Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика социального конфликта




Этапы и стадии развития социальных конфликтов:

Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

* один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);

* второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

* второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Латентный период (предконфликт) включает этапы:

Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.

Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием).

Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.

 

Билет 12

1. Общество как социальная система.

Общество — это совокупность людей, осуществляющих совмест­ную деятельность и отношения. Люди являются главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования в общности выступает социальное взаимодействие.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возника­ет вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов? Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество—это плод умо­настроения ученых: философов, социологов, историков и т.д.

Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопро­изводящееся явление. Поэтому в интерпретации общества недоста­точно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчер­кнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей. Обществоэто универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей образуются на ка­кой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого единства общества в «коллективном сознании». По М. Веберу, общество — это взаимодей­ствие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентирован­ных на других людей, действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К. Маркса, общество — это развивающаяся совокупность отношений между людьми, склады­вающихся в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии существует точка зрения, определяю­щая следующие условия, при которых социально-территориальное объединение следует считать обществом:

• постоянная территория (например, Россия, Украина, Белоруссия и т. д.) в своих государственных границах;

• собственное название и собственная история;

• существует дольше продолжительности жизни отдельного чело­века;

• пополнение общества происходит главным образом за счет дето­рождения;

• общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, правила, нравы), называемая культурой;

• обладает собственной системой управления.

Сложность определения понятия «общество» заключается в том, что оно является очень широким. Обществом можно назвать жителей по­селка, затерянного в далеком тропическом лесу, и современный Китай с его огромными городами и сотнями миллионов человек населения.

Можно дать следующую характеристику обществу как социальной системы. В самом широком смысле слова «Социологический энцикло­педический словарь» понимает общество как — сложившуюся в про­цессе исторического развития относительно устойчивую систему со­циальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленную на воспроизводство материальных усло­вий существования и удовлетворение потребностей.

Общество — это самоуправляющаяся система. Структура об­щества складывается на основе деятельности (людей, личностей, ин­дивидов), которая характеризуется образованием упорядоченных, ус­тойчивых связей, приводящих к образованию различных объединений людей. Упорядоченные связи определяют социальные организации, а устойчивые связи, закрепляемые в нормах морали (обычаи, тради­ции), в государственном праве (законы), — социальные институты. Исторически складывающиеся связи на основе различий между людь­ми приводят к социальному неравенству, которое определяет иерар­хичность — последовательность удовлетворения потребностей людей и их объединений в обществе.

Человек как биологическое существо может существовать без обще­ства, но личности как члена конкретного общества без последнего нет. Целостность общественной системы определяется единством существо­вания личности и общества, личного и общественного, единством суще­ствования людей, общества и окружающей их среды. Многовариантность описания общества заключается в рассмотрении его как объединения лю­дей, как кооперации различных типов, видов и форм деятельности, как исторически сложившейся системы отношений, как совокупности потреб­ностей людей и последовательности их удовлетворения и т. д.

Классификация обществ может быть составлена, например, на ос­нове господствующих в нем религий (например, мусульманское, хрис­тианское общество и т.д.), языка (франкоязычное, англоязычное, рус­скоязычное общество и т. д. общество). Дж. Ленски и Г. Ленски клас­сифицировали общество в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявляли и другие их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и абориге­ны центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, зани­маются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые простые орудия труда: ка­менные топоры, копья, ножи; их имущество — самые необходимые предметы, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их соци­альная жизнь организуется на основе родственных связей; в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кому что полагается. Политической структуры в этом обществе практически не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сформировались.

2. Садоводческие общества. Впервые возникли на Ближнем Вос­токе примерно четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы, в настоящее время сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых при­митивных садоводческих обществах при возделывании садов не при­меняются металлические орудия или плуги. В более развитых садо­водческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; работни­ки, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства.

