КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффекты межличностного восприятия. 4 страница
ü Респонденты, отвечавшие на почтовые запросы, как правило, не были теми же самыми людьми, которые обслуживали его в поездке. ü Установки измерялись существенно позже имевшего место поведения. ü Объект установки – англоговорящая китайская семья, сопровождаемая белым американцем, – могла не восприниматься как «представители китайской расы». Но даже, несмотря на все эти недостатки вопрос стоял очень остро, проблема была! Ее надо было решать. Пути решения проблемы: I. Были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов. Высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера, кроме всех перечисленных погрешностей, шкала была не совершенной. II. Выдвигались новые объяснительные гипотезы. § Рокич: у человек существуют одновременно 2 аттитюда, которые могут попеременно включаться: − на объект. В эксперименте Лапьера он был негативным – отношение к китайцам. − на ситуацию. Хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. Именно этот аттитюд и возобладал!!!
III. Были установлены причины, осложняющие воздействие аттитюда на поведение и факторы, которые могут противостоять этим причинам: ▫ Сила аттитюда: аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно («китайцы» - «зло! Go home!»); ▫ Ожидаемость аттитюда («я так и знал!»). Т.о., были оговорены условия, при которых положение о влиянии аттитюда на поведение сохраняло свое значение. IV. Разрабатывались теории. Ø Айзен и Фишбайн, теория «точечного совпадения» элементов аттитюда и поведения: надо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явления (если берется «глобальный» аттитюд, то его надо сравнивать не с отдельным поведенческим актом, а с целой их совокупностью). В противном случае совпадения не будет, но это и не будет доказательством ложности общего положения о связи аттитюдов с поведением. Ø Райстмен, теория «смывающего потока»: есть обстоятельства, которые как бы «смывают» очевидность влияния аттитюда на поведение. Пр.: «вмешательство» др. факторов, столкновение аттитюдов и т.д. Ø Бем (принципиально иной подход): существует обратное отношение между аттитюдом и поведением – поведение влияет на аттитюд!!! Пр.: человек наблюдает свое поведение (не ходит на рок-концерты), а лишь затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок-музыку). Ср. теория эмоций Джемса-Ланге. Выводы. Две общие методологические трудности: 1. Лабораторные исследования: упрощение и схематизация исследуемой ситуации. 2. Полевые исследования: даже в этом случае, объяснения все равно строятся лишь при помощи апелляции к микросреде, в отрыве от рассмотрения поведения личности в более широкой социальной структуре.
50. Иерархическая структура диспозиций личности.
51. Личность в группе. Социально-психологические качества личности. Теория персонализации. Петровский. Личность – свойство субъекта
Проблема: @ какова зависимость формирования качеств личности от качества групп, в которых осуществляется процесс социализации и разворачивается деятельность. @ Зависимость формирования качеств группы от характеристик составляющих ее личностей Личность оценивается другими членами группы, в каждой группе существуют значимые для нее нормативы. Процессы, в которых развертывается межличностное сравнение: a) Интериоризация (усвоение оценок) b) Социальное сравнение (с другими членами группы) предполагает наличие «среднего», эталоны не однозначны, т.к. группа неоднородна по составу. Наличие эталона означает, что группа приписывает своим членам желательные для нее качества. c) Самоатрибуция (с ума сойти – не поле прейти! Приписывание себе качеств на основе интериоризации и социального сравнения) d) Смысловая интерпретация жизненного переживания Самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения. Совместная деятельность предполагает совместные усилия членов группы. Группа реагирует (позитивно\негативно) на проявление качеств личности (ярко выражено при конфликтах). Группа контролирует качества личности при помощи групповых критериев, эталонов: зависят от включенности в группу и от меры значимости групповой деятельности. Социально-психологические качества личности – качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения: @ проявляется непосредственно в совместной деятельности - обуславливает эффективность деятельности личности в группе (умение взаимодействовать с другими, принимать коллективные решения, разрешать конфликты, воспринимать нововведения и др.). Группа вырабатывает собственные критерии деятельности для каждого из своих членов. @ необходимы для общения – Эффект ожиданий – все красивые девочки хорошие, а веселые люди легкомысленны. Человек познает мир на основе