КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив как объект и субъект воспитания. (современный и исторический аспект)
Создание воспитательного детского коллектива - генеральная линия воспитательной работы общеобразовательной школы. Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, когда в условиях нестабильности общества (а именно это явление произошло в России в результате смены экономического и политического курса) изменились идеологические и идейные ориентиры молодежи, а ослабление влияния пионерской и по существу роспуск комсомольской организаций поставили под угрозу возможность управлять процессом формирования личности в коллективе и через коллектив. Под сомнение ставится сегодня и вопрос о том, следует ли фетишизировать роль коллектива в жизни и становлении подрастающего поколения: оппозиционные нападки на сторонников коллектива как объекта и субъекта воспитания продолжаются до сих пор. История педагогической мысли отразила идеологическую и методологическую суть борьбы сторонников и противников воспитания в коллективе. Известно, что основным доводом тех, кто выступает против коллективизма, является утверждение, что коллектив подавляет личность, уничтожает уникальность человека, превращает его в «стадное» животное, заставляя подчиняться воле и требованиям коллектива (типичным образцом такого подхода к оценке воспитательного потенциала коллектива является педагогика экзистенциализма с присущим ей культом индивидуализма). Противники коллектива приводят примеры, свидетельствующие о конформизме, отчуждении тех детей, которые не похожи на других, имеют свою жизненную позицию, думают по-иному и противятся подчинению их большинству. Следует признать, что такие случаи имеют место в школьной практике, однако причину конфликта правильнее было бы объяснить не враждебностью коллектива по отношению к личности, а низким уровнем развития коллектива (о различных уровнях и стадиях развития коллектива речь пойдет далее). Крушение идеологии коммунизма, основанной на парадигме воспитания в коллективе и через коллектив, усилило оппозиционные нападки, поэтому так важно разобраться в том, что такое коллектив как педагогический феномен, какова его воспитательная сила и может ли человек состояться как личность и жить вне коллектива. Что же такое воспитательный коллектив и каковы его сущностные черты? Любой, даже самый далекий от педагогики человек скажет, что это группа людей, и таким образом подчеркнет, что коллектив — явление; социальное. И это действительно так, ибо объединения людей, собравшихся вместе в устойчивые группы по различным мотивам и идейным соображениям, есть неотъемлемая составляющая социума. Однако объединиться в группы недостаточно для того, чтобы именовать себя коллективом и обладать всей его воспитывающей силой. Для этого нужно нечто большее, и это нечто большее педагогика называет сущностными признаками коллектива. Напомним, что слово «коллектив» происходит от латинского «collectivus» - «собирательный», и это изначально указывает на то, что коллектив — группа людей. Кстати, количество людей в этих группах может быть разным и колебаться от минимума (3-4 человека - семейный коллектив) до 1000 и более (коллектив производственный). Но вернемся к признакам коллектива. Назовем главные из них. 1Коллектив - это группа людей, объединенная общественн о значимой целью. Именно общественная, социальная значимость цели отличает настоящий коллектив от преступного, асоциального сообщества. В своей книге «Тимур и его команда» А. Гайдар противопоставил команду (так он называл коллектив ребят Тимура и шайку Квакина) прежде всего по тем целевым установкам, которыми руководствовались в своих действиях герои и антигерои повести. 2. Наличие совместной деятельности, организованной для достижения общественно значимой цели. Эта деятельность может быть краткосрочной по времени (сборная команда для участия в соревнованиях) и достаточно длительной (именно последняя и оказывает влияние на доведение коллектива до высшей стадии зрелости). 3.Организованная для достижения общественно значимой цели совместная деятельность обладает необходимым воспитательным потенциалом тогда, когда она основана на взаимоподдержке, взаимопомощи, сотрудничестве, когда цель и деятельность приняты всеми ее участниками, когда каждый член коллектива ответственен за решение общей задачи. 