Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и элементы договора купли-продажи 2 страница




Дополнительные требования предъявляются к форме договоров купли-продажи имущественных прав, в том числе воплощенных в ценных бумагах (ст. 389 ГК).

Порядок заключения договора купли-продажи регулируется общими нормами главы 28 ГК. Однако для отдельных разновидностей купли-продажи закон устанавливает особые правила. Таковы, в частности, нормы о публичной оферте и моменте заключения договора розничной купли-продажи (ст. 493,494 ГК), об обязательном урегулировании разногласий при заключении договора поставки (ст. 507 ГК), об основаниях и порядке заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (ст. 527—529 ГК), об особенностях заключения договора энергоснабжения (ст. 540 ГК) и некоторые другие.


§ 2. Содержание договора купли-продажи

Права и обязанности продавца. Основной для продавца является обязанность по передаче товара покупателю, конкретное содержание которой раскрывается в § 1 главы 30 ГК. Структурно этот параграф распадается на группы статей, регулирующих отдельные условия договора купли-продажи, связанные, в частности, с передачей товара. Сначала законодатель формулирует соответствующее условие, затем определяет последствия его нарушения (ответственность). Этой логики изложения мы и будем придерживаться в дальнейшем.

Обязанность по передаче товара покупателю включает целый ряд условий (требований) и предполагает передачу товара:

а) путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя;

б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;

в) в определенном количестве;

г) в согласованном ассортименте;

д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

е) установленного качества;

ж) свободным от прав третьих лиц;

з) в таре и упаковке.

А. Выше мы рассматривали правила о сроке договора купли-продажи, в течение которого договор должен быть исполнен. Но в какой момент в пределах этого срока обязанность продавца по передаче товара считается исполненной? Ответ на этот вопрос несложен, когда договор исполняется в присутствии обеих сторон в месте, где находится товар. Но если местонахождения продавца и покупателя либо товара и покупателя не совпадают, значит, необходимо обеспечить перевозку товара. На какой из сторон договора лежит эта обязанность?

Решению этих вопросов служит ст. 458 ГК. Она регулирует различные способы передачи товара покупателю в зависимости от того, в каком месте происходит передача товара и на какой из сторон лежит обязанность по его перевозке[23]. Если договор предусматривает обязанность продавца по доставке товара покупателю, таковая считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК). В том случае, когда товар передается покупателю (или указанному им лицу) непосредственно в месте нахождения товара, соответствующая обязанность продавца считается исполненной в момент, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя[24] (абз. 3 п. 2 ст. 458 ГК).[25] Наконец, если договор не предусматривает обязанностей продавца по доставке товара покупателю либо по передаче товара в месте его нахождения, продавец считается исполнившим свою обязанность в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю (п. 2 ст. 458 ГК). Разумеется, все эти правила применяются, если договором купли-продажи не установлено иное.

С нормами ст. 458 ГК тесно связано определение моментов возникновения права собственности на товар у покупателя и перехода на него риска случайной гибели или повреждения товара. По общему правилу, право собственности переходит к приобретателю по договору с момента передачи вещи (ст. 223 ГК). В то же время переход на покупателя риска случайной гибели приурочен не к моменту передачи вещи, а к моменту, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара (п. 1 ст. 459 ГК). Противоречие здесь только кажущееся. На самом деле в случае надлежащего исполнения договора обеими сторонами момент исполнения продавцом обязанности по передаче вещи обычно совпадает с моментом ее фактического вручения покупателю. Другое дело, если покупатель просрочил принятие товара, предоставленного в его распоряжение в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 458 ГК. В этом случае продавец считается исполнившим свою обязанность и, следовательно, риск случайной гибели переходит на покупателя. Однако фактической передачи товара покупателю не произошло, поэтому право собственности у него не возникло. Таким образом, закон побуждает покупателя своевременно исполнять свои договорные обязанности.