сложившихся в личном опыте рамки, конструкты. Каждое новое явление укладывается в рамки. Люди различаются между собой по количеству конструктов; по уровню связности между конструктами. → Когнитивно сложные люди: много конструктов, много связей, лучше чувствуют оттенки, смотрят в нескольких измерениях → Когнитивно простые люди: мало конструктов, мало связей, видят мир в черно-белом цвете. люди выступают одновременно как субъект и объект одновременно. Общение зависит от разброса качеств членов группы. Социальная идентичность – отнесение себя к социальной группе. a) Джемс: социальная идентичность – умение отождествить себя с некоторой группой. b) Фромм: социальная идентичность – деиндивидуализация, человек не готов к свободному одиночеству, он ищет защиту своего существования путем идентификации себя с группой. Человек платит за новую уверенность в себе отказом от целостности я. c) Кун: Кто я? Ощущать себя членом группы значимо для человека d) Эриксон: социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира. e) Тэшфел: теория социальной идентичности личности. Социальная идентичность – та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. У человека существует множественная идентичность: с семьёй, с группой друзей и пр. В разных ситуациях на передний план выходит разная социальная идентичность. Людям свойственно испытывать позитивную социальную идентичность. f) Тернер: теория самокатегоризации. Добавил к теории Тешфела: индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другими. Структура социальной идентичности: a. Когнитивный компонент (знание о моей принадлежности к группе) b. Ценностный компонент (позитивная или негативная оценка группы) c. Эмоциональный компонент (принятие или отверждение «своей» группы) g) Синирелл: исследование временных аспектов идентичности. Кем я был, кто я есть, кем я буду?… Проблемы социальной психологии личности: Изучает личность в группе, при этом состав группы не учитывается и они личностями не считаются®надо изучать личности в группе. Изучает личность в группе, но социальная идентичность личности множественна®надо изучать личность в группах. Не должно быть разрыва в соотношении социально-психологических особенностях личности и других особенностей: соотношение с дифференциальная психология.
52. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. 54. Прикладные исследования и практическая социальная психология. Фундаментальные исследования академической науки – изучение общих закономерностей развития изучаемого предмета. Прикладные исследования – нахождение способов применения этих закономерностей на практике. Общие характеристики любых прикладных исследований: 1. Ситуация «заказчик (общество, социальные институты) – исполнитель». 2. В прикладных исследованиях упрощается профессиональный тезаурус, т.к. среда непрофессиональная. 3. Прикладные исследования (см. Корнилову и Готтсданкера): гипотезы могут и не опираться на какую-либо теорию, и обобщение может и не претендовать на что-то большее. 4. Необходимость не только дать рекомендацию, но и определить направления, сроки, этапы внедрения их в практику. 5. Другие критерии эффективности: решение конкретной задачи заказчика. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. Парадокс: в нормальной науке имеет место следующая последовательность – фундаментальная наука обгоняет прикладную; в социальной психологии, наоборот, прикладные исследования обгоняют фундаментальные. Отсюда вытекают следующие следствия: I. Положительные. Финансирование прикладных исследований → их развитие. II. Отрицательные. Андреева: «Социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований». Это происходит как раз из-за того, что плохо развита фундаментальная наука [ну у социальных психологов всегда все не, слава богу, не то, что мы… J]. Что делать? ü «… прямо очертить круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые дать ответ нельзя на данном уровне развития науки». Пр.: средним классом не занималась серьезно ни одна из материнских наук социальной психологии – ни социология, но общая психология. Вывод: надо забыть про средний класс пока социология не изучит его вдоль и поперек, и пока у психологии не будет реального опыта исследования социальных классов. НЕТ!!! Социальные психологи и лезут и лезут куда им не надо. ü «… согласиться со всеми предложенными проблемами, принять их заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знания». Пр.: тот же пример со средним классом: делают как по последней инструкции Андреевой, но претензии, претензии на истину в последней инстанции! Еще специфика. Любое прикладное социально-психологическое исследование это вмешательство в жизнь реальной группы, отсюда и трудности. Основные трудности: 1) Методические проблемы. Реальный человек – это не лабораторный кролик, у личности есть свои собственные отношения с коллегами, социальные роли, наконец актуальные эмоциональные состояния, которые могут выступить как смешения, если применять жесткие лабораторные схемы. 