КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы и источники АП
Метод административного права Спецификой АП является то, что у АП свой особый метод правового регулирования – императивный метод (иногда присутствует диспозитивный метод, т.е. действия по своему усмотрению (ст. 2.9 КоАП РФ)) правового регулирования, предполагающий: 1. Безвариантность поведения (категорический императив) либо исчерпывающий список вариантов. Например, за мелкое хулиганство может быть наложен либо штраф, либо административный арест. Дела о мелком хулиганстве рассматриваются либо органами внутренних дел, либо судом. Других органов законодатель не называет, но если 2. Система норм административного права. Она подразделяется на две части – общую и особенную (далее по учебнику). Подотрасли АП: 1. Таможенное право как подотрасль административного (в связи с возвращением в КоАП штрафов за нарушение ТмК) 2. Организация деятельности ФОИВ 3. Организация деятельности ОИВ субъектов РФ 4. Административно-деликтнаяподотрасль (самая крупная) 5. Административно-процедурная подотрасль Институты: 1. Институт обеспечения законности 2. Институт госслужбы 3. Институт административно-правовых статусов 4. Институт административно-правового принуждения 5. Институт административного судопроизводства 6. Институт административно-правовых режимов Кроме императивного и диспозитивного метода существует также стимулирующий метод правового регулирования, заключающийся в поощрении органов ИВ и их должностных лиц за хорошую работу. Кроме того, данный метод применим и к гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам. Это выражается во вручении наград («За отвагу на пожаре» и др.) и объявлении благодарностей данным лицам. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!!! ТЕМА 1 «ПРЕДМЕТ И МЕТОД АП» В ПРАКТИКУМЕ ХАЗАНОВА!!! ПОДГОТОВИТЬ ОТВЕТЫ НА ВСЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ. 1. Понятие и признаки норм АП 2. Виды норм АП 3. Действие норм АП в пространстве и времени (самостоятельно по учебнику) 4. Способы реализации норм АП 5. Источники норм АП и их виды
Понятие и признаки норм АП Согласно ТГП, цивилизованному обществу необходим ряд социальных норм для обеспечения нормальной жизнедеятельности этого общества, а также для обеспечения порядка в этом обществе. Государство порождает норму, «ведет» её по жизни, т.е. изменяет, в случае необходимости отменяет, а если эта норма кем-то нарушается (ФЛ или ЮЛ), то государство за это карает. Социальные нормы подразделяются на нормы права и иные социальные нормы. Нормы права – это частный случай в системе социальных норм. Их объединяет общая цель – регулирование общественных отношений. Признаки норм: 1. Правила поведения установленные или санкционированные государством. 2. Эти правила общеобязательны, поскольку установлены государством, но общеобязательность имеет несколько степеней: 1. Общефедеральные (когда норма издается федерацией) 2. Региональная общеобязательность (когда норм издается субъектом) 3. Локальная общеобязательность (например, Устав ФГБОУ ВПО УрГЮА) 3. Общеобязательные правила направлены на регулирование общественных отношений. 4. Выполнение этих правил обеспечивается убеждением, стимулированием, поощрением, а в необходимых случаях, когда вышеназванные методы оказываются безрезультатными, обеспечивается принуждением государства в рамках охранительных норм. Таким образом, под нормой АП понимаются установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере организации и деятельности ИВ, реализация которых обеспечивается различными средствами (убеждение, поощрение, стимулирование), в т.ч. и мерами административно-правового принуждения. Виды норм АП 1. По целевому назначению: 1. Регулятивные – связаны с регулированием деятельности как негосударственных, общественных организаций, так и государственных органов, органов местного самоуправления и т.д. Регулятивные нормы первичны по отношению к охранительным. Они являются самодостаточными, т.е. могут существовать сами по себе. 2. Охранительные вступают в свои права, когда нарушаются регулятивные, т.е. когда субъекты, чье поведение определяется регулятивными нормами, пренебрегают ими. В этом случае необходима защита регулятивных норм охранительными. Они не могут быть самодостаточными, т.к. они выполняют служебную роль по отношению к регулятивным. 