4. Как правило, деятельность является результатом инициативы самих ребят, и инициатива это невозможна без организационно оформленной самостоятельности наиболее творчески мыслящих, обладающих организаторскими способностями членов коллектива, поэтому еще одним признаком воспитательного коллектива является наличие органов самоуправления. Следует отметить также, что коллектив представляет собой достаточно устойчивую группу (хотя ротация в ней неизбежна) с выработанным в этой группе правильным общественным мнением. Таким образом, воспитательный коллектив - это устойчивая группа людей, объединенных общественно значимыми целями, для достижения которых организуется совместная деятельность, формирующая отношения ответственной зависимости, товарищества, взаимоподдержки. Коллектив имеет органы самоуправления, избираемые всеми его членами. Это лишь одно из определений понятия «воспитательный коллектив». Авторы не настаивают на признании его приоритетности. Известно, что идея воспитания детей в коллективе не нова: история педгогической науки и практики свидетельствует об интереснейшем опыте, накопленном человечеством за долгие годы своего существования. Опыт коллективного воспитания знаком спартанцам, средневековым педагогам, школам эпохи Просвещения. В коллективе формировали детские души Я.А. Коменский (он создатель классно-урочной системы), И. Песталоцци (приют для детей), Р. Оуэн («институт формирования характера»). В истории отечественной педагогики коллективное воспитание блестяще осуществляли Л.Н. Толстой (Яснополянская школа), СТ. Шацкий (опытно-показательная станция «Бодрая жизнь»), А.С. Макаренко (колония им. Горького и коммуна им. Ф. Дзержинского), В.А. Сухомлинский (Павлышская «Школа радости») и др. Все они руководствовались пониманием социальной сущности человека и тезисом, который во второй половине XIX века был озвучен марксистами: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Воспитание в коллективе и через коллектив провозглашалось стратегической линией образовательной политики нового советского государства. В «Декларации о единой трудовой школе», принятой в 1918 году, сказано: «В воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива». Именно с этого времени начинается интенсивная разработка научно-методических основ теории воспитания детского коллектива. И сегодня педагогической классикой остаются для нас труды Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого и их единомышленников. Конечно, изменения, происходящие в обществе,' вносят свои коррективы в теоретическое осмысление воспитательных возможностей коллектива, и над этой проблемой сегодня успешно работают Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, В.А. Караковский и др., ни в коей мере не умаляя роли коллектива в воспитании подрастающего поколения, не фетишизируя ее, но осмысливая инновационные аспекты применения классических постулатов теории коллектива в практике современной школы. Так, В.А. Сухомлинский («Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Рождение гражданина») акцентировал внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на ценности каждой личности в коллективной среде и таким образом убеждал, что воспитание в коллективе согласуется с личностно-ориентированным подходом к воспитанию. Это же подтверждается разработанной И.П. Ивановым коммунарской методикой коллективных творческих дел, успешно применяемой в современной школьной практике. Анализ опыта этих и других отечественных педагогов позволил нашим ученым внести в теорию коллектива новые идеи. А.В. Мудрик, Л.И Новикова, Н.Е. Щуркова рассматривают коллектив как социально-педагогическую систему, которая включает дифференцированное единство различных (разнотипных) коллективов детей: класс, кружок, спортивная секция, учебно-производственная бригада, общественная организация, неформальные объединения (если они реализуют общественно значимые цели). И, что очень важно, проблема воспитания в коллективе исследуется сегодня в контексте модернизации системы российского образования и принятой в отечественной педагогике концепции личиостно-ориентированного воспитания. Н.К. Крупская определяла коллектив как «группу, сплоченную общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Пед. соч.: В 10 т. М., 1958. Т.2, с. 198-199). А.С. Макаренко писал: «Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5, с. 229). Конечно, создать настоящей коллектив, который бы стал средством формирования полноценной личности, сложно; часто педагогу приходится начинать с нуля. Поэтому важно знать, какие ступени, стадии проходит «живой организм» коллектива в своем развитии и какова роль педагога (для него коллектив прежде всего объект во спитания) в этом процессе. Следует отметить, что деление на этапы условно, так же как условны и границы этих этапов; различное количество стадий называют А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Н. Лутош-кин и др. Но обратимся к А.