Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет статистической науки. Основные стат. Категории. Задачи статистики на совр. Этапе разв




ВИДЫ ДИСПЕРСИЙ, МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

Виды дисперсий:

Дисперсия альтернативного признака: (G - дисперсия)

Альтернативный признак может принимать только 2 значения: наличие и отсутствие признака. Количественно наличие признака обозначается-1, отсутствие- 0. p – доля ед-ц с признаком, q – доля ед-ц без признака.

p+q=1 (G(сигма)квадрат p=p*q)

max значение- 0,25 (0,5*0,5),

где р - доли единиц, обладающих данным признаком

q - доли единиц, не обладающих данным признаком

Дисперсия альтернативного признака широко используется при выборочном контроле качества продукции.

3 дисперсии количественного признака:

позволяют измерить влияние отдельных факторов на вариацию результативного признака. Для этого изучаемую совокупность следует разбить на группы по факторному признаку, влияние которого изучается. Дальше по каждой группе вычисляются групповые средние.

Хi(средняя - сверху палка)= (сумма хi)/ mi А так же общие средние:

Формула:Х0 (средняя) или х общ. ср-я = (сумма сумм xi)/n = (сумма сумм xiср.)*mi/ сумма mi

m- число единиц в каждой группе

Затем вычисляем дисперсию:

А) межгрупповая дисперсия (или дисперсия групповых средних)

(дельта) Sx квадрат = (сумма (xi(средняя) – x0 (средняя))квадрат * mi) / сумма mi

Показывает на сколько в среднем отклоняются групповые средние от общих средних; колеблемость результативного признака только за счет влияния фактора, по которому произведена группировка.

Б) по каждой группе вычисляется внутригрупповая дисперсия, т.к. групп несколько, то вычисляется средняя из них.

Она показывает колеблемость результативного признака за счет влияния всех неучтенных факторов.

Формула:

Gi(сигма)квадрат = (сумма (xi - x(средняя))квадрат)/ mi – внутригрупповая дисперсия

Gi(сигма)квадрат (средняя) = (сумма Gi(сигма)квадрат * mi) /сумму mi – средняя внутригрупповая дисперсия

В) Общая дисперсия показывает вариацию результативного признака за счет действия всех без исключения факторов.

Пример: потребление йогурта: при выборке 100 человек

Формула:

G0(сигма)квадрат = (сумма(xi- x0 (средняя))квадрат * mi) / сумму mi Правило сложения дисперсий

Позволяет определить долю составных частей в общей дисперсии. Показатель, кот. измеряет эту долю, называется эмпирический коэффициент детерминации.

Формула:

n(с крючком вниз, ню)квадрат= бх(дельта малая)квадрат / G0(сигма)квадрат -> n(ню) = корень(n(ню)квадрат)

Для определения тесноты связи между факторным и результативным признаками часто используется показатель эмпирическое корреляционное отношение.

 


Предметом социально-экономической статистики является количественная сторона массовых экономических и социальных явлений, методы измерения и анализа объективно существующих размеров, уровней и закономерностей их измерения. Она измеряет количественную сторону явлений неразрывно с качественной.

Задачи статистической науки и практики в условиях развития рыночной экономики.

Основными задачами статистики в условиях развития в России рыночных отношений являются следующие:
1. Совершенствование учета и отчетности и сокращение на этой основе документооборота.
2. Усиление работы по контролю за достоверностью статистической информации, предоставляемой предприятиям, учреждениям и организациям всех отраслей экономики и форм собственности.
3. Повышение своевременности статистической информации, как в поступающий статистический орган, так и предоставляемые ими структуры государственной власти и управления.
4. Углубление аналитических функций, разрабатываемых статистических данных, формирование тематики проводимых статистических в соответствии с текущими задачами социально-экономическом развитии страны.
5. Дальнейшее развитие и совершенствование статистической методологии на основе все более широкого внедрения ПЭВМ.