2. По содержанию: 1. Материальные – характеризуются тем, что они юридически закрепляют совокупность обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений. Они также предусматривают также запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. 2. Процессуальные – регламентируют процедуру реализации материальных норм, например порядок поступления на службу, процедуру увольнения, процедуру выдачи лицензии, процедуру, связанную с возбуждением административного дела, с его рассмотрением, пересмотром и исполнением вынесенного представления. 3. По объему регулирования (по степени обобщенности): 1. Общие 2. Специальные Эта градация имеет большое практическое значение для правоприменителей: в случае «конкуренции» общей и специальной нормы по общему правилу применяется специальная норма (ст. 14.15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» и ст. 14.16 КоАП РФ «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»). 3. По методу воздействия на субъектов правоотношений: 1. Обязывающие – предписывают совершение каких-либо действий 2. Запрещающие – предписывают субъектам вести себя пассивно 3. Управомочивающие – дают права. 4. По срокам действия: 1. Срочные – устанавливаемые на определенный срок (ЧП) 2. Бессрочные – те нормы, срок действия которых заранее не установлен 5. По масштабу действия: 1. Федеральные – на территории всей страны 2. Субъектные (региональные) – на отдельные субъекты 3. Локальные – в определенных организациях и т.п. Способы реализации норм АП Мало нормы создать, не менее важно привести её в исполнение, т.е. реализовать. Существуют следующие способы реализации(претворение нормы в жизнь): 1. Исполнение – этот способ предполагает, что субъект, в адрес которого норма направлена, исполняя эту норму, должен вести себя активно, т.е. должен совершить активные действия. Например, гражданин обязан для подтверждения своего статуса гражданина получить паспорт. Для того, чтобы на законных основаниях получить паспорт нужно совершить ряд действий. 2. Соблюдение – соблюдая норму, субъект ведет себя пассивно. 3. Использование – этот способ предполагает, что субъект имеет право строить свое поведение по своему усмотрению, не нарушая при этом законодательство в целом, т.е. он может вести себя по своему усмотрению в рамках тех вариантов, которые предлагает ему законодательство. 4. Три вышеназванных способа реализации норм АП при неоднозначности каждого из них; четвертый существенно отличается от первых трех – применение нормы. Для реализации нормы путем е применения субъекту правоприменения необходима порция властных полномочий, даваемая государством (полицейские, пожарники, врачи, лесники, таможенники, налоговики и ряд других субъектов, в КоАП их около 70, которым предоставлено право взять норму и применить её к конкретному субъекту, совершившему правонарушение) Источники норм АП и их виды Источник – форма внешнего выражения нормы, другими словами – место, где она находится. Согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. Для источников АП характерна такая черта, как их многообразие. Кроме того, источники АП характеризуют такие черты как мобильность, т.е. изменчивость. Система источников АП: 1. Конституция РФ 2. ФКЗ 3. ФЗ 4. Указы Президента РФ (нормативного характера) 5. Постановления Правительства РФ 6. Ведомственные акты (НА министерств – приказы нормативного характера и инструкции) 7. Указы Президентов республик в составе РФ (нормативного характера) 8. Акты иных органов исполнительной власти 9. Международные (их необходимо ставить в один ряд с Конституцией РФ) и Административные договоры 10. Акты правосудия ДЗ!!! Дать соотношение понятий «нормотворчество» и «правотворчество» «законотворчество», «административное нормотворчество», «правоприменение», «юрисдикция», «административно – правовая юрисдикция», «дисциплинарно – правовая юрисдикция» и «судебно-правовая юрисдикция». 1. Нормотворчество – в широком смысле слова (Н. – социальная копилка) 2. Правотворчество (правовая копилка) А) законотворчество Б) административное правотворчество Административно-правовая и др. юрисдикции – частные случаи правовой юрисдикции вообще. О лилейных правоотношениях, когда субъект власти и подчиненный ему субъект находятся в одной организации, а значит линейно или организационно все субъекты данной организации подчинены руководителю и он называется линейным.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |