Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание культуры межнационального общения




1. Актуальность проблемы межнационального общения

2. Цели и задачи формирования культуры межнациональных отношений

 

Среди множества проблем, которые во все времена волнуют человечество, одна из важнейших проблем – проблема существования, мира, выживания. Её невозможно решить, если мы не научимся понимать друг друга, уважать менталитет тех, кто живет на нашей планете. Трудно назвать страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры, одной конфессии. Во многих государствах, прежде всего с федеративным устройством, живут разные народы, этнические и религиозные группы. Если взять за основу этнического деления язык (он фундамент культуры, мента-литета), то цифры, приведенные ниже и основанные на исследованиях социологов, впечатляют.

Так, в Европе на каждую страну в среднем приходится 9,5 этнических групп; в Латинской Америке и Карибском бассейне – 21; в Индонезии – 712, в Российской Федерации – 191. Следует отметить, что в последние десятилетия отмечена тенденция роста данных показателей, что связано с естественным стремлением населения идентифицировать себя с позиций этничности.

Многонациональной и многоконфессиональной по своему составу является Нижегородская область, где, как констатируют её руководители, представители различных этнических групп живут в атмосфере взаимопонимания и согласия.

Однако в мире в целом взаимопонимания и согласия давно уже нет, и межнациональные конфликты не только имеют место в земном человеческом общежитие, но и, к сожалению, обнаруживают тенденцию к усилению.

Учёные называют следующие причины этого тревожного явления:

1. Естественное стремление нации к сохранению независимости в условиях деформации межнациональных отношений;

2. Ущемление в ряде стран интересов национальных меньшинств;

3. Усиление националистических проявлений, перерастающих в откровенно выраженный шовинизм;

4. Боязнь растворения этноса в другом, более многочисленном и экономиче-ски сильном;

5. Насильственное присоединение народа к другой государственности;

6. Некорректно установленные национально-территориальные границы, нали-чие спорных территорий;

7. Депортация народов, связанная с изменениями социально-политической си-туаций;

8. Культурное и конфессиональное различие народов, составляющих населе-ние конкретной страны и др.

 

Сказанное выше актуализирует проблему межнациональных отношений и объясняет насущною необходимость выделения в научно-педагогическом пространстве специальной отрасли-педагогики межнационального общения. Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании конкретизируют эту педагогическую актуальность, подчеркивая, что образование должно быть ориентированно «на интеграцию личности в системы мировой и национальной культур»…, должно «содействовать взаимопониманию к сотрудничеству между людьми, народами, различными, религиозными и социальными группами».

1. Выполнение основных задач, обозначенных педагогикой межнационального общения, связано с историческим анализом идей, концепций, теорий в классической педагогике. У этой проблемы есть своя история.

 

Культура умеренности, терпимости друг к другу имеет место в учении Демокрита, Сократа, Платона. Их утверждение, что красота одного тела родственна красоте другого. Обращение к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи в эпоху Средневековья следует расценивать как варианты пропаганды смирения, терпимости в жизни общества.

Особый интерес представляет программа «Пампедия», разработанная основателем научный педагогики Я.А. Коменским в ХVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности и равенстве людей, их потребности и устремлений, обосновывает пампедию как стратегию равного и обязательного воспитания всего человеческого рода; Коменский, говорит о формировании у детей умения жить в мире и согласии, выполнять взаимные обязанности, любить и уважать каждого. Он отмечает, что мудрым и полезным человек становиться лишь тогда, когда основную цель жизни видит в «благополучии человеческого рода».

Гегель, рассматривая взаимоотношение ключевых философских понятий «Я» и «не Я», закладывал основу межнационального содружества: «поступая по отношению друг к другу справедливо, я тем самым рассматриваю «не Я» как тождественного со мной».

А. Шопенгауэр – «мы должны каждого принимать и признавать с данной его ин-дивидуальностью, какова бы она ни оказалась». И. Кант фактором, сдерживающим неуживчивую человеческую природу, считал корректные отношения с окружающими («всеобщий человеческий дояч»).

Интересны и ценны мнения наших отечественных философов, педагогов, психологов. Так Николай Рерих утверждал необходимость «благодетельного синтеза», под котором он, понимая «единения культур».

П.Ф. Каптерев уделял особое внимание взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, он относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальной духовной идее и одновременно к общечеловеческим знаниям. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству (глобальности) – «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному».

В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недос-татки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим».