Другой случай расщепления моментов перехода права собственности и ^ риска случайной гибели может иметь место в случае продажи товара в процессе его перевозки. Например, продавец продает (или перепродает) товар во время его нахождения в пути, принимая на себя обязанность по его доставке покупателю (такая обязанность подчас может быть исполнена путем переадресовки груза). По общему правилу, в этом случае риск случайной гибели перейдет на покупателя с момента заключения соответствующего договора купли-продажи (п. 1 ст. 459 ГK)[26]. А вот право собственности у него возникнет позже: в момент выдачи ему товара перевозчиком. Впрочем, стороны легко могут избежать неблагоприятных последствий, определив в договоре моменты перехода права собственности и риска случайной гибели единообразно.

Согласно п. 3 ст. 224 ГК к передаче вещи приравнивается передача товарораспорядительного документа на нее (коносамента, складского свидетельства и т. п.), что, следовательно, влечет переход права собственности на вещь. Допустим ли в таком случае вывод о том, что передача покупателю товарораспорядительных документов (без передачи самого товара) влечет также и переход риска случайной гибели товара? Статья 211 ГК позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

Итак, надлежащим исполнением обязанности по передаче товара покупателю может выступать как фактическая передача (в том числе перевозчику или организации связи), так и символическая, а также передача путем вручения товарораспорядительных документов.

Неисполнение продавцом обязанности по передаче товара дает покупателю право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 1 ст. 463 и ст. 393 ГК)[27]. Если же предметом купли-продажи была индивидуально-определенная вещь, покупатель также может понудить продавца к исполнению обязательства в натуре, т.е. требовать отобрания у него этой вещи (ст. 398 ГК).

Б. Товар должен передаваться покупателю вместе с принадлежностями и документами, относящимися к нему, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК). Принадлежностями в гражданском праве называются вещи, не имеющие самостоятельного хозяйственного значения и призванные обслуживать использование главных вещей, но не связанные с ними конструктивно (например, чехол для защиты компьютера от пыли). Перечень документов, подлежащих передаче вместе с товаром, может быть весьма широким и определяется законом[28], иными правовыми актами[29] или самим договором. Обычно к числу таких документов относятся сертификаты качества, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, ремонту, хранению, руководства по сборке, наладке товаров и др. Особое значение обязанность по передаче сопутствующих документов приобретает в отношении продажи технически сложных изделий (и в первую очередь промышленного оборудования), нормальное пользование которыми без соответствующей информации обычно невозможно.

Неисполнение продавцом обязанности по передаче принадлежностей к товару и относящихся к нему документов, по общему правилу, дает покупателю право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возмещения убытков (ст. 464 ГК). Однако, в отличие от неисполнения обязанности по передаче самого товара, здесь покупатель сначала должен назначить продавцу разумный срок для устранения допущенных нарушений[30]. И только если продавец не передаст принадлежности и сопутствующие документы в указанный срок, у покупателя возникает право на расторжение договора и возмещение убытков.

В. Продавец обязан передать покупателю товар в количестве, определенном в договоре купли-продажи.

Указывая наименование и количество передаваемых товаров, стороны тем самым определяют предмет договора купли-продажи (п. 3 ст. 455 ГК). Поэтому договор, в котором количество продаваемых товаров не определено, считается незаключенным (п. 2 ст. 465 ГК).

Для установления количества товаров в договоре необходимо прежде всего выбрать единицу измерения количества. Таковыми являются меры веса (тонна проката), объема (баррель нефти), длины (метр рейки), площади (квадратный метр полиэтиленовой пленки). Часто количество товаров определяется поштучно, реже — в денежном выражении, когда цена является не только масштабом стоимости, но и мерой количества[31] (например, партия карандашей на общую сумму 1 млн. руб.).

Количество продаваемого товара может устанавливаться либо фиксированной твердой цифрой, либо путем указания на способ определения количества (например, продажа обоев в количестве, необходимом для оклейки конкретного помещения). Последний вариант особенно часто используется в договорах поставки и энергоснабжения.

Как правило, стороны могут самостоятельно определять количество продаваемых товаров, однако в ряде случаев закон ограничивает свободу усмотрения продавца-предпринимателя[32].