2) Вопрос времени. Многие методики громоздки, и на них тратится много времени, что сбивает рабочий ритм, а оставлять только добровольцев – смешение. 3) Этика. 4) Трудности в отношении языка. Во-первых, надо правильно операционализировать понятия; во-вторых, всячески надо избегать таких терминов как «конформист», «авторитарный лидер» и т.п., т.к. они обидные! Эффективность прикладных исследований. В экономике, психологии труда и т.д. проблема эффективности решается просто – прямой экономический выигрыш. Эффективность в социальной психологии: § В чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследования. Это эффективность социальной психологии в целом. Здесь также прямой выигрыш. § Социальное развитие исследуемой группы: благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, но и улучшение настроения коллектива и каждого отдельного его члена и т.п. Практическая социальная психология. Не правильно отождествлять практическую и прикладную социальную психологию. Фундаментальная и прикладная области занимаются исследованиями, а после дают рекомендации – общие или конкретные соответственно. Практическая социальная психология не дает рекомендаций своим заказчикам, исследований не проводится. Практический психолог вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегии и уровни вмешательства: ü Стратегия индивидуального изменения: изменяется отдельный человек для оптимизации его существования в организации. ü Техноструктурная стратегия: вмешательство с целью оптимизации структуры данной организации. ü Стратегия базирования на определенном типе данных: это зависит от того, работает практик внутри организации или вне ее. ü Организационное развитие: использования различных психологических техник для совершенствования организации, в частности, процессов принятия решения в них, планирования, работы с персоналом. Роли психолога-практика: · Эксперт. Приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продукт – заключение. · Консультант. Может быть приглашен для более или менее систематического курирования какой-либо деятельности клиента. Это более непосредственное вмешательство. · Учитель. Осуществляет социально-психологический тренинг. Тренинг – это обучение. Пр.: перцептивно-ориентированный тренинг (развитие компетентности в общении) и др.
53. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии (сильно притянуто за уши Андреевой): I. Управление и развитие организации. Проблема: создание психологической службы на предприятиях и в организациях (вообще-то это дело психологии труда, социальные психологи опять лезут, куда им не надо). § Управление; § Психологические качества руководства (использования личностных тестов, диагностика лидерства и т.п.); § Деловое общение (разные там тренинги, организация делового общения, совещания и т.д.). § Развитие организации (создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решения, разрешения конфликтов, развитие сети коммуникаций). § Консультирование организационного развития (психологическая диагностика организации, чтобы потом осуществить эффективное вмешательство). § Работа с персоналом. § Командообразование (задача: сформировать команду, коллектив). II. Массовая коммуникация и реклама. Теоретическая база – общение как коммуникация. Прикладное и практическое применение (СМИ и реклама). Коммуникатор имеет коллективный характер, и его основными функциями является а) продуцирование сообщения; б) трансляция сообщения. Коммуникатор – транслятор (напр., диктор на телевидении), но реципиент воспринимает не только сообщение, но и личность коммуникатора. Аудитория: разнообразна и анонима. Реклама: главная проблема – эффективность рекламного воздействия + аудитория потребителей и образ товара, марки, бренда. Политическая реклама и паблик релэйшнз (PR). III. Школа и семья. На самом деле этим занимаются педагогическая, возрастная и клиническая психологии, социальные психологи опять суют свой нос, куда не надо. ü Психологическое просвещение детей и родителей. ü Профилактика (???, ну причем здесь социальная психология??? Притянуто за уши!). ü Школа в целом как организация. ü Индивидуальная помощь ученику, учителю, родителю. ü Профориентация (а этим занимаются возрастные психологи и психологи труда!) ü Подготовка молодых людей к созданию семьи. ü Служба знакомства. ü Регулирование семейных отношений (разрешение конфликтов, обучение нормальному общению, социально-психологические тренинги и т.д.). IV. Право и политика. V. Наука.
