Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная философия. Теоцентризм средневековой философии




(интерактивная форма)

Цель – проследить истоки философии, её становление, а также развитие средневековой мысли её тесную связь с христианством

Задания:

1. Космоцентризм древнегреческой философии.

2. Основные философские идеи Платона и Аристотеля.

3. Патристика. Августин Блаженный.

4. Схоластика. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

Ход занятия. Студентам выдаются кейс-задания, над которыми они работают на семинаре. Группа делится на подгруппы, каждой выдаётся своё задание, над которыми они работают, и в конце занятия защищают перед всей группой. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу. Примеры кейс-заданий.

Кейс-задание 1

Диоген Лаэртский приводит следующие свидетельства современников Гераклита из его философской концепции: «Всё составляется из огня и в огонь разрешается. Всё совершается по судьбе и сглаживается по судьбе взаимной противоположностью". "Всё возникает по противоположности и всею целостностью течёт как река».

1. Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования

2. В чём их противоположность размышлениям элеатов?

3. Почему для обозначения состояния мира (движения) Гераклит выбрал образ «огня» и «реки».

4. Что означает: «Всё складывается по судьбе…»? Как называется эта установка в философии?

Кейс-задание 2

Платон первым в истории философии выделил два разных типа философствования, подчеркнув их противоположность и борьбу следующим образом: «Происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о Бытии»… «Одни утверждают, будто существует то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и то же», другие же убеждены, что «истинное бытие» - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Первое идёт от Милетской школы, Гераклита, Эмпедокла и достигает вершин в атомизме Демокрита. Второе уходит своими истоками к пифагорейскому учению о числе, элейскому Бытию-мышлению, разумному, упорядочивающему всё началу –noos- у Анаксагора»

1. О каких типах философствования идёт речь? Назовите их.

2. К какому из них относит себя Платон? В чём суть его философской позиции?

3. Назовите основные понятия, которые использует в своих размышлениях Платон?

Кейс-задание 3

Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви,- писал он, - земной - любовью к себе и небесный – любовью к Богу, доведённый до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. История имеет начало, свой смысл и своё завершение – распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».

1. К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

2. Как называется такое учение об обществе?

3. Каково значение августинианского учения об обществе и его истории?

Кейс-задание 4

Отличительные черты схоластики, попытка обосновать бытие с помощью

разума.

1. Спор об универсалиях: реализм - номинализм - концептуализм

2. Проблема соотношения знания и веры

3. Пять доказательств бытия Бога Ф.Аквинского

Основные понятия: субстанция, форма, материя, майевтика, апории, золотое правило нравственности, гностики, агностицизм, натурфилософия, диалектика, архэ, космос, атом, нус, монотеизм, христианство, патристика, апологетика, схоластика, теология, креационизм, эсхатология, православие, католицизм, протестантство, теизм, пантеизм, универсалии, номинализм, реализм, триединство, аскетизм, орден, ересь, теодицея, инквизиция, свобода воли.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные отличительные черты античной культуры?

2. Каковы предпосылки возникновения древнегреческой философии?

3. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каком основании?

4. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?

5. Какова роль Милетской школы в истории философии?

6. Каковы основные положения философии Пифагора?

7. В чём ценность философских воззрений Гераклита?

8. Совпадает ли понимание бытия Гераклитом и Парменидом?

9. В чём смысл апорий Зенона?

10. В чём заключается вклад Левкиппа и Демокрита в развитие философии и науки?

11. Чему и как учил Сократ?

12. Почему мы считаем Платона объективным идеалистом?

13. Каково место, роль и значение учения Аристотеля в истории философии и науки?

14. Что такое человеческое счастье с точки зрения философии эпикуреизма?

15. Кем и с какой целью были основаны «Академия», «Ликей», «Сад»?

16. В чём проявляется специфика материализма и идеализма древних греков?

 

Практическое занятие № 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.