Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 14. Виды административно-правовых норм




1. в зависимости от юридического назначения:

а) материальные – устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

б) процессуальные – регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например: порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами). (Дёмин – регулируют процедуру разрешения споров, вытекающих из а-п отношений).

Материальные и процессуальные взаимосвязаны. Процессуальные – гарантия реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными.

2. по юридическому содержанию предписания:

а) обязывающие – содержит предписание субъектам действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (напр.: обязанность владельца зарегистрировать свое транспортное средство в ГИБДД).

б) запрещающие – предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (напр.: запрещен на территории РФ оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, закрепленного в ФЗ «Об оружии»; нельзя изъять паспорт гражданина РФ, кроме случаев, указанных в законе).

в) уполномочивающая – содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (напр.: гражданин может обжаловать действия и решения гос. органов и органов мест.сам-ния и их должностных лиц, нарушающих его права.

Для субъектов публичной власти – избрать вариант действия, указанный в норме (напр.: применять одно из альтернативных наказаний, указанных в норме КоАП за правонарушение).

Необходимо такие нормы отличать от норм, относящихся к формированию компетенции субъекта публичной власти.

г) стимулирующие – предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения). – меры поощрения, налоговые и тарифные льготы и др.

д) рекомендательные – правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. Являются правовыми когда содержатся в актах компетентного органа.

Для граждан их исполнение не является обязательным. А вот в отношениях между гос. органами, органами мест.сам-ния, гос. служащими, нормы, установленные компетентным органом – обязательны. Но, адресаты норм сами решают вопрос об их исполнении, в зависимости от конкретных условий и возможностей (о неисполнении по объективным причинам, о наиболее целесообразном при данном варианте исполнения).

От рекомендательных норм отличаем рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний (рекомендация органам самим урегулировать тот или иной вопрос, установить порядок выполнения того или иного задания).

3. по характеру диспозиции

а) императивные – содержат строго определенные предписания, не подлежат изменению по усмотрению субъектов.

б) диспозитивные – позволяют субъектам самим определять содержание, порядок и условия своего поведения (пример: нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий).

4. по степени общности выражения правил поведения

а) общие

б) специальные

В случае коллизии между нормами равной юридической силы применяются, по общему правилу, специальные нормы.

5. по степени полноты изложения правил поведения

а) определенные

б) бланкетные – в них само правило поведения не установлено, но дана отсылка в определенным правилам либо указано, какой гос. орган или орган мест.сам-ния может их установить.

6. в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления

а) общефедерального значения

б) республиканские субъектов РФ

в) региональные

г) местные

7. по юридической силе

а) нормы в законах

б) нормы в подзаконных актах

Могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

8. в зависимости от адресатов

а) устанавливающие административно-правовое положение физических лиц

б) устанавливающие административно-правовое положение органов государственного управления и мест.сам-ния

в)…. государственных органов и служащих

г) …организаций

9. с учетом сферы действия

а) общеобязательные – действие распространяется на все регулируемые ими отношения

б) внутрисистемные – регулируют отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

10. по действию во времени

а) ограниченные сроком или периодом действия

б) без ограничений сроком или периодом действия

11. по целевому назначению

а) для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе

б) нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.

 

 

Вопрос 15.Источники административного права: понятие, виды, характеристики

Источники АП – нормативные правовые акты, содержащие нормы АП, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Основной – Конституция РФ (имеет определяющее значение для формирования и развития АП, как и для других отраслей российского права).

 

Насчет остальных собственно источников – нормативных актов – следует иметь в виду:

а) отрасль в целом не кодифицирована (кодифицированы нормы только об административных правонарушениях)

б) АП объединяет материальные и процессуальные нормы (хотя они (нормы) и тесно связаны, но могут быть выражены в разных источниках). Наблюдается большая степень централизации административно-процессуального законодательства (см. КоАП РФ).

в) Конституция РФ выделила в самостоятельные разновидности административное и административно-процессуальное законодательство и отнесла их к совместному ведению РФ и ее субъектов (формального их определения нет, в обиходе ошибочно отождествляются с законодательством об административных правонарушениях).

В теоретической литре: административное законодательство – либо все нормативные правовые акты, либо только законы, содержащие административно-правовые нормы (но для понимания источников АП в целом это не имеет принципиального значения).

Итак, источники АП:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.