Обратная связь и самоподача во взаимодействии. Транзактный анализ. Э. Берн. Эффективно такое взаимодействие, в котором сопрягаются 3 характеристики: ü Позиция участников ü Ситуация ü Стиль поведения участников. Это разделение необходимо для анализа. Позиция участников, эго-состояния: 1. Родитель: «Надо!»; набор состояний Я, повторяющих состояния Я родителей, как человек их воспринимал. Они могут активизироваться при некоторых обстоятельствах. 2. Взрослый: «Давай обсудим»; способен на объективную переработку информации. 3. Ребёнок: «Хочу!»; человек несет в себе впечатления более раннего периода жизни, которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Трансакция – единица общения, обмен поглаживаниями. Поглаживание – любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека (приветствие, физическое поглаживание и пр.). Виды трансакций: Дополнительные Пересекающиеся Скрытые
Угловая Двойная
Взаимодействие эффективно в случае дополнительных трансакций. Адекватное понимание ситуации. Виды ситуаций - официальные события - случайные эпизодические встречи - формальные контакты на работе и в быту - асимметричные ситуации (в обучении, в руководстве, на допросе и пр.) по Берну: - процедуры – серия простых дополнительных Взрослых трансакций (общение с врачом). Бывают успешными. - ритуалы – стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами (прощание, приветствие). Бывают эффективными. - времяпрепровождение (полуритуалы) – серия простых, полуритуальных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определённого интервала времени; начало и конец этого интервала обычно обозначается процедурами и ритуалами. Бывает выгодным. - операции – простая трансакция или серия трансакций, предпринятых с некоторой заранее определенной целью. Например, человек честно просит утешения, его утешают. Операции надо отличать от игр. - Игры – серия следующих друг за другом скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Отличаются наличием скрытых мотивов и выигрыша. Пример, человек просит утешения, его утешают, а он оборачивает эту ситуацию против утешителя. Разбор типичной игры. «Если бы не ты…». Тезис: жена винит деспота-мужа в том, что он ограничивает ее светскую жизнь и она не может танцевать. После психотерапии она стала более уверенна, а муж стал больше ей разрешать. Она пошла на уроки танцев, где выяснила, что смертельно боится танцевать на людях. Т.о., муж запрещал ей делать то, чего она боялась, и не давал ей узнать об этом страхе. Это одна из причин, по которой ее Ребёнок выбрал себе мужа. Кроме того запреты мужа были причинами ссор, в которых муж винил себя®дорогие и частые подарки. Когда свобода ее выросла®подарки уменьшились вместе с ссорами. Антитезис: предполагаемая игра может быть прекращена путем уменьшения «выигрыша»®фрустрация. В данном случае: снятие всех запретов. Цель: придание себе уверенности, самооправдание. Роли: муж-тиран (может выступать с позиций Взрослого или Родителя); Подавляемая им жена (может выступать с позиций Взрослого или Ребенка) Иллюстрации: аналоги игр у детей, где вместо мужа-тирана выступает реальный родитель. Трансакционная парадигма: Социальный уровень; Р-Ре: Муж: Сиди дома, занимайся хозяйством Жена: Если бы не ты, я могла бы не заниматься хозяйством, а развлекаться. Психологический уровень; Ре-Ре: Муж: Ты должна быть дома, когда я прихожу. Я очень боюсь, что меня бросят. Жена: Я так и буду делать, если ты поможешь мне избегать того, что пугает меня. Ходы в игре: равносильны поглаживаниям в ритуалах. Пример: Приказ («сиди дома») – согласие («хорошо») Приказ («сегодня тоже сиди дома») – протест («если бы не ты»). Вознаграждение, выигрыш – возможность уйти от пугающих ситуаций (психологическое) и сетовать на мужа, утверждаясь в мысли «все мужчины – тираны и подлецы» (социальное). Генезис игр: играм, ритуалам детей обучают родители, т.