С. Макаренко, который выделил три стадии развития детского коллектива: Iстадия. Группа детей представляет собой аморфную, разрозненную массу, внутри которой возможны стихийно возникающие, быстро распадающиеся малые группы. Нет общей цели, нет совместной деятельности, нет взаимопонимания и взаимоответственности. Однако наблюдается стремление к лидерству, самопожертвованию. На этой стадии главенствующей функций педагога является организационная функция. Он должен: 1) найти стержневую идею, которая поможет объединить учащихся (сформулировать цель на ближнюю и дальнюю перспективу, организовать совместную деятельность, учитывая заинтересованность в ней большинства); 2) наблюдать за ребятами, определяя наиболее инициативных, авторитетных учащихся, которые способны составить ядро будущего коллектива, его актив (актив - первая ступенька ученического самоуправления). Первая стадия развития коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступает требовани е педагога к учащимся, причем требование, которое высказано в форме, не допускающей возражений, т.е. категорично, жестко, с некоторой долей авторитарности. Формула воздействия такова: педагог-учащиеся. II стадия. Группа становится более управляемой: ребята прислушиваются как к мнению педагога, так и к мнению наиболее авторитетных членов группы. Создан актив, который становится проводником требований педагога. Имеется формула воздействия: педагог-актив-учащиеся. На этой стадии главной функцией педагога является функция коммуникативная. Его действия направлены на: 1) дальнейшее сплочение учащихся; 2) формирование общественного мнения, расширение актива; 3) активизацию учащихся в решении общих задач; 4) создание традиций, стиля, тона внутриколлективных отношений, выработку стратегических направлений деятельности с максимальным вовлечением в коллективные творческие дела членов группы. III стадия. На этой стадии роль организатора ученической жизнедеятельности выполняют органы самоуправления (высшая ступень актива), возглавляемые наиболее инициативными и авторитетными лидерами. Требования к каждому ученику предъявляет сам коллектив, уже достаточно зрелый и сформированный. Формула воздействия выглядит так: коллектив-коллектив. Функция педагога меняется: он осуществляет корректирующую деятельность, ибо коллектив сам становится инструментом воздействия на личность и выступает уже как субъект воспитания. Выше уже говорилось о возможности выделения иных стадий, в частности увеличения их количества. Нам представляется это естественным и допустимым явлением: ведь главное — понять алгоритм становления и развития коллектива и подобрать нужные, наиболее четко решающие задачи постепенной динамики рождения и совершенствования детского воспитательного коллектива. Нельзя не отметить исследования А.Н. Лутошкина, который в своей работе «Как вести за собой» говорит о 5 стадиях, названных им очень образно: 1.Песчаная россыпь. 2. Мягкая глина. 3. Мерцающий маяк. 4. Алый парус. 5. Горящий факел. Анализируя педагогический феномен коллектива как объекта и субъекта воспитания, нельзя не учитывать, что в школе (речь идет об основном типе учебно-воспитательных учреждений), как правило, существует целая цепочка коллективов: первичные (классные) и вторичные (общешкольные). Кроме того, I) любой школе могут быть коллективы временные, отличающиеся частой сменой состава: кружки, секции, ученические бригады, другие объединения. Сложность воспитательной работы связана с тем, что эти коллективы часто разобщены, функционируют сами по себе. Поэтому важнейшим направлением школьной воспитательной работы следует считать создание общешкольного воспитательного коллектива, воспитательной системы школы. Опыт многих школ свидетельствует о достижении этой цели, в частности, с помощью коллективных творческих дел (КТД), в которых участвуют все ученики с I по IX классы, все учителя, все подразделения школы (библиотека, мастерские), родители и представители общественности. При этом концентрация воспитательной работы вокруг стержневых системообразующих дел для многих педагогических коллективов стала традицией
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |