Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические новообразования подросткового возраста




Подростковый возраст относится к числу критических и переходных периодов онтогенеза. Возраст связан с изменение соц.ситуации развития подростка – их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией на нормы и ценности этого мира. Центральным фактором физического развития в этом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Выготский считал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознание подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание кризиса.

Важнейшая психологическая особенность подростка – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее, которого он фактически еще не достиг. На этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Это период завершения детства и «вырастания» из него.

В трудах Фельдштейна представлена система взглядов, что позволяет создать целую картину ключевых аспектов развития подростков. В этом возрасте индивид выходит на качественно новую соц.позицию и в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. От того, как протекает соц.ориентация зависит очень многое в формировании соц.установок человека. Здесь выдвигается на первый план разработка психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности. Поэтому подростковый возраст относится к числу наиболее критичных периодов онтогенеза.

Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Внимание характеризуется объемом и специфической избирательностью. Подросток может длительное время сохранять устойчивость и высокую интенсивность внимания. Вырабатывается умение быстро концентрироваться и четко распределять свое внимание.

Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала. Нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Запоминается абстрактный материал.

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростка. Ее особенность – нарастание абстрактного мышления и формирование активного, самостоятельного мышления. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития. Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток научается прекрасно рефлексировать свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные эмоции.

Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения внимание, мышление, память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Воображение. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в «сферу фантазий». Подросток прячет свои фантазии и охотно признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии (Выготский). Фантазии обращены в интимную сферу (Выготский).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.