Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение административного права с другими отраслями права




С конституционным правом:

Эти отрасли столь близки, что могут считаться своего рода правовыми близнецами. В них наиболее ярко и полно выражены природа, институты и нормы публичного права. В немалой степени близки и другие составные части отраслей и это во многом объясняется самой природой конституционного права как ведущей отрасли права. Оно регулирует основные стороны жизни гражданина, государства и общества, важнейшие общественные отношения. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и служат «правоисточником» других отраслей. Нормативные понятия и термины играют роль «общего знаменателя"
наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы - природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», так и в тематических и иных законах.
Правильное соотношение публичных и частных интересов диктует применение и оценку административно-правовых и гражданско-правовых норм. Поскольку нормы одной отрасли защищаются нормами другой отрасли, административное право следует рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

С гражданским правом:
конечно, много из общей теории про базовые отличия методов:воли,равенства, имущественной обособленности и проч.

Приведем ряд иллюстраций из ГК РФ. В п. 3 ст. 2 установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.

В ст. 3 «Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права» установлено, что гражданское законодательство состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. Введено важное правило - нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать кодексу.

Отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 3 ГК РФ, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить кодексу и иным законам. На основании и во исполнение кодекса и иных законов, указов Президента Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
В случае противоречия указа Президента или постановления Правительства кодексу или иному закону применяется кодекс или соответствующий закон. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента и постановлениях Правительства, определяются правилами кодекса.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правыми актами.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Тесные связи складываются между административным правом и финансовым правом. Как известно, финансовое право регулирует процесс сбора, аккумуляции и расходования денежных средств. Исторически оно развивалось то вместе, то в качестве ответвления административного права. В настоящее время рамки самостоятельности финансового права расширились, но остается неизменной некоторая общность предметов.Изучение управления государственными финансами, финансовой деятельности государства дополняется регулированием налоговой сферы, статуса налогоплательщиков и налоговых органов. Бюджетное право вплотную примыкает к административному праву прежде всего компетенционными нормами, нормами о статусе соответствующих исполнительных органов, порядком их бюджетных взаимоотношений.

Административное право взаимодействует с уголовным правом и уголовно-исполнительным правом. Здесь следует отметить административно-правовую организацию управления в системе исправительно-трудовых учреждений, регуляцию вопросов государственной службы в органах дознания и следствия, во внутренних войсках МВД.

Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере действия административных норм. Это касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 32 УК РФ посвящена преступлениям против порядка управления, гл. 33 - преступлениям против военной службы.

 

Вопрос 13. Административно-правовые нормы: понятие, особенности.

Административно-правовые нормы – имеют все черты правовых норм, однако при этом имеют свои особенности.

А.-п. норма (Дёмин):

1- правило поведения

2- установлено/санкционировано государством

3- неоднократное применение

4- неопределённый круг лиц

5- применяется в сфере государственного управления

6- обеспечивается принудительной силой специально для этого созданных органов

Основная особенность: цель а.-п. нормы – регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления – управленческих отношений.

ОСОБЕННАЯ РОЛЬ АП выражается:

- цель – должное функционирование механизма исполнительной власти (всего механизма и отдельных звеньев)

- АП определяет должное поведение тех лиц и организаций, кто а) выполняет непосредственно функции государственного управления; б) затрагивают своими действиями интересы этой сферы (граждане, объединения).

- АП – для реализации функций исполнительной власти – которая такая важная, ведь она одна из ветвей гос. власти и она исполняет законы.

- в интересах – режима законности управленческих отношений

- особые средства защиты – административная и дисциплинарная ответственность

- «АП – мать остальных отраслей права» - регулирует отчасти и трудовые, и налоговые, и предпринимательские отношения и т.д.

- устанавливаются органами исполнительной власти зачастую.

- а-п нормы адресованы зачастую к субъектам исполнительной власти (ведь управленческая деятельность очень важна), НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА.

- а.-п. нормы императивны (согласие подчиняющегося субъекта не требуется + ответственность тоже устанавливается в АП).

Сочетание правоустановительных и правоприменительных начал (функций):

 

- по сути правоустановление подчинено правоприменению («Акты исполнительной власти во исполнение законов»)

- НО нормы АП есть и в Конституции (субъекты исполнительной власти …), и в законах.

Иерархия а.-п. норм:

- конституция

- законодательство

- указы Президента

- нормы субъектов исполнительной власти - вторичны, им предоставлено правотворчество лишь тогда, когда указано в Конституции и законодательстве + во исполнение предыдущих (ст. 115 конституции). НО при этом очень важны, так как они детализируют предыдущие  можно применять на практике (при этом А.П. пишет, что законы обычно не имеют прямого действия, поэтому без АП почти не обойтись).

Когда субъекты исполнительной власти могут принимать а.-п. нормы? (ограничения административного правотворчества)

1. Когда прямо сказано в законе. В Водном кодексе написано, что правительство определяет порядок охраны природных ресурсов.

2. Есть в компетенции этого субъекта исполнительной власти.

3. Для урегулирования внутреннего механизма исполнительной власти.

4. (в РФ этого нет) то, что относится к законодателю – он передаёт исполнительным органам – «делегированное законодательство»

5. Для ведомств – орган исполнительной власти, наделённый общими полномочиями опять-таки делегирует часть своих полномочий ведомствам (как правило, по своему хотению ведомства не могут принимать а-п нормы). Так делегировали полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности.

Структура а.-п. нормы

1. Гипотеза. Совершение а-п нарушения (по Дёмину – это диспозиция), возраст… Когда говорится о регламентации деятельности органов исполнительной власти (и должностных лиц), то тогда по гипотезой подразумевается их компетенция.

2. Диспозиция – предписания, запреты и дозволения – конкретное поведение, урегулированное правовой нормой.

3. Санкция – административные и дисциплинарные меры. Когда говорим о деятельности исполнительной власти, то санкции во взаимоотношениях между начальником и подчинённым – дисциплинарные – смотри в институте гражданской службы. По Дёмину, санкция – это последствие действия, закреплённого в диспозиции. А ответственность – это применение санкции.

ПДД – гарантия безопасности… Переход улицы на запрещающий сигнал Влечет применение штрафа…
Гипотеза Диспозиция санкция



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.