к. они включены в их собственную жизнь. Функции игр: структурирование времени, поддержание психологического равновесия (за счет «вознаграждений» Стили поведения и действий. В каждой ситуации человек должен «подавать» себя по-разному, если эта самоподача будет неадекватна, взаимодействие будет затруднено (пример, пересекающиеся трансакции). При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи: от стремления понравиться до запугивания. Ритуальный стиль. Обычно задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной ситуации, заявить о своей компетентности. Пример: ритуалы приветствия; если на вопрос «как дела?» начать жаловаться на жизнь во всех подробностях, ритуал будет нарушен, а партнер в растерянности не будет знать как реагировать. Манипулятивный стиль. (Шостром). Цель – управлять, обучать, навязывать свою позицию, оказывать влияние. Манипуляция – система игр, стиль жизни, псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать себя и других. Типы манипуляторов (сродны ролям по Берну):
Причины манипуляций: T Недоверие (Ф. Перлз) → человек находится в вечном конфликте: он должен опираться и на себя, и на внешнюю среду: взаимоотношения работодатель-рабочий. Работодатель хочет сделать из рабочего инструмент, это негативно влияет на целостность личности рабочего®он не адекватно взаимодействует с потребителем®потребитель расстроен L → человек не доверяет себе полностью, он ищет помощи у других, которым тоже полностью не может доверять. T Любовь (Э. Фромм) → Любовь предполагает знание человека таким, каков он есть → Любовь – нормальные отношения между людьми → Чем мы лучше, чет совершеннее, тем любимее – неверный постулат. Нас любят за то, что мы можем признать свои человеческие слабости. → Манипулятор ищет замену любви и находит – полную власть над другой личностью, которая становится ЕГО! Это лишь жалкая альтернатива любви. T Риск и неопределенность (Д. Бугенталь и экзистенциалисты) → Мы очень мало можем контролировать, это ужасно!L Может попробовать контролировать хоть кого-то… T Стремление управлять своими эмоциями и избегать интимности (Э. Берн), страх затруднительного положения (В. Глассер) T Нам необходимо получить одобрение всех и каждого (А. Эллис) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих участников взаимодействия относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга цель – взаимная поддержка. Совместное изменение себя и другого для достижения наилучшего результата.
Социальная психология в условиях Российского общества. Весь опыт, накопленный социальной психологией за все время ее развития, относится к стабильному обществу. Ее обязанность – искать ответы на вопросы изменяющегося общества. НО: ее средства и аппарат не адаптированы к этому. Существенная черта российского общества на протяжении последнего десятилетия, а то и двух – нестабильность. Сейчас у нас происходит становление рыночных отношений. Этот тип отношений хорошо изучен, но в его стабильном и устоявшемся состоянии, а социальной психологии переходного типа не существует.L Чужой опыт использовать не удастся. Полученный нашей социальной психологией опыт тоже не годится: той стабильной ситуации, в которой он был получен, уже нет. Сейчас важно осознать ситуацию, изучить новый «социальный контекст» – нестабильность, трансформация нашего общества, которая «накладывается» на старый образ общества. Эти образы очень далеки друг от друга. Необходимо зафиксировать те процессы, с которыми сталкивается массовое сознание в этот переходный период:
Вывод: социальной психологии надо искать новые средства, а потом с их помощью изучать сложившуюся ситуацию, хотя к тому времени она уже изменится… Тяжко им придется…L
УДАЧИ!!!
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |