи невозможно нормальная психическая деятельность чел-ка.

Ассоциации бывают: простые (выделил Аристотель), сложные.

Простые:

  1. По смежности – это ассоциации возникающие в результате восприятия предметов (слов) в пространственном, временном единстве (стол - стул).
  2. По сходству – это предметы похожие по внешнему поверхностному признаку (береза - девочка).
  3. По контрасту – они возникают в результате противопоставления одних предметов и действий другим. (день - ночь).

Смысл ассоциации в том, что появление одного предмета вызывает в нашей памяти появление другого.

На содержании ассоциаций оказывают внимание, интересы, направленность личности (корень – зубной врач, матем., ботаника).

Сложные - раскрывают причинно-следственны связи (мама я упала и скользко стало).

35. Раскрыть процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание.

запоминание – это закрепление в КГМ образов, которые возникают в сознании под воздействием предметов или явлений.

Непроизвольная – нет цели, нет воли. Произвольная – есть цель, есть воля.
механическая осмысленная
  1. интерес
  2. красочность
  3. эмоциональность
  4. знание, опыт
Это зазубривание без понимания и осмысления. 1. лень учить 2. не понимаем 3. необходимо дословно запомнить. Возникает в результате многократного повторения Это установление логических связей: 1. прочитать весь материал 2. разбить на смысловые части 3. выделить опорное слово или мысль 4. установить связи между частями. 5. составить план все повторить

Сохранение – это удержание в памяти ранее изученного.

Условия успешного сохранения:

  1. делать установку на запоминание
  2. давать установку на длительное запоминание
  3. активная самостоятельная деятельность
  4. повторение

Повторение может быть:

Ø концентрированным – сплошное без перерывов

Ø рассредоточенное – растянутое во времени.

Забывание – это исчезновение из памяти ранее усвоенного.

Забывается все, что не нужно, не интересное, не повторяется, не применяется на практике.

Быстрее забываются детали, а сохраняются общие положения. Забывается то, что заучено механически.

Виды:

  1. полная - не может вспомнить и узнать.
  2. частичная – есть узнавание, нет воспроизведения.
  3. длительная
  4. временная

Ученый Эббингаус выявил «кривую забывания» - он установил, что забывание идет быстро впервые 5 дней, потом замедляется.

Борьба с забыванием:

  • повторять
  • применять на практике
  • учить осознанно

36. Процессы памяти: воспроизведение, узнавание, припоминание.

Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии. Воспроизведение – это появление в сознании ранее изученного.
  1. Простой
  2. неустойчивые нервные связи
  3. нервные связи отличаются при восприятии предмета
  4. нет прочных знаний
  1. более сложный
  2. устойчивые нервные связи
  3. оживляются самостоятельно
  4. показатель прочности знаний

Припоминание – это активное воспроизведение связанное с волевым усилием.

Приемы:

  1. Ассоциации
  2. Узнавание
  3. Воспроизведение прошлого



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.