Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы культуры, исследуемые социологией. социальные функции культурных ценностей. 2 страница




Функции общественного мнения. Общественное мнение выполняет следующие функции:

- информационную;

- творчески-конструктивную;

- управленческую;

- регулирующую;

- воспитательную.

Для изучения общественного мнения создается исследовательская группа, основными задачами которой являются:

1) разработка методических материалов для проведения опроса;

2) непосредственное проведение опроса;

3) подготовка предложений и рекомендаций;

4) доведение результатов опроса до общественности.

Механизм формирования общественного мнения состоит из:

- среды формирования (непрерывно действующий элемент; условия, составляющие ее, оказывают свое воздействие на объект, субъект и средства постоянно и временно, положительно и отрицательно);

- средств формирования (все носители целесообразной информации, целенаправленно воздействующие на объект);

- объекта формирования (те члены коллектива, отношение которых к событию, проблеме не соответствует требованию);

- субъекта формирования. (вооруженные четкой целью, добивающиеся намеченных результатов люди).

Достоверные знания могут быть получены на основе комплексного подхода к выбору предмета изучения, цели, использования целесообразных методов получения информации. В достижении намеченных целей решающую роль играет научная организация изучения общественного мнения.

В XX в. возрастает роль общественного мнения, оно является фактором социального управления, используется при принятии решений. При демократизации общества роль общественного мнения еще больше возрастает.

 

2. Социальный контроль: сущность и механизм действия.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальные санкции – не только наказания, но также и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Социальный контроль – самый эффективный инструменгт, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Существует внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на:

• формальный контроль – основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

• неформальный контроль – основан на одобрении или осуждении сос стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе:

• социальный контроль через социализацию. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений (например, заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу).

• социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.).

• социальный контроль через принуждение.

 

Билет 19

1. Личность как субъект и объект общественных отношений.

В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обращаются различные науки, и каждая из них имеет свою специфику. Эта специфика определяется их предметом.

Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: гуманитарные науки изучают человека как общественное существо, а естественные - как биологическое, природное. Вместе с тем при изучении социальных аспектов человеческой жизни учитываются биологические факторы, а без учета социальной стороны его жизни не могут быть решены многие вопросы науки и техники.

Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, особенно тесно с социальной философией, антропологией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека - это одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний.

Каждая из названных наук рассматривает человека своеобразно. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии - раздела социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные системы. Социальная психология так же, как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, каким образом он может реализовать свои личностные качества, проблемы межличностного общения и взаимодей­ствия.

Огромный вклад в современное понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений, находящихся за порогом сознания, прежде всего сексуальных инстинктов, их взаимодействие с сознательным началом в психике человека. Социология не отрицает значения подсознательного и иррационального в поведении человека, но и не преувеличивает значения этого фактора.

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности.

Социальная среда — это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом.

Взаимодействие личности и общества — это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой — воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения — это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы.

Таким образом, все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы ни делали, мы, прежде всего, строим, воспроизводим эти отношения. Если человек в чем-то преуспел, это означает, что он, прежде всего, преуспел в умении устанавливать отношения с другими людьми. Социальные отношения — это чисто человеческое изобретение. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня:

- социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп;

- психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения «человек — человек», «человек — другие люди».

Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор(из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удов­летворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга.

О функциях личности в социологии судят по тому, что человек намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свои действия и какие последствия они имеют. Для выполнения конкретных функций в процессе социального взаимодействия на человека возлагаются обязанности. Для исполнения этих обязанностей он наделяется определенными правами. Права — это форма фиксации принципа «платы и вознаграж­дения», лежащего в основе социальных связей. Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права по отношению к другим участникам взаимодействия определяют социальный статус человека.

 

2. Понятие и виды социальной мобильности.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества.(был введен в 1927 году П.А. Сорокиным)

2 типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная подразделяется на восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск)

Горизонтальная - перход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне (изменение места проживания, смена вероисповедания)

Социологи различают групповую (перемещения совершаются коллективно: гражданская война, НТР) и индивидуальную (перемещение конкретного человека: продвижение по служебно-профессиональной лестнице) мобильности.

Также различают межпоколенную (предполагает, что дети достигнут более высокой или низкой социальной позиции, чем их родители) и внутрипоколенную (изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями) мобильность. Социальная мобильность изменяется при помощи 2 показателей: объема (понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по соц. лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени) и дистанции мобильности (количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду). Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу называется социальной клаузой. Социальная мобильность происходит интенсивно в переходных, быстро развивающихся обществах.

Маргинальность - это нахождение индивида или социальной группы на грани двух общностей, связанный с социальными перемещениями. Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях. Маргинализация индивидов - неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всего развития общества. Говоря о маргинальности новых правящих элит, не стоит забывать о таком феномене, который наблюдается в современной России, где в результате захвата собственности, обогащения сформировалась социальная группа "новых русских", которая пока не выработала опр. стереотипы нового образа жизни, а использует поведение западной, российско-купеческой культуры.

 

Билет 20

1. Социальный тип личности.

Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован.

На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной. И то и другое зависит:

1) от социальной структуры общества,

2) от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть,

3) от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К. Маркс – формационную и классовую принадлежность.

Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

В современной социологии рассматриваются типы личности в зависимости от их ценностной ориентации:

- традиционалисты (ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая);

- идеалисты (сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало);

- фрустированный тип личности (характерна низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни);

- реалисты (сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем);

- гедонистические материалы (ориентированы, в первую очередь, на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний).