Нарушение продавцом условия о количестве товара (ст. 466 ГК) может выражаться как в передаче меньшего, нежели согласованное (недопоставка), так и большего количества товаров (излишняя поставка). В первом случае покупатель вправе по своему выбору требовать либо передачи ему недостающего количества товара, либо расторжения договора (и то, и другое может сопровождаться взысканием убытков). Во втором случае покупатель обязан принять согласованное в договоре количество товара, но судьба излишков будет решаться особо. Прежде всего, покупатель обязан уведомить продавца о передаче излишнего количества товаров[33]. Получив извещение покупателя, продавец имеет возможность распорядиться лишними товарами (перепродать другому, забрать себе и т. п.). Если же он этого не сделает, покупатель вправе либо принять излишек (оплатив его по цене договора), либо потребовать, чтобы продавец распорядился им, т. е. освободил покупателя от лишних товаров[34].

Указанные правила носят общий характер и применяются, если договором или дополнительным соглашением между сторонами не предусмотрено иное.

Г. Договор купли-продажи может предусматривать обязанность продавца передать товар покупателю в согласованном ассортименте.

Ассортимент — это объединение (группировка) однородных товаров, различаемых по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам (п. 1 ст. 467 ГК). Условие об ассортименте не является существенным для договора купли-продажи, коль скоро его отсутствие может быть восполнено при помощи п. 2 ст. 467 ГК. Но в то же время ассортимент[35] является количественным показателем, а количество—часть существенного условия купли-продажи. Однако законодателя все же нельзя упрекнуть в непоследовательности, ведь ассортимент характеризует не единицу (штуку) товара, а их группу (партию). Поэтому-то для заключения договора купли-продажи достаточно определить лишь общее количество товаров, без их разбивки на отдельные виды.

Условие о продаже товаров в ассортименте может быть прямо предусмотрено договором либо вытекать из существа обязательства. Так, очевидно, что большая партия одежды, продаваемая предприятию розничной торговли, должна включать предметы различного размера, фасона, цвета, т. е. поставляться в ассортименте.

Если ассортимент в договоре не определен, но из существа обязательства вытекает необходимость поставки товаров в ассортименте, продавец может либо самостоятельно определить ассортимент, исходя из известных ему потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора (п. 2 ст. 467 ГК)[36].

Нарушение продавцом условия об ассортименте заключается в передаче

товаров, полностью или частично не соответствующих согласованному в договоре ассортименту. Передача товаров в ассортименте, который полностью не соответствует договору, дает покупателю право требовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 1 ст. 468 ГК). Если же несоответствие ассортимента переданных товаров договору является частичным, т. е. наряду с товарами нужного ассортимента переданы товары, не предусмотренные договором, покупатель вправе: а) отказаться от всех переданных товаров; б) принять товары соответствующего ассортимента и отказаться от остальных товаров; в) потребовать замены товаров, не соответствующих условию об ассортименте, надлежащими товарами; г) принять все переданные товары (п. 2 ст. 468 ГК). Все эти действия покупателя могут сопровождаться взысканием с продавца убытков[37].

Пункт 4 ст. 468 ГК содержит важное правило, согласно которому покупатель, не известивший продавца об отказе от товаров в разумный срок, считается принявшим их. Вопрос о цене, по которой должны оплачиваться принятые покупателем товары, не соответствующие условию об ассортименте, регулируется п. 5 ст. 468 ГК.

Д. Продавец обязан передать покупателю товар соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен.

Комплектность товара — это наличие в нем всех необходимых составных частей (агрегатов, узлов, деталей и т. п.), т. е. совокупность многих вещей, характеризуемых общностью их функционального назначения. Так, комплектность компьютера обычно предполагает наличие системного блока, винчестера, дисплея, клавиатуры и т. п.

В отличие от принадлежностей, составляющие комплектный товар вещи необходимы для непосредственного использования товара по назначению и обычно конструктивно связаны друг с другом. Можно усмотреть некие параллели между комплектностью и ассортиментом. Однако ассортимент предполагает разбивку товаров по видам внутри одного рода, а комплектность — это наличие разнородных вещей, используемых сообща, в качестве составных частей, элементов единого целого.

Условие о комплектности товара в большинстве случаев определяется сторонами путем ссылок на соответствующие нормативно-технические документы (государственные, отраслевые стандарты, технические условия и др.), реже — перечислением всех составных элементов товара. Если комплектность товара не установлена в договоре тем или другим способом, она определяется обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями (п. 2 ст. 478 ГК).

Последствия передачи товара с нарушением комплектности существенно отличаются от нарушения условия об ассортименте. Так, покупатель некомплектного товара вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок (п. 1 ст. 480 ГК). И только если требование о доукомплектовании товара не выполнено, покупатель приобретает дополнительные права: потребовать замены некомплектного товара либо расторжения договора (п. 2 ст. 480 ГК). Таким образом, объем прав покупателя некомплектного товара уже, чем в случае нарушения условия об ассортименте.

В отличие от комплектности товаров, комплект — это достаточно произвольное и обусловленное ситуативными требованиями сторон объединение в одну группу разнородных товаров, функционально и конструктивно не связанных друг с другом. Типичный пример комплекта товаров — набор продуктов, приобретаемых в магазине. По желанию покупателя такой набор может включать самые разные сочетания вещей.

Условие о комплекте товаров определяется самими сторонами договора по их желанию, поскольку никакими нормативными актами невозможно предусмотреть обязательных требований к составу комплекта. Основным требованием, предъявляемым к передаче комплекта, является одновременность вручения всех вещей, входящих в него (п. 2 ст. 479 ГК).

В отличие от норм об ассортименте или комплектности, ст. 479 ГК не содержит диспозитивных правил, позволяющих решить судьбу договора купли-продажи, в котором не определен состав продаваемого комплекта товаров. Поскольку объективных критериев определения содержания комплекта товаров не существует, закон и не в состоянии восполнить этот пробел в волеизъявлении сторон. Следовательно, отсутствие соглашения сторон о комплекте (но не комплектности!) товаров должно рассматриваться как незаключение соответствующего договора, коль скоро не согласовано количество товаров разного рода.

Нарушение условия о комплекте (т. е. передача не всех товаров, входящих в комплект) обычно не мешает покупателю пользоваться уже переданными товарами, поскольку их качество не страдает от такого нарушения. Поэтому выглядит достаточно странным правило п. 3 ст. 480 ГК, которое приравнивает последствия этого нарушения к нарушению условия о комплектности товара. В результате этого ущемляются права покупателя комплекта товаров. Ведь если бы он приобретал товары не в комплекте, а порознь, неисполнение договора в отношении одного из товаров сразу же давало бы покупателю права, предусмотренные пп. 1 и 2 ст. 463 ГК.

Е. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора купли-продажи (п. 1 ст. 469 ГК).

Положения о качестве продаваемых товаров и гарантиях качества в целом достаточно традиционны для нашего законодательства. Ранее они регулировались в основном подзаконными актами применительно к договорам розничной купли-продажи и поставки. Введение таких норм в § 1 главы 30 ГК существенно повысило их юридическую силу и придало им характер общих положений для всех разновидностей купли-продажи. Вместе с тем для некоторых видов договора купли-продажи предусмотрены специальные правила о качестве товаров[38], которые будут рассмотрены далее при анализе соответствующих договоров.

Условие о качестве товара относится к числу обычных условий договора и в большинстве случаев устанавливается самими сторонами. При этом качество товара может определяться различными способами: по образцу, по описанию (спецификации), на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.

Определение качества по описанию (в отношении сложных промышленных товаров — по спецификации) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его описании. Часто описание товара включает и чертежи, принципиальные схемы устройства товара, его изображения (например, в каталоге посылочной торговли). Образцом называется экземпляр товара, служащий эталоном качества для продаваемых товаров. В сфере бизнеса при определении качества по образцу стороны обычно отбирают несколько экземпляров товара, которые хранятся у сторон договора (иногда третьего лица) и используются при разрешении споров о качестве. Продажа товаров по образцу получает широкое распространение и в розничной торговле, где имеет свою специфику. Определение Качества товара путем отсылки к соответствующему стандарту — наиболее распространенный способ как в национальном, так и в международном торговом обороте. Стандартизация товаров позволяет четко определять их качество на высоком профессиональном уровне, избегая при этом чрезмерной описательности. Предварительный осмотр как способ определения качества товара обычно применяется в аукционной торговле, при продаже предметов антиквариата, произведений искусства, других индивидуально-определенных вещей. В этом случае продавец гарантирует покупателю то качество, которое последний одобрил в результате осмотра товара. Часто условие о качестве определяется не одним, а несколькими из указанных способов одновременно.

При отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей его обычного использования (п. 2 ст. 469 ГК). А если покупатель при заключении договора сообщил продавцу о конкретных целях приобретения товара, он должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями. Наличие той или иной цели покупки, являющейся мотивом совершения сделки, обычно не влияет на действительность договора. Но в результате включения этого мотива (цели) в договор он приобретает характер его существенного условия.

В ряде случаев закон ограничивает автономию воли сторон при формулировании условий о качестве товара. Как правило, это связано с потребностью обеспечения общественных интересов в сфере хозяйственного оборота или защиты прав потребителей. Так, продавцы-предприниматели в своей деятельности связаны необходимостью соблюдения обязательных требований к качеству товаров (п. 4 ст. 469 ГК). В Российской Федерации такие требования содержатся в различных стандартах: государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), стандартах предприятий (СТП) и др.[39]

Стандарты РФ содержат нормы двух видов: обязательные и рекомендательные. К числу обязательных относятся требования по безопасности товаров для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспечению совместимости и взаимозаменяемости товаров, единства методов их контроля и маркировки (п. 2 ст. 7 Закона РФ «О стандартизации»). Эти положения должны соблюдаться всеми субъектами хозяйственной деятельности[40]. ГК предоставляет сторонам право предусмотреть повышенные по сравнению с обязательными требования к качеству продаваемого товара, однако на практике это встречается крайне редко.

Условия стандартов, касающиеся основных потребительских (эксплуатационных) характеристик товаров и методов их контроля, правил оформления технической документации на товары, а также ряд других общих правил обеспечения качества носят рекомендательный характер. Их соблюдение зависит от соответствующего соглашения сторон договора[41].

Решение вопроса о соответствии качества продаваемых товаров условиям договора далеко не всегда очевидно, а в ряде случаев даже требует проведения специальной проверки. Однако ГК не предусматривает общей обязанности покупателя или продавца по проверке качества (исключение составляют договоры поставки и контрактации — п. 2 ст. 513 ГК). Ее могут установить сами стороны в договоре, она может также вытекать из требований государственных стандартов и специальных нормативных актов, регулирующих отдельные виды купли-продажи4.

Следует согласиться с мнением Т. Л. Левшиной о том, что ссылка в договоре на ГОСТ в целом (а не только на его обязательную часть) означает придание рекомендательным нормам о качестве обязательного характера (Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 22). Этот вывод вполне согласуется и с деловыми обыкновениями, и с материалами арбитражной практики.

Установленные договором купли-продажи способы определения качества товара обусловливают и соответствующие методы его проверки. ГК не предусматривает конкретных методов контроля качества, да это и невозможно, поскольку они постоянно совершенствуются вслед за развитием техники. Если порядок проверки качества не установлен ни нормативными актами (включая ГОСТы), ни договором, то проверка товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми правилами (п. 2 ст. 474 ГК). При этом важно, чтобы и продавец, и покупатель применяли одни и те же методы проверки качества (п. 4 ст. 474 ПС).

Качество товара не может оставаться неизменным вечно, поэтому важно определить период времени, в течение которого оно будет достаточным для нормального пользования вещью. Более того, со временем качество товара может ухудшиться настолько, что использование вещи станет опасным для жизни, здоровья или имущества покупателя. Значит, необходимо определить момент, когда товар начнет представлять угрозу для покупателя. Эти проблемы решаются путем установления гарантийных сроков, сроков годности и сроков службы товара.

Гарантийный срок— это период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования.

Гарантийные сроки могут устанавливаться как соглашением сторон договора (а также самим изготовителем товара), так и обязательными для них требованиями нормативных актов (в первую очередь ГОСТов). В последнем случае гарантийные сроки носят императивный характер и могут быть изменены договором купли-продажи лишь в сторону их увеличения. Если же гарантийный срок на товар не установлен, то в силу п. 1 ст. 470 ГК товар должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются, в пределах разумного срока[42]. Этот «разумный» срок является своеобразным аналогом гарантийного, поскольку с его истечением закон связывает те же последствия, что и с окончанием гарантийного срока. Буквальное толкование п. 1 ст. 470 ГК приводит к выводу о том, что устанавливаемые договором гарантийные сроки не могут быть менее указанного «разумного» срока.