3. Аграрные общества. Впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использо­вание животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей про­дуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить боль­ше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочной сельскохозяйственной продукции явилось предпосылкой возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформи­ровало бюрократический аппарат и армию), была изобретена письмен­ность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Начали формироваться более сложные формы политической организа­ции, поэтому система родственных связей перестала быть основой со­циальной структуры общества.

4. Промышленные общества. Возникли в современную эпоху в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Са­мые передовые промышленные общества сложились в Северной Аме­рике, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япо­ния, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, на­пример, в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование техноло­гии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем — атомной энергии.

Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации об­щества со стороны классиков социологии общим для них является рас­смотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании об­щества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией обще­ства.

 

2. Типы социальных конфликтов.

Конфликт-это столкновение противоположных целей,позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Внутриличностный конфликт-тот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт -это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт.

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта- конфликт между профсоюзом и администрацией.

 

 

Билет 13

1. Основные структурные элементы общества.

Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации об­щества со стороны классиков социологии общим для них является рас­смотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании об­щества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией обще­ства.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система — это опреде­ленным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутрен­нюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор эле­ментов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отно­шения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый ха­рактер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поко­ления в поколение.

Социальная связь —это набор фактов, обусловливающих совме­стную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное вре­мя для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавли­ваются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют ин­дивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и ха­рактере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные.

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди дей­ствуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм соци­ального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в це­лом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обрат­ную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения — это относительно устойчивые и са­мостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их соци­альных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматри­вать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодей­ствий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу обще­ства, как отмечалось ранее, отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения об­разуют новое, системное качество.

Системное качество — это особое качественное состояние, ко­торое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Обще­ственные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество — это некоторая самосто­ятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру свя­зей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, вза­имодействия и отношения, включающие в себя координацию и суборди­нацию элементов. Координация — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обес­печивает сохранение целостной системы. Субординация — это подчи­ненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Гражданское общество. Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие «гражданское общество» не удастся втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно много­значно. Выделим два главных — гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и граж­данское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на Земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокуп­ность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Ос­тавшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданс­ким обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межна­циональные, религиозные, экономические, культурные отношения, от­ношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т. д., иными словами все то, что неподконтрольно государству.

Однако у понятия «гражданское общество» есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологичес­кой категории «гражданское общество» констатирует, что есть реаль­ность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» ука­зывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взо­ры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал «гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общество — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими пра­вами, активно участвующих в управлении государством, свободно вы­ражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнооб­разные потребности: создающих любые организации и партии, наце­ленные на защиту интересов этих личностей.

Таким образом, сделаем вывод о том, что общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из вклю­ченных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интеграль­ных качеств социальная система глобального уровня приобретает оп­ределенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам относительно самостоятельного способа своего развития.

 

2. Социальные конфликты, их причины и роль в общественной жизни.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

•Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

•Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.

•Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

•Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

•Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

•При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

•Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

•Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

•Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.

•Конфликт сопровождается стрессом.

•Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага".

Условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта. Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации

 

Билет 14

1. Социальная сфера общественной жизни.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.
Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном является Государство. Государство в свою очередь представляет собой сложнейший инструмент, имеющий множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения,...

За создание и воссоединение элементов общества–символических и людей, отвечают духовный и социальный типы деятельности.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию–идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

В сферу социальной жизни включается огромный и разнообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рождается человек, происходит его первичная социализация–воспитание детей воспитание детей в семье и средствами семьи. Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы общество могло всецело передоверить его индивидам и первичным социальным группам. Рано или поздно оно берет на себя многие функции семьи. Общество активно включается в процесс воспитания и профессиональной подготовки.

 

2. Социальный институт религии

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование — сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность — это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил. Таким образом, религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя их мирской, социальной ориентации ценности, веры, надежды, любви.

Наряду с этими основополагающими функциями религии отмечаются интегративная и дезинтегративная функции. Известный французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как соци-окультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

Основу религии составляет культовая система. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс инетитуционализации религиозных культовых систем.

 

Билет 15

1. Культура: социологическое измерение.

соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.