Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену по социальной психологии 2012 год 1 страница




 

1. Общая характеристика социальной психологии как науки.

Соц.психология – наука, изучающая закономерности возникновения,функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей и их групп,как представителей различных общностей.

Объектом соц.психологии явл-ся конкретные соц.общности(группы) или отдельные их представители,личности.

Проблема социальной психологии – взаимодействие человека и группы.

Предмет социальной психологии – закономерность деятельности и общения людей, обусловленная включением людей в социальные группы, а так же психологические характеристики этих групп.

ЗАДАЧИ:

1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
2) содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

ФУНКЦИИ СОЦ.ПСИХ.:

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ: связана с выявлением методов,принципов, путей познания сущности исследуемых явлений,а также закономерностей механизмов их проявления;

Формирования концептуального аппарата науки;определение направлений практического применения результатов изучения соц.-пс. Феноменов.

2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: с одной стороны она закл-ся в синтезировании соврем.научных представлений о природе психологии людей и её месте в дух.жизни общ-ва.

Показывает,как должен осуществляться процесс формир-ния правильных представлений в системе: ЧЕЛОВЕК-ГРУППА-ОБЩНОСТЬ-ОБЩЕСТВО.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ: показывающая какое непосредственное влияние соц.пс. явлления оказывают на развитие и функционирование общественных отношений,а также средства управления ими(регляция)

4. ПРОГНОЗТИЧЕСКАЯ: позволяет на основе учёта специфики функционирования соц.-пс. Явл-ний. Правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общ.сознания и духовной жизни общества.

5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ: дающая понять сущность реальных мнимых соц.-пс. Ценностей в жизни-деятельности общества в целом.

 

ОТРАСЛИ СОЦ ПСИХ.:

1 .ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: отрасль соц.психологии,которая представляет пс.особенности людей, как представителей различных этнических общностей.

2. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: отрасль соц.пс., изучающая пс-гию людей,вовлечённых в различные религиозные общности, а также их религиозную дея-ть.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ: исследующая разные стороны псих.явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества.

4. ПСИХ.УПРАВЛЕНИЯ(ОРГАНИЗАЦИОННАЯ): уделяющая главное внимание анализу проблем,связанных с воздействием воздействием на группы,общества в целом,с целью их упорядочения,сохранения кач.специфики,совершенствования и развития.

5. ПСИХ..СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: слабо развитая отрасль соц.пс.,занимающаяся изучением особенностей закономерностей и методов влияния на людей и групп в различных условиях их жизни и деятельности.

6. ПСИХ.ОБЩЕНИЯ: расскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

7. ПСИХ.СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ(СЕМЬИ): ставит задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами ячейки человеческого общества.

8.СОЦ.ПСИХ.ЛИЧНОСТИ: исследует человека включённого в различные общественные и межличностные отношения.

9.ПСИХ.МАСС: изучает особенности поведения людей в толпе,в условиях паники и страха. Изучает пс.особенности функционирования слухов и мифов, а также массовые коммуникационные процессы и рекламы.

10 .ПСИХ.КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ(КОНФЛИКТОЛОГИЯ):бурно развивающ.отрасль соц.псих.,нацелена на досканальное изучение специфики и содержания различных конфликтов, а также эффективных конфликтов.

Социальная психология поддерживает закономерные и прочные связи с др.науками:

-ФИЛОСОФИЯ;

-СОЦИОЛОГИЯ;

Родоначальниками накопления соц.-пс. Знаний считаются др.греч. и др. китайские учёные: (аристотель, гераклит, геппократ, демокрит, платон, конфуций, суньцзы,уцзы).

Основные западные направления в соц.псих.: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм,гуманистическая пс-гия.

 

2. Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О.Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г.Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и "чисто" социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно (см.: Ярошевский, 1976).

3. Первые исторические формы социально-психологического знания: их сильные стороны и ограничения.

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения.

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, психология народов предлагала "коллективистическое" решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование "сверхиндивидуальной души", подчиненной "сверхиндивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. Именно эти две идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания – были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1841-1931). Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Формально в данном случае признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом "материале" выглядело весьма односторонне, поскольку сама "толпа", или "масса", была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения, ситуации паники.

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В.Макдугалла (1871-1938). Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

 

4. Общая характеристика основных теоретических ориентаций в современной социальной психологии.

  1. Бихевиоральный

Исследования агрессивного поведения (Бандура). Абсолютизация научных стандартов. Игнорирование специфики человеческого поведения.

Основываясь на идеях К. Халла, в социаль­ной психологии была разработана теория фрустрации — агрессии ^ Н. Миллера и Д. Дол-ларда, предложены многочисленные модели диадического взаимодействия.
Основной методологический упрек бихевио­ризму состоит в том, что большинство работ вы­полнено на животных.

