Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за нарушение обязанности по перевозке грузов




Виды

БИЛЕТ 33.

1. УЧРЕЖДЕНИЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. (ПОНЯТИЕ, ВИДЫ)

2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

1. УЧРЕЖДЕНИЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. (ПОНЯТИЕ, ВИДЫ)

 

Ст. 120 ГК

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК; п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В зависимости от собственника выделяют:

· Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы

· Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования

· Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.

Государственное или муниципальное учреждение бывают

· бюджетными

· автономными

· казёнными

Учреждения создаются по решению собственника. Частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, государственное или муниципальное учреждение – Российской Федерацией,субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием.

От имени публичных собственников решение о создании учреждения принимается уполномоченным органом государственной власти (местного самоуправления). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным учреждением (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК; ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации2 (далее – БК); Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ Об автономных учреждениях, далее – Закон об автономных учреждениях).

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также государственные (муниципальные) и частные организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

Правоспособность учреждений носит узкоспециальный характер, в рамках которого законом и учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов предпринимательской (либо иной приносящей доходы) деятельности. Обычно речь идет о сдаче в аренду имущества учреждения, о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Если иное не предусмотрено законом и(или) учредительными документами, учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы распоряжение имуществом собственника без его согласия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которой имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296, 298 ГК).

Учреждения полностью или частично финансируются их учредителями – собственниками, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями распоряжения своим имуществом. Права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом. Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК). Автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК; ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Как правило, учредительным документом данного юридического лица является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например, воинская часть внутренних войск МВД России может действовать на основании Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России от 15 ноября 2003 г. № 8841).

Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Так, в соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителями (ст. 11 Закона об общественных объединениях).

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Кроме того, учреждение может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (п. 1 ст. 43 Закона об образовании). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

В отличие от других видов юридических лиц частные и бюджетные учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежныхсредств наступает неограниченная субсидиарная ответственность ихучредителей-собственников (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; абз. 2 п. 4 ст. 19 Закона о некоммерческих организациях)2. Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника его имущества (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; п. 5, 6 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

 

На всякий случай закон о неком. Орг:

 

Статья 9. Частные учреждения

1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

 

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

12. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 

 

В проекте ГК нормы об учреждении выглядят так:

 

2. Учреждения

 

Статья 120. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или приобретенное учреждением в соответствии с п. 4 ст. 50 настоящего Кодекса, оно приобретает право оперативного управления в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

При создании учреждений не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 120.1 и пунктом 2 статьи 120.2 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении может быть создан коллегиальный орган (совет), подотчетный учредителю. Компетенция коллегиального органа учреждения, порядок его создания и принятия им решений определяются законом и уставом учреждения.

 

Статья 120.1. Государственные и муниципальные учреждения

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также за исключением недвижимого имущества независимо от того, за счет каких средств и по каким основаниям оно за бюджетным учреждением закреплено или им приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Особенности правового положения отдельных видов государственных и муниципальных учреждений определяются законом.

 

Статья 120.2. Частное учреждение

1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

3. По обязательствам собственника частного учреждения взыскание может быть обращено на имущественный комплекс такого учреждения в целом, что в случае отчуждения имущественного комплекса влечет замену собственника-учредителя.

4. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в фонд.

 

2. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

Общая характеристика: реальный, возмездный, срочный, двухсторонний, публичный.

Форма договора:

Законодатель не устанавливает требования о заключении договора перевозки путем оформления единого письменного документа.

Хотя, исходя из положений гл. 9 ГК, договор перевозки груза в большинстве случаев должен заключаться в письменной форме, стороны могут ограничиться составлением перевозочных документов (транспортная накладная, коносамент, чартер), которые не рассматриваются как письменная форма договора перевозки груза, но служат доказательством его заключения. Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным.

Существенные условия:

Предмет данного договора - действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю.

Срок не относится к существенным условиям договора перевозки. Отсутствие соглашения о нем не влечет признания договора перевозки незаключенным. В таких случаях будут применяться положения ст. 314 ГК.

Стороны договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице, однако чаще - это разные субъекты. Грузополучатель не является стороной договора перевозки, он - третье лицо (ст. 430 ГК).

 

Обязанности грузополучателя:

· принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани,

· окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Права грузополучателя:

· право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 39, ст. 41 ТУЖД, п. 2 ст. 103 ВК),

· при неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза,

· при ненадлежащем исполнении им обязательства - требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 111 ТУЖД, ст. 122 ВК).

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора перевозки. В случаях, предусмотренных законодательством, тарифы за перевозку устанавливаются уполномоченными на это органами исполнительной власти. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до отправления груза, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении платы перевозчик вправе приостановить исполнение встречной обязанности и задержать отправление транспортного средства (ст. 75 КВВТ, ст. 30 УЖТ). По соглашению между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем обязанность по оплате может возлагаться на грузоотправителя (ст. 30 УЖТ, ст. 163 КТМ). Для обеспечения внесения платы за перевозку и возмещения понесенных расходов законодательство предоставляет перевозчику право удерживать груз (багаж) до полной оплаты перевозки.

