Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффекты межличностного восприятия. 3 страница




Эксперимент Донцова по выявлению предметно-ценностной сплоченности в школьных педагогческих коллективах. Подтвердились гипотезы:

  1. общность педагогических нормативов относительно формирования личности учащегося (предметный план деятельности учителя), объективно реализующихся в деятельности коллектива учителей, выше, чем субъективные представления об «эталоне» учащегося.
  2. степень согласованности ценностных определений педагога более высока, когда они даны в представлении об «эталоне» учителя, и ниже, когда они служат действительными критериями взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе.

Коллектив – группа особого типа. В коллективе групповые процессы иерархизируются, образуя многоуровневую систему, с которой можно выделить несколько страт (уровней), имеющих разные психологические характеристики.

А: групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Это не только психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.

Б: фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам и принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого члена группы.

В: характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности и принятыми в группе принципами, ценностными ориентациями. Сюда относятся такой феномен, как коллективистическое самоопределение. Принцип существования этой страты – деятельностное опосредствование.

Г: эмоциональные связи, по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Критерии коллектива:

  1. оценка выполнения коллективом основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда)
  2. оценка соответствия группы социальным нормам
  3. оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития.

Классификация групп:

  1. Любая позитивная группа на начальных этапах существования
  2. Истинный коллектив
  3. Начинающая банда
  4. Организованная преступная группировка
  5. Зародыш группы.

 

40. Психологическая теория коллектива.

Источники исследований коллектива в отечественной науке:

  1. постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей отводилось идеологическое значение. По Марксу, коллектив – специфическая форма организации людей социалистического общества. Социальная психология в этом контексте занималась развитием группы, как процессом достижения этой высшей стадии, стадии коллектива.
  2. Исследование коллектива (особой группы) через рассмотрение уровней развития ее деятельности и роли этой совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования этой деятельностью всех групповых процессов.

Макаренко. Обозначил специфически социально-психологический аспект исследования коллектива. Важнейший признак коллектива – социально-позитивная деятельности, отвечающая потребностям общества.

Особое свойство природы отношений в коллективе: признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.

Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества; его деятельность может быть успешно реализована только тогда, когда нет рассогласования между коллективом и обществом.

Признаки коллектива:

  1. Это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели
  2. Добровольный характер объединения
  3. Целостность: коллектив – некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой управления и руководства.
  4. коллектив – особая форма взаимоотношений между его членам, обеспечивающая принцип развития личности вместе с развитие коллектива, а не вопреки ему.

Уманский.

Параметры коллектива:

ü направленность (позитивная социальная)

ü организованность

ü подготовленность

ü развитие коммуникации.

Классификация групп:

 

       
   

 

 


ü Коллектив

ü Автономия

ü Кооперация

* Интраэгоизм: мы будем сплочены, но действовать против всех остальных.

 

41. Стадии и уровни развития группы.

Рассказываем про Петровского и Уманского.

 

 

42. Психология межгрупповых отношений (основные полходы и исследования).

43. Феномены внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

1. Предпосылка экспериментальных исследований – мотивационные теории, объясняющие причины враждебности по отношению к «чужой» группе. Межгрупповая враждебность истолкована как свойство личности. Врожденная агрессивность (по Фрейду инстинкт смерти Танатос)→ враждебность. Пример: Адорно изучал антисемитизм.

2. Интеракционистский подход. Шериф: источники межгрупповой враждебности не в свойствах отдельных личностей, а в условиях взаимодействия групп. Пример: эксперимент в лагере бойскаутов

· Предложили общую деятельность по уборке лагеря→ стихийно сложились дружеские группы.

· Подростков разделили на 2 группы так, чтобы разрушить дружеские группы. У групп нет межгрупповой враждебности, судя по замерам.

· Группам задана различная деятельность на условиях соревнования→ рост межгрупповой враждебности.

· Общая деятельность для 2 групп→ межгрупповая враждебность снизилась.

3. Когнитивисты. Тэшфел: межгрупповая враждебность наблюдается и в отсутствие конфликта, выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Настаивает на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Пр.: студентам показывали картины разных художников и затеем произвольно разделили их на две группы (сторонники одного и другого). Затем предложили поделить небольшую сумму денег между членами своей и чужой групп. Каждый старался действовать в пользу своих (приверженность своей группы или внутригрупповой фаворитизм и враждебность по отношению к чужим). Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в факте осознания принадлежности к своей группе.

