Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи просвященного абсолютизма в России




Политические учения в Росси периода образования централизованного государства (теория Москва-третий Рим, Иван Пересветов)

Доктрина "Москва - Третий Рим" стала на Руси известной и общепризнанной при Иване Грозном, когда после 1547 г. Московское великое княжество стало царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного гос-ва. Возникновение концепции «Москва - Третий Рим» связывают с именем старца Филофея. Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу, сформулировал и обосновал доктрину «Москва - Третий Рим. Первоначально идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее полит могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного христианства". Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов. Филофей писал царю:"Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать". Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".В обозначенной Филофеем формуле были объединены и выражены, таким образом, две фундаментальные идеи: 1) преемства царств и 2) богоизбранности русского народа. Обе они давали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы, в будущем.

Политические и правовые идеи И. С. Пересветова. «Сказание о Магмет-салтане», «Большая челобитная». Свои мысли Пересветов излагает, основываясь не на Священном писании, как это было принято в ту эпоху, а на историческом опыте Византии и Турецкой империи. Ключевыми категориями политико-правовой теории Ивана Пересветова выступают понятия «правда» и «вера». «Правда» – это нечто, в соответствии с чем следует жить, совершать различные поступки, управлять, судить, наказывать; это и добрые дела, и совокупность определенных представлений о мире. «Вера» – это система религиозных догматов, религия; истина и правила поведения. Правда является самым важным элементом в жизни любого государства. Процветание государства зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря в государстве правды влечет за собой его гибель. Иван Пересветов надеется, что правда соединится с христианской верой в русском гос-ве.

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине 17 века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. В. Н. Татищев (1686 – 1750 гг.) и И. Т. Посошков объясняли государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения человеческого рода. Государство опирается на хорошие законы, но государь выше всего народа. Теоретической базой взглядов В. Н. Татищева являются концепция естественного права и договорного происхождения гос-ва. Форма правления гос-ва определяется размерами территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. «Малые» народы могут управляться всенародно, «великие» и на безопасном удалении от соседей – аристократией, «великие» и с небезопасными соседями – царской властью.И. Т. Посошков выступал за четкое определение занятий сословий в стране, каждый человек должен исполнять свой долг честно.Феофан Прокопович предпринял попытку соединить божественную сущность власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Государство есть результат сознательного объединения людей. Бог поставил монарха выше закона и народа.Под влиянием идей Просвещения в России начинается критика концепции просвещенного абсолютизма. В России в развитии политической мысли формируются три направления: либеральное, консервативное и радикальное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.