(особенности перевозки разными видами транспорта можно посмотреть для общего развития)

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком обычно выражается в:

· несоблюдении сроков доставки грузов, пассажиров, багажа,

· утрате или повреждении вверенного груза либо причинении вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира.

Могут быть допущены и иные нарушения.

Ответственность перевозчика определяется положениями ст. 794 - 796 ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В целях защиты интересов грузоотправителей, фрахтователей, пассажиров законодательство запрещает включать в договоры перевозки условия об ограничении размера ответственности перевозчика. Возможность ограничения ответственности допускается только в случаях, прямо предусмотренных транспортными уставами и кодексами, и только для договоров перевозки груза, но не пассажиров.

Для требований, возникающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки груза, ГК устанавливает обязательный претензионный порядок, т.е. в случае нарушения перевозчиком обязанностей по договору перевозки груза управомоченное лицо - грузоотправитель, грузополучатель, а в предусмотренных законодательством случаях - страховщик, должны в сроки и в порядке, которые установлены транспортными уставами и кодексами, обратиться с требованием о возмещении причиненных убытков или об уплате неустойки непосредственно к перевозчику. Предъявление иска в суд возможно только в случае отказа в удовлетворении претензии или при неполучении на нее ответа в установленные транспортными уставами и кодексами сроки.

Ответственность грузоотправителя:

Грузоотправитель несет ответственность за неиспользование предоставленных перевозчиком в соответствии с заявкой транспортных средств, а также за некоторые другие нарушения, в частности, превышение грузоподъемности транспортного средства, искажение в заполняемых им перевозочных документах сведений о грузе, нарушение сроков погрузки.

Обязанность перевозчика по обеспечению сохранности груза (багажа) возникает с момента его передачи для перевозки и прекращается после выдачи уполномоченному на его получение лицу. Момент сдачи груза для перевозки и момент выдачи управомоченному лицу подтверждаются в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Таким образом, перевозчик отвечает за сохранность груза (багажа) не только во время нахождения на транспортном средстве, но и вообще в ведении перевозчика, например, на его товарном складе.

Ответственность перевозчика:

· в случае неисполнение обязанностей по подаче транспортных средств - УЖТ и КВВТ предусматривают взыскание штрафов, исчисляемых в минимальных размерах оплаты труда за каждую тонну (контейнер) груза. Данные штрафы, по сути, представляют собой исключительную неустойку, т.е. ответственность перевозчика носит ограниченный характер;

· в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

· в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

· в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

· непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

· прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

· в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик груза освобождаются от ответственности за несохранность груза или багажа если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Например:

1) вызванные виновными действиями грузоотправителя (грузополучателя);

2) связанные с естественными свойствами груза, неизвестными перевозчику, а также скрытыми недостатками тары и упаковки;

3) ограничения, вводимые публичными властями;

4) иные обстоятельства (на морском и внутреннем водном транспорте - спасание жизни людей и имущества на воде).

Проблемы:

1. Договор перевозки нельзя признать трехсторонним, поскольку грузополучатель не участвует в его заключении, более того, не спрашивается даже его согласие на отправку ему груза. Возникающие между тремя названными субъектами отношения нельзя также объяснить на основе модели договора в пользу третьего лица — грузополучателя, ибо закон предусматривает не только права, т. е. пользу, но и многочисленные обязанности грузополучателя, принявшего груз, перед перевозчиком.

2. проблема связана с определением круга документов, принимаемых в качестве доказательства заключения договора перевозки груза. Следует, различать транспортные и собственно перевозочные документы. Доказательством заключения договора перевозки груза должны признаваться именно последние - в первую очередь транспортная накладная или иной документ на груз.

3. проблема связана с выяснением того, какая именно система документов, подтверждающих договор перевозки грузов, принята в России: "система одного документа" или "система двух документов". По "системе одного документа" доказательством заключения договора перевозки груза является только накладная. По "системе двух документов" происходит обмен документами: сначала грузоотправитель передает перевозчику накладную, а затем перевозчик выдает квитанцию, в которой признает принятие груза, описанного в накладной. С точки зрения оформления договора при "системе двух документов" стороны "составляют договор в двух образцах, один из которых (накладная) подписывается отправителем, а другой (квитанция) перевозчиком". В отношениях по заключению договора перевозки грузов по "системе двух документов" существенное значение имеют два юридических факта: 1) придание договору перевозки необходимой формы (что подтверждается наличием накладной) и 2) передача груза отправителю (что подтверждается квитанцией о приеме груза). Судебная практика не видит противоречия с положениями ГК РФ в случае, если специальными законами установлена "система двух документов".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.