Область межгрупповых отношения включает в себя 4 процесса:

1. Социальная категоризация (выделение группы по признакам).

2. Социальная идентификация (причисление себя к группе).

3. Социальное сравнение (в пользу своей группы).

4. Социальная дискриминация.

Аутгрупповой фаворитизм.

Наблюдается при большой разнице в статусе групп. Своя группа воспринимается хуже, чем привилегированная другая. В жизни – редкое явление.

Межгрупповые отношения в рамках деятельностного подхода.

Акцент на социальную перцепцию. Изучаются стереотипы и установки, возникающие в межгрупповом восприятии.

1. Целостность межгруппового восприятия – все или не все члены группы воспринимают членов другой группы одинаково.

2. Унифицированность – степень распространения представлений о другой группе на отдельных её членах (все они такие).

Межгрупповые процессы обладают устойчивостью, консервативностью, ригидностью так как их субъектом является не один человек, а группа. Совместная межгрупповая деятельность не сводится к непосредственному взаимодействию (как это было у Шерифа). Межгрупповые отношения могут возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами (например отношения между большими группами). Образ членов другой группы может формироваться на основе впечатлений от художественной литературы, СМИ и др. межгрупповое восприятие зависит от характера культуры и обуславливает стереотипы. Стереотип помогает быстро категоризовать воспринимаемую группу. Стереотип может также способствовать формированию межгрупповой враждебности (все они такие), происходит поляризация оценочных суждений. Это ярко проявляется в межэтнических взаимоотношениях.

Экспериментальные исследования.

Проверка предположения о зависимости адекватности межгруппового восприятия от характера совместной групповой деятельности.

1) Эксперименты на студентах. Показатели адекватности межгруппового восприятия: прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования; объяснение причин победы или поражения своей/чужой групп; представление о потенциальных успехах своей/чужой групп в различных ситуациях. Мера адекватности: степень предпочтения по указанным параметрам по отношению к своей/чужой группам. Студенты сдавали зачет по одному и тому же предмету одному преподавателю. Им сказали, что лучше работающая группа получит автомат. Групповая оценка складывается из оценок индивидуальных выступлений. Экспериментатор называл лидирующую группу: все время одну и ту же; попеременно. Третьей группе студентов говорили, что автомат получат не группа в целом, а успешно отвечающие на семинаре. Результаты: в условиях межгруппового соревнования наблюдались реплики в поддержку членов своей группы, попытки помешать выступлениям чужой группы, подсказка вызывать хорошо подготовленных членов своей группы. Восприятие другой группы было неадекватной.

2) Эксперимент в пионерском лагере. Сначала отряды участвовали в спортивном соревновании, где подчеркивались состязательные моменты → рост внутригруппового фаворитизма. Затем, все отряды оказывали помощь соседнему совхозу (совместный труд) → уменьшение внутригруппового фаворитизма. Вывод: фактор снижения уровня внутригруппового фаворитизма (неадекватности межгруппового восприятия) – не ситуация межгруппового взаимодействия, а новая деятельность с надгрупповыми целями.

Схема развития межгрупповых процессов. Объективные условия совместной межгрупповой деятельности → характер непосредственного межгруппового взаимодействия → параметры процессов межгруппового восприятия.

Межгрупповое восприятие неадекватно (внутригрупповой фаворитизм), когда межгрупповое взаимодействие оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Если группы включить в деятельность с общими целями и ценностями, то преодолеваются неадекватные представления.

Исследования межгрупповых взаимоотношений (Агеев).

1) По горизонтали – между группами, которые не связаны отношениями подчинения (школьные классы, команды).

 

 


2) По вертикали – в системе иерархии (бригада, цех, завод, объединение).

       
   
 
 

 

 


44. Проблема личности в социальной психологии.

Личность в социальной психологии.

Личность – не главный объект исследований.

Отличие от социологического подхода.

В социологии: личности как носители общественных отношений, представители определенной социальной группы. Важна не индивидуальность, а личность, как социальный тип. Личность выступает, как продукт общественных отношений, элемент общности. В социальной психологии: личность – представитель группы, но группа формирует определенный набор личностных качеств.

Отличие от психологического подхода: в психологии существует два подхода к пониманию личности:

  1. Ленинградский (Платонов, Мясищев). Личность как конкретный субъект деятельности. Человек – совокупность разнообразных качеств, включает следующие компоненты: возрастные свойства, половые свойства, биохимические и др. Личность находится в зависимости от общественных условий развития человека.
  2. Московский (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев). Личность – особая социальное качество, которое возникает в человеке по мере его существования. Личность как поздний продукт. Личность порождается в деятельности, структура личности = структура деятельности и стоящие за ними мотивы и потребности.

Социальная психология, мать её за ногу, анализирует в каких конкретных группах и через какую деятельность происходит становление личности (как личность усваивает социальное влияние и через какие виды деятельности реализует свою сущность). В социальной психологии изучается комплекс вопросов социальной детерминации личности (в отличии от общей психологии).

Платонов, структура личности (социальная психология).

  1. Биологическая подструктура: пол, возраст и др.
  2. Психологическая подструктура: индивидуальные особенности восприятия, мышления, воли и др.
  3. Подструктура социального опыта: умения, навыки, знания.
  4. Подструктура направленности: интересы, желания, идеалы, убеждения.

Проблемы социальной психологии в связи с личностью:

  1. Социализация – см. вопрос 45, 46.
  2. Социальная установка – см. вопрос 48, 49.
  3. Социальная идентичность личности в группе -

 

45. Содержание и механизмы социализации.

46. Стадии и институты социализации.

Социализация представляет собой процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества. В процессе социализации происходит взаимодействие индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой стороны, общество трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения к культуре. Это позволяет человеку полноценно участвовать в общественной жизни.

Социализация обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая рождающимся гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Социализация – двусторонний процесс.

1. Вхождение в социальную среду

2. Воспроизводство определенных социальных условий, активная переработка социальных влияний

· Процесс целеобразования

· Активность в процессе социализации

· Построение стратегии поведения

социальное творчество

Социальные институты – трансляторы социального опыта.

К ним относятся: семья, церковь, школа, суд, СМИ, группа сверстников и др. Культура как контекст.

Виды трансляции:

1. префигуративная культура: старшие→ младшие.

2. конфигуративная культура: горизонтальные контакты. Распространены в модернизированных обществах.

3. постфигуративные культуры: младшие→ старшие. Конфликт поколений. Бурные социальные изменения.

Сферы социализации:

1. сфера деятельности. Леонтьев: по мере социализации осуществляется ориентировка в деятельности.

· человек осваивает новые роли

· приобретает умение центрироваться на каком-то виде деятельности.

2. общения

ü умножение контактов по мере вхождения в социальные группы

ü углубление процесса общения, переход от монологической формы общения к диалогической (умение осуществлять процесс децентрации)

3. самосознания

▫ становление собственного «Я», осознание своей тождественности (когнитивный компонент, эмоциональный как оценка своего «Я», поведенческий компонент как осмысление моего отношения к другим)

▫ Осознание своего «Я» как целостности, корректировка своего «Я». Человек учится смотреть на себя со стороны.

Успешная социализация обусловлена 3 факторами:

1) Имитация – осознанное стремление ребенка копировать поведение взрослых.

2) Идентификация – процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых.

3) Стыд и вина – механизмы, которые запрещают определенное поведение или подавляют его.

Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.

Подходы к социализации:

1. Фрейд: социализация происходит в раннем детстве.

2. Эриксон: + период юности.

3. Сейчас: 3 стадии (как думает Андреева)

· Дотрудовая. Включает детство и юность. В это время происходит обучение.

· Трудовая. Отличительные черты социализации взрослых: смена поведения, так как нормы уже осмысленны. Изменение норм, а не освоение. Обогащение навыками.

· Послетрудовая. Воспитание молодого поколения

В нормальных учебниках по социологии процесс социализации делят на два основных периода:

1. Первичная социализация – от рождения человека до формирования зрелой личности. На первоначальном этапе инструментом общения ребенка со взрослым является интуитивное узнавание родителей. Овладение языком дает человеку возможность усваивать опыт и знания предшествующих

поколений, получать разнообразные знания об окружающем мире, с этого

момента он становится активным участником социального

взаимодействия. Особая роль в усвоении нормативных элементов

культуры, научении ролевому поведению и выполнению ролевых

требований принадлежит подражанию значимым для ребенка людям

(родителям, родственникам, друзьям семьи). Подражая взрослым,

ребенок лучше начинает понимать окружающих его людей, их помыслы,

желания, настроения. Большая роль в научении ролевому поведению

принадлежит детским играм. Принимая на себя роль в игре, дети

приучаются к правилам и нормам поведения, у них развивается чувство

ответственности, они учатся отстаивать свои интересы и свое место в

социальной группе.

По мнению Ч. Кули, решающую роль в социализации индивида играют первичные группы (семья, детские коллективы, соседские общины и др.) Мнения окружающих помогают развить у индивида чувство Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах, субъективное Я становится все более устойчивым и фиксированным. Под влиянием требований окружающих у человека формируется чувство самоконтроля, он усваивает нормы и ценности социальной группы.

Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации

индивида его социальному взаимодействию со средой. Он полагал, что для взаимопонимания и социального взаимодействия в детском возрасте, благодаря играм, должна сформироваться способность принимать на себя роли других людей. Как только индивид научается принимать установки и ценности социальной группы, в которую он включается как активный участник, он начинает формироваться как личность. С того момента, как он начинает разделять интересы группы, он, наравне с остальными членами группы, принимает участие в решении общих проблем.

В процессе социализации подростка все большую роль начинают играть

(помимо первичных групп), различные организации и учреждения, особенно системы образования. На формирование мировоззрения и сознания человека оказывают воздействие и средства массовой информации. Доставляемая СМИ информация приобщает человека к потребностям, интересам и

проблемам его страны.

2. Вторичная социализация (ресоциализация) – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями, перестройка личности уже в период ее социальной зрелости.

Необходимость вторичной социализации возникает у взрослых в связи с

переходом на новую социальную позицию, требующую от человека овладения дополнительными умениями, знаниями и навыками.

Вторичная социализация, по сравнению с социализацией детей, имеет ряд особенностей:

a. Она опирается на большой жизненный опыт, накопленные профессиональные знания.

b. Она не оказывает такого сильного воздействия на личность, субъективный мир человека. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

c. Взрослые способны оценивать нормы, в то время как дети способны только усваивать их.

d. Социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками, тогда как социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Р. Гоулд считает, что социализация взрослых является продолжением

социализации детей и представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки.

Ресоциализация не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять из-за ослабления (в связи с возрастом) физических и психологических возможностей человека. Некоторые пожилые люди перестают играть активную роль в обществе из-за расстройства здоровья, финансовых затруднений и эмоциональных переживаний.

 

 

47. Сущность, структура и функции аттитюдов.

49. История исследования социальных установок.

I. Проблема социальной установки в обще психологии.

Формирование социальных установок отвечает на вопрос: как усвоенный в процессе социализации опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Вопрос: чем определяется выбор мотива деятельности? Ответ на это вопрос и дает понятие социальной установки. НО понятие установки в общей психологии имеет свою традицию. В первую очередь, это теория установки Узнадзе.

По Узнадзе, установка – целостное состояние субъекта, которое выражает готовность к определенной активности. Готовность обусловлена ситуацией и потребностью. Виды установки:

ü Первичная, ситуативная. Пр.: ребенок хватает горячий чайник.

ü Фиксированная, установки закрепляются в опыте (социальная установка).

Божович. Направленность личности – состояние, предвосхищающее поведение. Направленность на объект – нечто предвосхищающее.

Леонтьев. Личностный смысл – характеристика преднаправленности человека по отношению к объектам.

II. История исследования социальных установок. Периоды:

1. От введения термина социальная установка, аттитюд (attitude) в 1918 г. до Второй мировой войны. Характерная черта этого периода – бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней. В 1918 г. Томас и Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили следующие закономерности:

§ Зависимость индивида от социальной организации;

§ Зависимость социальной организации от индивида.

Авторы предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий

o «социальная ценность»

o «социальная установка» (attitude).

Аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, это состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Бум в исследованиях аттитюда. 1935. Олпорт пишет обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Так же Олпорт дает обобщающее определение аттитюда, которое является и.о. общепринятого:

Аттитюд – это состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и/или динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которым он связан.

Так же в этот период начинаются разрабатываться методические техники измерения аттитюда (1928 г. шкала Тёрстоуна).

2. 1940-1950-е гг. Характерная черта – упадок исследований в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций. + переключение интереса на динамику групповых процессов (Левин). НО именно в этот период (1942-1947) Смитом было предложена трехкомпонентная структура аттитюда (см. ниже).

3. 1950-1960-е гг. Характерная черта – возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований. Йельские J исследования Ховлэнда, теория когнитивного диссонанса Фестингера и т.д.

4. 1970-е гг. Характерная черта – явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов. Проблема недостаточного изучения взаимосвязи установки и поведения (см. ниже).

5. 1980-1990-е гг. Новый рост интереса к проблеме.

III. Структура аттитюда.

Смит. Трехкомпонентная структура аттитюда (экспериментально было подтверждено в Йельском университете):

1) Когнитивный компонент. Осознание объекта социальной установки, убеждения относительно объекта установки.

2) Аффективный компонент. Эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему.

3) Поведенческий (конативный) компонент. Последовательное поведение по отношению к объекту.

Аттитюд – осознание, оценка, готовность действовать.

IV. Функции аттитюда.

1. Приспособительная функция. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Это функция идет от теорий научения. Установки помогают людям достигать положительных результатов и избегать негативных (поощрение/наказание). Пр.: установка одного человека в отношении пиццы будет ассоциироваться с поощрением (м-м-мм… приятный нежный вкус, ароматный запах, воздушный плавящийся сыр, поджаристая колбаска, грибочки, благоухающие весенним лесом, и наконец, сытость), а у другого с наказанием (увеличение веса, гроза сердечного приступа, инсульта, в связи с повышением уровня холестерина в крови, тошнота, тяжесть в желудке, тошнота, диарея, судороги, припадки, клиническая сметь отравление, плохой запах изо рта). Установки управляют нашим поведение, в плане увеличение количества поощрений и уменьшение наказаний (напр., можно позволить себе съесть любимое блюдо, но только один раз в месяц).

2. Функция знания. Аттитюд дает упрощенное указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Установки экономят наши усилия, позволяют не обдумывать при каждой очередной встрече с объектом, как следует себя вести.

3. Функция выражения (функция ценности, функция саморегуляции). Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. Подержание и выражение некоторых установок позволяет человеку идентифицироваться с определенными социальными группами. Пр.: женщина может определить себя как члена социальной группы феминисток, или сторонниц консервативных взглядов, придерживаясь соответственно установок «феминизма» и «консерватизма».

4. Функция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Также установки могут выполнять функции поддержания самооценки:

a. Они могут «отстранять» субъекта от негативных объектов посредством защитных механизмов «я». Вдохновленные психоаналитическими представлениями о механизмах защиты, некоторые авторы полагают, что негативные установки, особенно в отношении меньшинств, или этнических аутгрупп, позволяют индивиду дистанцироваться от угрозы которая содержится в представлении о данном сообществе.

b. Установки могут помогать связывать себя с позитивными объектами. И тем самым позволять индивиду «греться в отраженных лучах славы». Пр.: становясь чьим-нибудь фанатом и украшая себя значками популярной спортивной команды.

 

48. Социальная установка и реальное поведение.

Долгое время считалось, что аттитюд прямо влияет на поведение. Но исследования Лапьера (1934) поставило под сомнение это предположение.

Лапьер с двумя студентами-китайцами (в это время была предубежденность к этой нации) путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и во всех (кроме одного) им оказали достойный прием. После путешествия, спустя некоторое время, Лапьер обратился в те гостиницы, где они останавливались с вопросом: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило 128 заведений, и практически во всех ответах был отказ.

«Парадокс Лапьера»: ответы в письмах содержали негативный аттитюд (отношение к лицам китайской национальности), а реальное поведение было организовано так, как если бы оно совершалось на основании позитивного аттитюда.

Подобная диссоциация между аттитюдом и поведением пошатнула интерес к исследованиям социальных установок. Что делать?

Начали выискивать недостатки исследования Лапьера. Общие недостатки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.