В социологии принято выделять также:

1) модальный тип личности (реально преобладает в данном обществе);

2) идеальный тип личности (не привязан к конкретным условиям);

3) базисный тип личности (наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития).

Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

 

2. Социальная стратификация и ее критерии.

Социальная стратификация:

это социальная дифференциация и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев (социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др.);

это иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе;

это социальные различия, которые становятся стратификацией тогда, когда люди иерархически расположены в некотором измерении неравенства;

совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедные-богатые.

Таким образом, существенными признаками социальной стратификации являются понятия "социальное неравенство", "иерархия", "системная организация", "вертикальная структура", "слой, страта".

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

Первый видел причину социального расслоения в разделении тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех, кто продает свой труд. Эти два класса (буржуазия и пролетариат) имеют разные интересы и противостоят друг другу, антагонистические отношения между ними построены на эксплуатации Основа выделения классов – экономическая система (характер и способ производства). При таком биполярном подходе нет места среднему классу. Интересно, что основоположник классового подхода К.Маркс, так и не дал четкого определения понятию "класс". Первое определение класса в марксистской социологии дал В. И. Ленин. Впоследствии эта теория оказала огромное влияние на изучение социальной структуры советского общества: наличие сначала системы двух противоборствующих классов, в которой не было места среднему классу с его функцией согласования интересов, а затем "уничтожение" класса эксплуататоров и "стремление к всеобщему равенству" и, как следует из определения стратификации, бесклассовому обществу. Однако на деле равенство было формальным, и в советском обществе существовали различные социальные группы (номенклатура, рабочие, интеллигенция).

М.Вебер предложил многомерный подход, выделив три измерения для характеристики классов: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партия (власть). Именно эти взаимосвязанные (через доход, профессию, образование и т.д.) факторы лежат, по Веберу, в основе стратификации общества.

Одним из создателей современной теории стратификации является П.А.Сорокин. Он вводит понятие "социальное пространство" как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства – стратификационный. Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критриев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат. Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Основными системами (типами) социальной стратификации являются:

1.рабство. При данной системе стратификации выделяются две основные группы населения, различающиеся по своему статусу, правам и обязанностям: свободные и рабы;

2.касты. При кастовой системе стратификации статус определяется с рождения и является пожизненным;

3.кланы. Данный тип характерен для аграрных обществ. Кланы напоминают очень разветвленные семьи;

4.классы.

Первые три типа социальной стратификации относятся к закрытым, четвертая – к открытой. Закрытая система – это социальная структура, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус. Открытая система – это социальная структура, члены которой могут менять свой статус относительно легко.

Методы изучения социальной стратификации сводятся к выбору критериев выделения групп населения в обществе и собственно проведению исследования по выделению данных групп. Основная проблема – выбор критериев, согласно которым выделяются группы населения. Это зависит от теоретических взглядов исследователя на проблему социальной стратификации, также как и название выделяемых групп (слой, классы, страты). Большое влияние оказывает историческая эпоха через уровень развития самого общества и сложившихся в нём отношений (сословия, новые группы населения, соответствующие новым отраслям промышленности) и уровень развития социологии как науки. Одним из основных критериев выделения страт в обществе является уровень доходов, профессия, социальный статус, уровень образования, положение в системе "управление – исполнение". Во всем мире используют два показателя стратификации:

1.высота стратификации – социальная дистанция между самым высоким и самым низким статусами данного конкретного общества;

2.профиль стратификации – показывает соотношение численности мест (социальных позиций) в социальной структуре общества по мере повышения статуса.

 

Билет 21

1. Статусно-ролевая концепция личности.

Статусная концепция личности. При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие «социальное положение». Социальное положение, по определению П. А. Сорокина, — это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальное пространство, в отличие от геометрического (трехмерного), мно­гомерно. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы.

Социальная позиция (статус) (от лат. status — состояние дел, положение) — соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных свя­зей, поскольку реально включен в множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов.

Главный (основной) статус среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений. Иначе говоря, этот статус является определяющим среди всех других статусов индивида. Это может быть членство в определенном обществе, гражданство и даже принадлежность к семье, если данная семья занимает важное место в социальной структуре общества.

В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, этническая принадлежность, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно предписанный и достигаемый статусы.

Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус (положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью).

Достигнутый (достигаемый) статус — это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус (т. е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями).

Таким образом, понятие социального статуса характеризует:

- место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни;

- оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных икачественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, при­вилегии);

- самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности.Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас. В советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делятся на:

1) высшие, которые регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя:

- концепцию жизни и ценностные ориентации;

- обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;

- ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

2) низшие (поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях).

Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Ролевая теория личности. Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии:

1) имитация (механическое повторение);

2) проигрывание (переход от одной роли к другой);

3) групповое членство (освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы).

Вместе с тем ключевое понятие этой теории — «социальная роль» — было разработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Р. Липтона.

Социальная роль (от франц. role) — образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах:

- ролевого ожидания – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т. е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус.

- ролевого исполнения - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт — это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности.Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин — второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

 

2. Социальное неравенство, его причины и показатели.

Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Неравенство людей - социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития.

Причины социального неравенства: социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деят-ть через соответствующие системы наград и поощрений. Можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории. Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества возможно только благодаря разделение труда: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.