Основные понятия и категории статистической науки в целом.
К основным понятиям и категориям статистической науки относятся следующие: совокупность, единица стат. сов-ти, признак, показатель, закономерность.
Статистическая совокупность - множество элементов одного и того же вида сходных между собой по одним признакам и различающимся по другим. Например: это совокупность отраслей экономики, совокупность ВУЗов.
Отдельные элементы статистической совокупности называются ее единицами. В рассмотренных выше примерах единицами совокупности являются соответственно отрасли, ВУЗ (один).
Единицы совокупности обладают, как правило, многими признаками.
Признак - свойство единиц совокупности, выражающее их сущность и имеющее способность варьировать, т.е. изменяться. Признаки, принимающие единичное значение у отдельных единиц совокупности называются варьирующими, а сами значения вариантами.
Варьирующие признаки подразделяются на атрибутивные или качественные. Признак называется атрибутивным или качественным, если его отдельное значение (варианты) выражаются в виде состояния или свойств присущих явлению. Варианты атрибутивных признаков выражаются в словесной форме. Примерами таких признаков могут служить - хозяйственный.
Признак называется количественным, если его отдельное значение выражается в виде чисел. Например: заработная плата, стипендия, возраст, размер ОФ.
По характеру варьирования количественные признаки делятся на дискретные и непрерывные.
Дискретные - такие количественные признаки, которые могут принимать только вполне определенное, как правило целое значение.
Непрерывными - являются такие признаки, которые в определенных пределах могут принимать значение как целое, так и дробное. Например: ВНП страны.
Различаются также признаки основные и второстепенные.
Основные признаки характеризуют главное содержание и сущность изучаемого явления или процесса.
Второстепенные признаки дают дополнительную информацию и непосредственно связаны с внутренним содержанием явления.
В зависимости от целей конкретного исследования одни и те же признаки в одних и тех же случаях могут быть основными, а в других второстепенными.
Статистический показатель - это категория, отображающая размеры и количественные соотношения признаков социально-экономических явлений и их качественной определенности в конкретных условиях места и времени. Следует различать содержание статистического показателя и его конкретное числовое выражение. Содержание, т.е. качественная определенность состоит в том, что показатели всегда характеризуют социально-экономические категории (население, экономика, финансовые институты и т.д.). Количественные размеры статистических показателей, т.е. их числовые значения зависят прежде всего от времени и места объекта, который подвергается статистическому исследованию.
Социально-экономические явления как правило не могут быть охарактеризованы каким-либо одним показателем, Например: уровнем жизни населения. Для комплексной всесторонней характеристики исследуемых явлений необходима научно обоснованная система статистических показателей. Такая система не является постоянной. Она постоянно совершенствуется исходя из потребностей общественного развития.

 


4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА МАТЕРИАЛОВ НАБЛЮДЕНИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. ЭТАПЫ СВОДКИ.

Получаемая в процессе статистического наблюдения информация об отдельных единицах статистической совокупности характеризует их, как правило, с различных сторон. Например, при изучении торговли района собранные статистические данные о коммерческой деятельности отдельных торговых предприятий содержат соответствующую оценку работы каждого из них. Однако обобщающую характеристику по торговым предприятиям в целом, можно получить, систематизируя и обобщая полученную информацию, а также сводку, являющуюся второй стадией статистического исследования, в процессе которого осуществляется научная обработка собранного материала. В результате этого этапа индивидуальные данные превращаются в упорядоченную систему статистических показателей, дающих возможность в целом оценить коммерческую деятельность торговых предприятии, выявить закономерности их развития.

Статистическая сводка – это планомерная научная систематизация первичных статистических данных, полученных в результате наблюдения.

В узком смысле слова, это операция по подсчету итогов.

В широком смысле слова, это:

а) стат-я группировка данных

б) разработка системы показателей

в) подсчет групповых и общих итогов

г) изложение результатов группировки в стат-х таблицах.

Сводка проводится по составленной заранее программе. Программа сводки – это система макетов таблиц, кот. в дальнейшем надо заполнить цифрами.

Сводка:

- Простая проводится без группировки.

- Сложная проводится на основе предварит. группировки.

- Централизованная (данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике)

- Децентрализованная (обобщение материала осущ-ся снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом из них соотв. обработке)

Задача статистической сводки - сведение собранных данных о внешней торговле в показатели, позволяющие анализировать их состояние в сравнении с аналогичными данными, относящимися к сопоставимому сравниваемому периоду времени наблюдения внешней торговли, с учетом возможности их дальнейшей перегруппировки в зависимости от целей и задач исследования.

Этапы сводки:

1. Формирование задачи сводки, исходя из целей всего исследования.

2. формирование групп и подгрупп: выбор группир-х признаков, определение числа групп и т.д.

3. Осуществление технической стороны сводки: вычисление необходимых показателей, подсчет итогов, проверка полноты и качества собранного материала.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.