Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БИЛЕТ № 22




МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Проектирование содержания педагогического процесса в высшей профессиональной школе

БИЛЕТ № 21

Педагогический процесс – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение различных задач. Педагогические процессы имеют циклический характер и состоят из следующих этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

· целеполагание;

· диагностика условий;

· прогнозирование достижений;

· проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников;

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

· создание благоприятных условий;

· осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.

Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектирования содержания (проективно-содержательная), проектирования материальных и материализованных средств (проективно-материальная) и проектирования деятельности (проективно-операционная).

Они выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая, проективная, творческая и мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения задач в равной мере обуславливается качеством технологии проектирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в формате плана (плана-конспекта) или нет.

Проектно-содержательная технология направлена на:

1) тематическое планирование учебного материала.

2) выбора рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;

3) четкое планирование материала урока;

4) планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы;

5) планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока.

 

В социально-психологическом аспекте студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.

В юношеском возрасте происходит осознание части мотивов, укрепляются учебно-познавательные мотивы и мотив самообразования, социальный мотив учения обогащается представлениями о нравственной ценности знаний и умений.

Для успешного проведения учебного процесса очень важным является фактор мотивации учебной деятельности студентов.

Мотивация – это движущая сила учения. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать результатов).

Основными среди мотивов являются следующие:

· мотив «Познавательный» (связан с интересом к познанию нового);

· «Саморазвитие» (желание как можно больше знать и уметь, развить свой ум, поднять культурный уровень);

· «Достижение» (он ориентирует на взятие высот, завоевание побед, получение лучших результатов);

· «Профессионально-жизненное самоопределение» (этот мотив устремлен к будущей профессии);

· «Коммуникативный» (он связан с возможностью общения, сотрудничества, взаимодействия);

· «Эмоциональный мотив» (порождается чувствами интереса, радости, удивления, азарта, восторга);

· «Внешний мотив» (связан с получением из вне поощрений и признания педагогов, родителей, товарищей, директора, общественности);

· «Позиция» (его можно назвать мотивом долга, ответственности) и другие.

Формируя мотивы, нужно исходить из того, что в центре индивида находится «Я - концепция», т.е. представление человека о самом себе. Мотивы и установки не всегда подчиняются рациональной логике, но они играют исключительную роль в формировании человека, его учебных навыков, а так же успешности в учении.

Основные функции мотивов учения: побуждающую, организующую, смыслообразующую, утилитарную, защитную, самовыражения.

Мотивы могут расширяться, исчезать, перестраиваться, активизироваться.

Обеспечение мотивации – это стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью.

Мотивация учебной деятельности и активности студентов зависит не только от интенсивности внутренних личностных мотивов, но и от требований, установок, рекомендаций педагогов и других ситуативных факторов.

Одним из важнейших направлений побуждения обучающегося к учебной деятельности является стремление педагога сделать процесс учебного труда интересным и увлекательным через творческие уроки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.