Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, методы и формы управления в современных условиях




Соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления

Конституционный принцип федерализма, положенный в основу функционирования всей системы государственной власти в Российской Федерации, предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Правовая основа разграничения предметов ведения и полномочий по управлению экономической, социально-культурной и административно-политической сферами деятельности содержится в ст. 71-73 Конституции РФ.

В рассматриваемом аспекте к исключительной компетенции Российской Федерации относятся:

54. федеральная государственная собственность и управление ею;

55. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

56. финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

57. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

58. внешняя политика и международные отношения РФ;

59. внешнеэкономические отношения РФ;

60. оборона и безопасность; оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств;

61. защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

62. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными объектами;

2) природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры;

3) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

4) координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение;

5) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий;

6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вне перечисленных выше предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Их полномочия определяются конституциями (уставами), законами и иными нормативными актами соответствующих субъектов РФ.

Статья 78 (п. 2) Конституции РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999г.1

Закон устанавливает: 1) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта; 2)полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ. При этом заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий; 3) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий – это правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ друг другу осуществления части своих полномочий. Передача полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ федеральному органу исполнительной власти сопровождается передачей необходимых материальных и финансовых средств (если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным актам субъекта Федерации).

Принципы и порядок заключения договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации установлен ст.26.7 и ст.26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Статья 26.9 Закона устанавливает случаи и порядок временного осуществления федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Качественно новый этап развития Российского государства, социально-экономические реформы и политические преобразования повлекли кардинальные изменения в системе государственного управления, в его функциях, методах и формах.

В современный период среди функций государственного управления наиболее важное значение приобретают прогнозирование, индикативное планирование, координация, регулирование и контроль.

Государственное прогнозирование и индикативное планирование пришли на смену директивному планированию, атрибуту плановой централизованной экономики. Эта функция находит свое воплощение в различного рода программах и прогнозах (например, Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта[31], Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы[32], Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы3, и др).

Координация представляет собой согласование действий различных органов государственной власти. Правовыми формами координации выступают принятие совместных нормативных актов по координируемой деятельности, согласование и визирование проектов таких актов, согласование планов совместных действий и комплексных программ.

В случаях, установленных законодательством, федеральные министерства координируют деятельность находящихся в их ведении федеральных служб и агентств4. Координационные функции осуществляют специально созданные правительственные и межведомственные координационные органы (Комиссия Правительства РФ по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития5).

Государственное регулирование реализуется в формах нормативного регулирования, регистрации, лицензирования, сертификации и т.д.

Государственная регистрация – правовое закрепление юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация актов гражданского состояния, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, сделок с недвижимостью и т.д.

Лицензирование – это специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Отношения лицензирования урегулированы Федеральным законом от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»3.

К лицензируемым видам деятельности, согласно Закону, относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 Закона перечисляет виды деятельности, для осуществления которых требуется лицензия.

Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия объектов установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров производится в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г.1

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством.

Среди методов управления особое значение приобретают государственные заказы, используемые в экономической сфере, в области науки, образования, здравоохранения и т.д.

Принципы и порядок формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Российской Федерации урегулированы федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»1, «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»2, «О государственном оборонном заказе»3, «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»4 и другими нормативными актами.

Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Кроме того, им может быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность.

Заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляются путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Функции, формы и методы государственного управления находятся в постоянном развитии и подлежат совершенствованию с целью повышения эффективности функционирования сферы управления.

Тема 15: «Организация государственного управления экономической сферой в РФ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.