Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы культуры, исследуемые социологией. социальные функции культурных ценностей. 1 страница




Культура (дословно означает "возделывание почвы и ее обрабатывание") – социальное значение в широком смысле: специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов, ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности.

В узком смысле: культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Предпосылки развития культуры:

1)появление письменности;

2)изобретение книгопечатания;

3)современные достижения науки в области телевидения, голографии и т.д.

Социальная культура исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности.

Субъекты или носители культуры:

1) общество,

2) нация,

3) класс,

4)социальные группы,

5)человек.

Основные элементы культуры:

1)знаково-символический элемент, то есть знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке;

2)ценностно-познавательный элемент – в основе лежит ценность – свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания и интересы.

Система ценностей представляет из себя:

•смысложизненные ценности – представления человека о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

•универсальные ценности:

a)витальные ценности (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);

b)ценности общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.п.);

c)ценности межличного общения (честность, бескорыстие и доброжелательность);

d)демократические ценности (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.п.);

•фартикулярные ценности (дословно "частные", "неформальные", "неслужебные"):

a)привязанность к малой родине, семье и т.д.

b)фетишизм (вера в бога, стремление к идеалу и т.д.)

Социальные функции культурных ценностей (Адольф Моль):

1.образовательно-воспитательная функция;

2.интегративная и дезинтегративная;

3.регулирующая функция:

4.адаптационная функция;

5.познавательная функция;

6.информационная функция;

7.коммуникативная функция.

 

2. Социальный институт семьи.

Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

· репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;

· социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;

· содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

· коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,

· регулятивная — регулирует поведение своих членов,

· накопление и передача собственности и статуса,

· рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). С т. зр численности типология семьи:

· расширенная семья — вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);

· полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);

· неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.

Существует типология с т. зр количества детей — малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей по которому судят о том, к какому типу относится семья социология временем меняется (1-2—малодетная, 3-4—средне, 5 и более — многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия — 1ж и 1м, полигамия — 1м и много ж (у мусульман), полиандрия — 1ж и много мужчин (в Гималаях).

По распределению ролей в семье типология:

· патриархальная семья,

· матриархальная,

· эгалитарная (равенство),

· партнерская (где совместно решают),

· автономная (где каждый решает автономно).

Кроме того семья как объект может быть классифицирована по:

· типам поселения — городская и сельская;

· социальному положению родителей — семьи крестьян, рабочих, служащих;

· этапам жизненного цикла — молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;

· степени формализации — фактическая, юридическая;

· однородности социального положения супругов — гомогенная и гетерогенная.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

· неполная семья или с 1 ребенком,

· семья не регистрирующая брак,

· одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,

· пробный брак,

· нетипичные типы,

· параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

· изменение экон. ситуации в мире, которое привело во-первых к экон. состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;

· всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

 

Билет 16

1. Сущность и формы социального взаимодействия. Социальные отношения.

Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них.

Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта - мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

Социальные отношения - отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений - статус, власть, богатство.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние - двусторонние; солидарные - враждебные);

3) по организованности (организованные - семья, партия и неорганизованные - толпа);

4) по сознательности (сознательные и нет).

Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций.

Теории социального взаимодействия:

1) концепция социального обмена (Дж. Хоманс). Основные идеи:

- в поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам;

- социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема «стимул – реакция»).

2) концепция символического интеракционизма (Дж. Мид Герберт). С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т. е. они сами формируют значения. Индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.

3) концепция управления впечатлениями (Э. Гоффман). С точки зрения Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.

Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы - язык, жесты, ценности. Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной точкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фример рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, т. к. с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсонса о превосходстве «социального действия», т. к. социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

Категория «социального взаимодействия» на современном этапе развития социологии является фундаментальной.

 

2. Основные социальные институты современного общества: сущность, характерные черты и функции.

Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические (производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.), политические, правовые, культурные и т.д. Так Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства. Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей, складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей.

В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, полит. партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей называется — институционализация. Возникновение социальных институтов в обществе было связано прежде всего с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и иных общностей и призваны организовать их совместную деятельность с целью удовлетворение тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения и связи между полами, поколениями и конкретными индивидами.

Социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся своей структурой, интегрированностью их элементов. С точки зрения социальных связей основными элементами социальных институтов выступают системы ценностей, норм, идеалов и образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло стремления, устанавливает способы достижения целей и удовлетворения потребностей, разрешает конфликты, возникающие в повседневной жизни — т.е. упорядочивает социальные связи. Тем самым обеспечивая состояние равновесия и стабильности в рамках того или иного общества. Между людьми возникают самые разные отношения и связи, но лишь те из них обретают статус соц. института, которые характеризуются устойчивостью. Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений и связей, их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Соц. институты любой формы лишь тогда сформируется, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.

С точки зрения организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов и все социальные связи внутри этих институтов основаны на строго установленных предписаниях (к ним относятся право, устав, инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия). Формальные институты играют огромную роль в современном обществе с точки зрения социальных связей. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, если отношения в армии регламентируются уставом и правилами, то отношения в группе ровесников собравшихся провести досуг устанавливаются специфическими «правилами игры», т.е. нормами, позволяющими разрешать возникающие конфликты. Но правила во втором случае нигде не зафиксированы в виде правил и устава. В неформальных институтах социальный контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном сознании, традициях, обычаях. Именно этим определяются связи между индивидами и группами в неформальных институтах, и часто это более эффективные средства, чем нормы права или другие формальные правила.

В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе — семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Гармоничная и сбалансированная система социальных институт, обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов Дюркгейм назвал аномией.

 

Билет 17

1. Массовое сознание и социальная коммуникация.

Массовое сознание — тип общественного сознания, который связан с деятельностью массовых общностей и отражает различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей.

Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определёнными стереотипами в других случаях.

Социальная коммуникация это:

- передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

- процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

- механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

В процессе коммуникации выделяют пять элементов (модель Г. Лассуэла):

1) Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) Что – сообщение;

3) Как - способ передачи сообщения, канал;

4) Кому - аудитория, которой адресуется сообщение;

5) Зачем - с каким эффектом, эффективность (поведенческие, оценочные, эмоциональные и познавательные эффекты).

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

Виды социальной коммуникации:

а) по характеру аудитории:

- межличностная (индивидуализированная);

- специализированная (групповая);

- массовая.

б) по источнику сообщения:

- официальная (формальная);

- неформальная.

в) по каналу передачи:

- вербальная;

- невербальная.

 

2. Отклоняющееся (девиантное) поведение: его причины и виды.

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

 

Билет 18

1. Общественное мнение: сущность, механизм формирования и функционирования.

Социология общественного мнения - область социологии, предметом изучения которой выступают закономерности и механизмы формирования и функционирования общественного мнения. Английский писатель и государственный деятель Солсбери (XII век) впервые дал определение общественного мнения. Он отмечал, что общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Термин «общественное мнение» в Англии с конца XVIII века стал общепринятым.

В настоящее время исследования общественного мнения приобретают широкий размах, а потребности политической борьбы приводят к созданию множества коммерческих фирм, осуществляющих собственные исследования. Результаты исследований часто используются как средство манипулирования общественным мнением, политического давления и политических спекуляций. Поэтому ученые вынуждены защищать получаемые данные от политических деформаций, от их неадекватной политической интерпретации. Это требует серьезных мер, обеспечивающих репрезентативность сведений о состоянии и динамике общественного мнения, надежность результатов и их объективность, а также дальнейшее развитие теории общественного мнения.

Изучение общественного мнения средствами социологии предъявляет обычные требования к исследовательской процедуре и организации эмпирического социологического исследования. Вместе с тем оно имеет специфические особенности:

1) исследования общественного мнения часто имеют прикладной характер, практическую направленность, поэтому их результаты должны быть представлены в виде прогнозов, практических рекомендаций, аналитических материалов, непосредственно пригодных для выработки и принятия решений;

2) исследования обычно протекают в сжатые сроки и часто связаны с некоторым событием общественной жизни (выборы), поэтому у исследователя нет возможности перенести их на более удобное время или отложить, чтобы более тщательно подготовиться;

3) в каждом конкретном исследовании рассматривается ограниченный круг вопросов, однако в целом социологу приходится иметь дело с весьма широким спектром проблем, что предъявляет высокие требования к универсальности подготовки членов исследовательской группы и в ряде случаев требует привлечения специалистов со стороны;

4) исследования общественного мнения, которые проводятся в масштабе общества в целом, требуют мощной организационной структуры, больших объемов финансирования и привлечения высококвалифицированных специалистов.

Общественное мнение – форма проявления общественного сознания, в которой отражается отношение (оценка) больших масс людей к важным и актуальным явлениям общественной жизни. Оно возникает, существует и определяется (замеряется) только по проблемам, представляющим общественный интерес.

Характеристики общественного мнения:

1) публичность, носителями общественного мнения выступают большие массы людей, социальные группы, которые обмениваются вопросами общественной жизни, своими суждениями;

2) суждения и те мнения, которые были услышаны, воспринимаются как свои;

3) общественное мнение рассматривает все стороны общественной жизни. Именно благодаря общественному мнению общественность приобретает свой особый тип единства.

4) общественное мнение - это количественный продукт, но все же это не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства.

Общественное мнение занимает определенную позицию, дает советы, регулирует поведение людей, решает определенные общественные вопросы, поддерживает или отвергает некие представления, ценности и нормы, которые присутствуют в обществе.

Поскольку общественное мнение выступает как процесс отражения действительности, как результат отражения, то и структура общественного мнения различна. В первом случае структура общественного мнения складывается в зависимости от предмета отражения и способа отражения. Во втором случае — в зависимости от видов деятельности людей и их общественных отношений.

Уровни в структуре общественного мнения:

- первый уровень (ощущения, восприятия, представления) – обыденный, зависит от нужд и потребностей;

- второй уровень (знания, убеждения, нормы) – теоретический, отражает сущность общественных отношений.

В период формирования общественного мнения преобладает рациональный компонент. По мере становления суждений преобладает эмоциональный компонент. После этого включаются волевые побуждения как завершающий элемент формирования и функционирования общественного мнения. Для формирования структуры общественного мнения большое значение имеют семья, социальная группа, социальная организация, нация, социальный слой.

Значение общественного мнения в общественной жизни зависит и определяется культурой, состоянием общественного сознания, характером производственных отношений (социальными условиями), а также свободой выражения мнения, развитостью институтов (специфическими условиями).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.