Педагогика межнационального общения опирается и на культурно-историческую теорию развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой детерминанты (причины) поведения лежат в исторически развивающейся культуре. Таким образом, ведущая роль социокультурного контекста в развитии человека предполагает актуализацию отношений с людьми в целом, отношение к тем или иным культурным ценностям в частности.

В настоящее время мировая педагогическая мысль в пространстве педагогики межнационального общения формируется правовыми документами, разработанными ООН, ЮНЕСКО, Конституцией РФ, Законом РФ об образовании и другими директивными законодательными документами.

Декларация прав человека, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» нацеливает общество на воздействия интенсификацию образовательной сферы, на формирование культуры межнационального общения. Основные его цели можно сформировать так:

1. Воспитывать человеческое достоинство, чувства долга;

2. Формировать межнациональные отношения в духе ненасилия, терпимости (толерантности), уважения, солидарности;

3. Адаптировать знания к национальным и международным аспектам;

4. Способствовать формированию глобального миропонимания.

 

Цели эти реализуются с помощью решения следующих задач:

- вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур.

- уважать культурное наследие и самобытность своей страны в контексте мировой культуры,

- формировать умение ненасильственного (правового) урегулирования нац. конфликтов,

- воспитывать солидарность и справедливость на национальном и международном уровне и др.

По мнению П.В. Болотиной обучение культуре межнационального общения выполняет следующие функции:

1. Философско-культурологическую – направлена на формирование планетарного сознания, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам.

2. Образовательно-правовую – расширение знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений.

3. Воспитательно-формирующую – ориентирована восприятие и осмысление прав человека, на формирование убеждений и навыков сознательного гуманного поведения;

4. Психолого - развивающую – познание своего Я, развитие интереса к человеку, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

5. Коррекционную – диагностика отклоняющегося (девиантного) поведения с элементами населения, агрессивности, нетерпимости, жестокости и т.д.

 

Сочетание в обучении и воспитании этих функций, практическая их реализация – обязательное условие эффективности педагогики межнационального общения, одного из важнейших принципов которого является принцип интеркультурности образования (преподавания, обучения, воспитания) (педагогика, 2, 1999 Т.В. Болотина).

Проблема прав человека в содержании образования. Он основывается на безусловном признании прав человека, присущих каждому «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка, пола, религии, политических и иных убеждений» (Всеобщая декларация прав человека)

Интеркультурное образование направлено на формирование человека, уважающего права другого человека, готового к диалогу с ним для достижения взаимоотношения и взаимоприемлемых решений.

Практически этот принцип в системе образования реализуется в качестве интегрального компонента учебно-воспитательного процесса через теоретическое и практическое освоение искусства, где подчеркивается роль вклада разных народов в его развитие, через историю изучаемых наук, в процессе знакомства с историей и культурой регионов, в ходе овладения иностранными языками, путем организаций культурного сотрудничества с представителями разных национальностей.

Принцип интеркультурности образования лежит в основе процесса, который со-временной наукой озвучен как поликультурное образование. Это становиться очевидным, когда мы анализируем его цели и задачи. Кстати, их осмысление осо-бенно важно для педагогов-практиков, так как позволяет актуализировать форми-рование культуры межнационального общения в учебно-воспитательной деятель-ности.

Цель поликультурного образования - сформировать человека, способного к ак-тивной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладаю-щего развитым человеком понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

В соответствии с целью определены и задачи поликультурного образования, главные из которых сформированы следующим образом:

1. Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции с другими культурами;

2. Формирование представлений о многообразии культур в мире и в России, вос-питания позитивного отношения к национально-культурным различиям;

3. Развитие умений и навыков общения и продуктивного взаимодействия с носи-телями различных культур;

4. Воспитание учащихся в духе мирного сотрудничества, толерантности, патрио-тизма и интернационализма;

5. Создание условий для реализации этих задач.

В связи с этим содержание поликультурного образования предлагается рас-сматривать как:

- актуализацию в учебном материале гуманистических идей и идеалов,

- характеристику уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира, - раскрытие в культурном наследии российских народов общих компонентов традиций, идей, позволяющих жить в мире и согласии,

- приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процессов глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В заключении сказанного выше следует напомнить, что ключевым понятием педагогики межнационального общения является толерантность, суть которой определена принятой в 1995 году ООН «Декларацией принципов терпимости». В этом важном международном документе толерантность рассматривается как категория, означающая уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Она оценивается как явление, которое делает возможным достижение мира и согласия, как «активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека». При этом наиболее эффективным средством формирования толерантности Декларация называет воспитание, в ходе которого должное внимание уделяется культуре межнационального общения.

 

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

 

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

 

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.