По общему правилу, гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако, если покупатель не имел возможности использовать купленный товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (в том числе из-за обнаруженных в нем недостатков[43]), течение гарантийного срока приостанавливается на все время действия соответствующих обстоятельств (п. 2 ст. 471 ГК).

В отношении сложных вещей, т. е. комплектных товаров, гарантия качества распространяется и на все составляющие части товара (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 ст. 470 ГК). Поэтому гарантийный срок на комплектующие, как правило, считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с ним.

Срок службы товара часто неоправданно смешивают со сроком его годности [44]. Эти понятия, действительно, имеют много общего, поскольку и тот, и другой срок определяет период безопасного использования товара. Но из Закона РФ «О защите прав потребителей» следует ряд практически важных различий этих сроков. Так, срок службы устанавливается в отношении непотребляемых товаров длительного пользования, тогда как срок годности — на товары потребляемые и, как правило, быстропортящиеся (продукты питания, парфюмерия, медикаменты и т. п.).

Срок службы товара начинает течь со дня продажи товара потребителю и лишь при невозможности установить его — со дня изготовления товара (п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Срок годности течет со дня изготовления товара (ст. 473 ГК).

Срок годности всегда определяется единицами времени (периодом, датой), а срок службы товара может исчисляться и другими единицами измерения (например, километрами при определении срока службы автомашины).

В пределах срока годности товара продавец или изготовитель отвечает за любые его недостатки (с учетом положений ст. 475 и 476 ГК), тогда как их ответственность в пределах срока службы (но после истечения гарантийного срока) ограничена существенными недостатками, возникшими по их вине (п. 1 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Наконец, продажа товара по истечении установленного срока годности прямо запрещается п. 5 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»[45], а в отношении продажи товаров с истекшим сроком службы такой запрет не предусмотрен.

Таким образом, срок службы товара можно определить как период, в течение которого покупателю обеспечена возможность безопасного использования непотребляемого товара по назначению. Срок годности — это период, по истечении которого потребляемый товар считается непригодным для использования по назначению и не может быть реализован.

Последствия нарушения условия о качестве товара регулируются ст. 475—477 ГК и зависят от таких факторов, как наличие или отсутствие гарантии качества, характер и сроки обнаружения недостатков товара.

По общему правилу, продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента его передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК). Но распределение между сторонами бремени доказывания этого факта тесно связано с наличием гарантии качества на товар. В отсутствие гарантии качества покупатель обязан доказывать, что недостатки возникли еще до момента передачи ему товара и (или по причинам, возникшим до этого момента). Если же на товар установлена гарантия качества[46], ситуация прямо противоположна. Для освобождения от ответственности продавец вынужден доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю (вследствие нарушения покупателем правил использования или хранения товара, действий третьих лиц либо непреодолимой силы)[47].

Чем больше времени проходит между моментами передачи товара покупателю и предъявления им требований продавцу, связанных с недостатками товара, тем сложнее суду выяснить действительные обстоятельства дела. Кроме того, длительный срок использования товара до предъявления претензий по его качеству порождает известные сомнения в том, что недостатки товара возникли еще до его передачи покупателю. Во избежание подобных затруднений ст. 477 ГК устанавливает предельные сроки обнаружения недостатков проданного товара. Их значение в том, что претензии покупателя к качеству товаров могут быть предъявлены и при соответствующих условиях подлежат удовлетворению, только если недостатки товаров были обнаружены в течение сроков, предусмотренных ст. 477 ГК.

Как правило, по товарам, на которые не установлен гарантийный срок или срок годности, претензии по качеству могут быть заявлены, если недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок[48] (который, однако, не может превышать двух лет со дня передачи товара покупателю). По товарам, на которые предоставлена гарантия или установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, если они были обнаружены в пределах гарантийного срока или срока годности. Истечение гарантийного срока продолжительностью менее двух лет само по себе не лишает покупателя права на предъявление претензии к продавцу. Такое требование может быть удовлетворено, если недостатки товара обнаружены в пределах двухлетнего срока (хотя бы и после окончания срока гарантии), но возникли до передачи товара покупателю или по причинам, имевшим место до этого момента (последнее обстоятельство должно быть доказано покупателем).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.