  1. Психоаналитический

Психоанализ не имеет такого сильного влияния, как в других отраслях психологии. Идеи Фрейда используются при изучении лидерства и групповых процессов, межгрупповых отношений социализации.

Психоанализ прежде всего ассоциируется с именем 3. Фрейда. В социальной психоло­гии не получил широкого распространения. Попытки построения социально-психологиче­ских теорий в рамках этого направления связа­ны с именами Э. Фромма и Дж. Салливана. Некоторые вопросы социальной психологии получили свое развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа: проблема конфликта челове­ка и общества, проявляющаяся в столкнове­нии влечений человека с социальными запретами, и проблема источников со­циальной активности личности.

В рамках этого течения стала развиваться практика проведения Т-групп (групп тренинга), где используются механизмы воздействия людей друг на друга. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению — гуманистиче­ской психологии (представители А. Маслоу, К. Роджерс).

  1. Когнитивный

Является наиболее влиятельным. В центре внимания изучение когнитивных структур и процессов обработки информации. Когнитивный процесс определяет поведение и взаимодействие с другими людьми.

Когнитивизм рассматривает социальное поведение через призму познавательных (ког­нитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) изучали способы формиро­вания знаний человеком; преобразование сен­сорной информации,возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, роль знания в поведении человека, организа­цию знания в памяти, развитие интеллектуаль­ных функций, соотношение вербальных и образ­ных компонентов в процессах памяти и мышления. Были сделаны выводы, что человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опос­редованные особенностями мышления.

  • Теория когнитивного соответствия

Самая известная теория когнитивного диссонанса. Фактор соответствия между различными когнитивными структурами.

  • Концепция социальной идентичности

Осознание себя как члена группы очень сильно влияет на поведение. Разделение людей на группы делает неизбежным конфликт между группами.

  • Концепция социальных представлений (Масковичи)

Феномен больших социальных групп. Представление людей о социальных объектах, которые формируются в социальных группах в процессе коммуникации. Социальные представления помогают людям постичь смысл окружающего мира.

  1. Интеракционисткий

Интеракционизм по происхождению — социологическая теория, основанная на теории символического интеракционизма Г, Мида, который исследовал социальные аспекты взаи­модействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея—личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматри­вается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира. Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатывают­ся единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

  • Ролевые концепции

Развивается понятие социальной роли. Символичный интеракционизм особого рода взаимодействия между людьми, в ходе которого люди обмениваются символами, осмысливают эти символы и реагируют на них. Границы между подходами нечеткие и размытые.

5. Особенности становления социальной психологии в России.

На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление.

Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев, считая объективные методы единственно возможными при изучении психики, способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии. Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.

В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке и др.).

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка.

С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».

В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

 

6. Методологические принципы и методы социально-психологического исследования. Классификации методов.

Принципы методологии:

1) принцип детерминизма (установление причин, вызвавших то или иное явление)

2) принцип системности (все явления рассматриваются как система, т.е. как внутресвязанное целое, свойства которого не сводимы к свойствам элементов, составляющих систему)

*структура, функция, организация, связь, управление, среда, саморегуляция и др.

3) принцип развития (явления изменяются под воздействием определенных причин, изменения происходят закономерно, а не хаотически. Явления стоит изучать в их развитии)

4) принцип деятельности (деятельность есть совместная деятельность, она рассматривается как основной группообразующий фактор, а группа – как субъект деятельности)

5) принцип единства сознания и деятельности. Рубинштейн (деятельность рассматривается как условие возникновения и формирования сознания, деятельность есть форма проявления активности сознания, сознание – регулятор поведения)

Классификация.

Методы:

1) исследовательские (организации, сбора данных, эксперимент, опрос)

2) практические

3) воздействия

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования в свою очередь делятся на методы сбора информации и методы ее обработки. Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий, 1977. С. 8).

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

7. Проблема общения в социальной психологии.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение – безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в "филогенезе" общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А.Леонтьев, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым "личностно" общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения – коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от "второго плана", но в реальной жизни этот "второй план" общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.

8. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса.

Специфика в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), "обращаться" к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная "прибавка" в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто "обмениваются" значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле "знак в общении подобен орудию в труде" (Леонтьев, 1972). Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в "чисто" информационных процессах.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке".

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них (Зимбардо, 1993), скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название "некоммуникабельность"), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

9. Вербальная и невербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины "говорение" и "слушание" введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации (Зимняя, 1991).

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как "говорящий" сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
Что? (передается) – Сообщение (текст)
Как? (осуществляется передача) – Канал
Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
С каким эффектом? – Эффективность

Невербальная коммуникация. Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика), 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт (Лабунская, 1989). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.