КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познание мира и его законов
(интерактивный семинар) Цель – закрепление основных положений теории познания. Задания: 1. Предмет гносеологии. Познавательные отношения и познавательная деятельность: структура, сущность, виды. Проблема субъекта-объекта в истории философии. 2. Познание как отражение и как творчество. Диалектика чувственного и рационального в познании. Понимание, интерпретация, объяснение как разновидности познавательной деятельности. Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, художественное, их особенности и отличия. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. 3.. Роль интуиции в процессе познания. Виды интуиции. Эволюция научной картины мира. Методы, формы и уровни научного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. 4. Понятие истины: основные философские подходы. Проблема критерия истинности знания. Практика как критерий истины 5. Диалектика как метод познания. Основные категории, законы и принципы диалектики. Современное понимание познаваемости мира. Особенности социального познания. Философия как методология научного познания. Ход занятия. Занятие носит интерактивный характер. Семинар посвящен дискуссионной проблеме. Дискуссия призвана выявить существующие многообразные точки зрения, студенты учатся формулировать свои мысли, подбирать аргументы, овладевают ораторскими способностями, искусством полемики. Обмен взглядами помогает упорядочить и изучить учебный материал, приобрести новые знания, подумать над другими подходами к проблеме. На семинаре после того, как будет обрисована общая картина, формулируются основные проблемы – это проблема субъекта и объекта в истории философии, где студенты должны привлечь знания из истории философской мысли применительно к данному вопросу, обратив особое внимание на современное состояние данной проблемы. Вторая проблема – это проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Студенты определяются, какая из предложенных точек зрения кажется им предпочтительней. Формируются группы сторонников, которые стараются аргументировано её защищать. С этой проблемой тесно связана и проблема истины в научном познании. Привлекая знания классической и неклассической физики, студенты пытаются разобраться в данной проблеме. Особое внимание уделяют принципам верификации и фальсификации. И, наконец, понятие парадигмы и научной революции. Студентам выдаётся следующее кейс-задание. Понятие нормальной науки введено в 1960 гг. Томасом Куном. Оно касается сообщества учёных, занимающихся разработкой относительно устоявшейся научной теории, которая, опираясь на прошлые научные достижения, добивалась успехов в объяснении исследуемой области явлений. Нормальная наука имеет свой символ веры и свою радикальную цель, своих вождей и своих врагов. 1. Что отличает нормальную науку? 2. Согласны ли вы с подходом Т. Куна, полагавшего, что развитие научных теорий идёт по схеме: «нормальная наука – научная революция – нормальная наука» и т.д. Центральным для модели развития науки Т. Куна является понятие парадигмы – теоретического примера, или образца, для деятельности определённого научного сообщества, составляющего первичную структуру науки. 1. Приведите примеры парадигм, характерных для того научного сообщества, к которому вы себя причисляете. 2. Задумайтесь в рамках какой парадигмы вы осуществляете собственную исследовательскую работу. К концу семинара студенты овладевают материалом по данной теме. Для того чтобы подготовиться к занятиям необходимо выполнить следующие рекомендации: усвоить основные понятия, для этого необходимо, приведённые понятия выписать из словаря; ответить на вопросы по самоконтролю, опираясь на учебную литературу. Подробный Ход занятия приведён в перечне интерактивных форм обучения. Основные понятия: гносеология, эпистемология, скептицизм, агностицизм, субъект познания, объект познания, интуиция, творчество, ощущение, восприятие, представление, мышление, язык, позитивизм, скептицизм, методология, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, понимание, интерпретация, объяснение, истина, достоверность, ложь, заблуждение, релятивизм, догматизм, практика, метод, эмпирические исследования, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, аксиомизация, теоретическое моделирование, объяснение, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод, научная картина мира, проблема, гипотеза, теория, учение, научный факт, социальное познание. Вопросы для самоконтроля: 1. Что изучает гносеология? 2. Как философы отвечают на вопрос о том, познаваем ли мир? 3. Что такое субъект и объект познания и как они связаны? 4. Как соотносятся сознание и познание? 5. В чём специфика чувственного познания? В чем его ограниченность? 6. В чём специфика рационального познания? 7. Какие известны основные формы чувственного и рационального познания и как они соотносятся? 8. Что такое истина? Какие в философии выделяются критерии истины? 9. Существует ли объективная истина? В чём состоит диалектика абсолютной и относительной истины? 10. В чем выражается конкретность истины? 11. Может ли практика быть абсолютным критерием истины? 12. В чем сходство и различие скептицизма, агностицизма, критицизма? 13. Что такое сциентизм и антисциентизм? 14. Что представляет собой в общем виде мышление человека и как оно связано с языком? 15. Что такое интуиция? Какие выделяются виды интуиции? 16. Что такое метод, методика, методология? 17. Какие известны частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания? 18. В чём состоит специфика социального познания?
Практическое задание № 8.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |