Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные политологические школы




Революционно-демократическая традиция русской политической мысли (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский)

Революционеры-демократы 40—60-х гг считали буржуазный строй прогрессивнее феодального, но критиковали его за формально-правовое равенство. Для них борьба за демократию в России означала борьбу за социализм, за республику, в которой полностью осуществится идеал власти народа, где свободный человек сможет сформироваться как личность. Социализм, по мнению революционеров-демократов, мог возникнуть в ходе крестьянской революции из общины (концепция русского «крестьянского», или «аграрного» социализма Герцена), либо как строй производственной ассоциации (Чернышевский). Формой перехода к социализму Герцен считал сельскую общину, - зародыш будущего социалистического строя. Герцен видел и слабые стороны сельской общины: свободу личности, но одновременно создавала условия для коллективного труда. Необходимым условием превращения общины в ячейку будущего общества Герцен считал освобождение крестьян с землей, сохранение и укрепление самой общины, организацию артелей в промышленности, распространение принципа общественного самоуправления на все гос структуры.

B. Г. Белинский считал, что самодержавный строй России «требует строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и будет рано или поздно» (Там же. — С. 27). Единственной силой такой перестройки, по его мнению, должен стать народ, прежде всего крестьянство.

Россия, по мнению Чернышевского, находится на пороге народной революции, которая приведет к власти трудящихся. Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвозмездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась переоценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как планомерно организованное крупное производство, состоящее из промышленных и сельскохозяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, способных удовлетворить индивидуальные и общественные потребности.

Современная политическая наука представлена десятками ярких имен, многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций политологических школ.
Прежде всего, выделяются школы по географическому принципу. Наиболее представительными из них являются: 1.Англо-американская. Она занята разработкой проблем полит модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики, прикладной политологии. Эта школа представлена таким именами, как С. Хантингтон, Г. Моргентау, Р. Дарендорф и др.; 2.Французская. Иссследует типологии политических режимов, партийную структуру (М.Дюверже, М.Крозье, Р.Арон и др.);
3. Немецкая. Эта школа занята сравнительным анализом политических систем, проблем взаимоотношения гражданского общества и государства. Все школы и направления также можно расположить между двумя подходами – позитивистским и антипозитивистским. Согласно первому подходу задача политологии состоит в исследовании эмпирически наблюдаемых фактов, поведения людей в сфере политики. Здесь внимание исследователя фиксируется на описании и объяснении имеющейся реальности, конкретных политических процессов, например, выборов. Это направление в политологии тесно связано с выполнением прикладных задач. Согласно второму подходу политология должна иметь возможности для критической оценки имеющейся реальности и указания путей совершенствовании. Это возможно сделать только с позиции общей теории, не сводимой к эмпирическим фактам, и с точки зрения политического идеала.

14.Политическая власть: сущность и структура

Полит власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики. Признаки власти: 1. Легальность - законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов. 2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений всеми членами общества.
4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Функции: 1. целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития; 2. Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;3. Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;4. Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности; 5. Прогностическая

 

 

           

 

15.Институты политической власти и механизм ее осуществления

П
олит институты — это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря: нормам, регламентирующим характер взаимодействия; санкциям, препятствующим отклонению от нормативных мо­делей поведения; восприятию сложившегося институционального порядка как привычного. Перечисленные свойства принято называть атрибутами института.Именно они делают политические институты объективными, само­воспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ори­ентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведе­ния, на определенные нормы и правила. Одновременно сказанное означает, что говорить о наличии того или иного института можно только тогда, когда в действия людей воспроизводят пред­писываемые этим институтом модели поведения. Полит институты современ общ-ва: 1.институт парламентаризма, выполняющий функции регулирова­ния отношений по поводу создания основных правовых норм (и представительства интересов различных социальных групп в государстве. 2.Институты исполнительной властипредставляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами и должност­ными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. 3.Институт политических партийобеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и их взаимодействия между собой.

16.Политическая система общества: понятие структура функции

Полит система - это система взятых в единстве и взаимодействии государственных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные полит функции. Структура полит системы состит изслед элементов:1) Институционный элемент. Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют полит систему. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. 3) Функциональный элемент. Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы.(митинги, демонстрации); 4) Идеологический элемент. Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, политическую культуру. 5) Коммуникативный элемент. Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Функции: 1. Полит руководство 2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого 3. Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. 4. Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества. 5. Дистрибутивная функция, направленная на распределение мат ресурсов и духовных ценностей между его членами. 6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.