КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественнонаучный подход к изучению природыКлючевые термины Научный метод Единство науки
Естественнонаучный подход имеет глубокие исторические корни, основан на многовековом продолжительном наблюдении за явлениями природы, имеющими, как правило, циклический характер.
Основные особенности этого подхода: a) разработано большое количество измерительных средств, позволяю- щих оценить состояние окружающей среды;
b) найдены эталоны многих физических величин, благодаря которым появилась возможность измерять и сравнивать;
c) разработан математический аппарат обработки результатов измере- ний, позволяющий оценивать состояние изучаемых объектов. Естественнонаучный подход основан на следующих свойствах из- меряемых величин и оцениваемых параметров математических моделей:
a) воспроизводимости измеряемых величин; b) правильности математических моделей и использования статисти- ческих методов; c) избыточности данных, допускающей вероятностное оценивание.
К недостаткам естественнонаучного подхода можно отнести то, что он требует наличия множества однородных по каким-либо признакам явлений (объектов). Ценность подхода во многом зависит от выбора признаков, являющихся общими для элементов множества и подлежа- щих оцениванию. Если признаки являются не существенными, а второ- степенными, то правдоподобность выводов значительно снижается. Кроме того, качество оценок зависит от объема множества, коррелиро- ванности наблюдений. Широко распространены интервальные оценки в предположении о вероятностном распределении измеряемых величин, отвечающих одному из типовых (стандартных) законов распределения случайных величин. Некоторые из наиболее распространенных законов, приведены ниже.
Пример 1. Типовые законы распределения случайных величин. y y
x x a) равномерный b) нормальный
y y
x x с) экспоненциальный d) Ферми- Дирака
Пример 2. Свойства функции распределения y
x 1 x 2 x
+¥ ò y (x) dx -¥
= 1; Условие нормирования функции распределения
< x < y (x) dx;
p (x = x 1)= p (x = x 2)=0 В ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести отдельные события под какой-либо общий закон или теорию (т.e. не имеется возможности набрать статистику однородных событий). Поэто- му многие историки возражают против переноса естественнонаучных методов для анализа исторических процессов. Для объяснения событий ими предлагаются методы телеологии, опирающиеся не на причинные законы и направленные на раскрытие целей, намерений, поведения, дея- тельности людей. Многие считают, что методы объяснения вообще бесполезны, а ва- жен метод понимания, позволяющий раскрыть смысл события, особен- но, если оно уникально и неповторимо. Теоретически понимание осно- вывается на интерпретации то есть истолковании целей, мотивации смысла действий и поступков людей и поэтому сходно с телеологиче- ским объяснением. Так нередко понимание текста сводится лишь к рас- крытию и усвоению смысла, который вложил в него автор. Однако, если бы переводчики разных эпох раскрывали бы только авторский смысл произведения, то все переводы были бы тавтологией. Исторические события также обычно интерпретируются с позиций своего времени. С другой стороны, иные исследователи истории с неменьшим упор- ством отстаивают мнение о возможности применения общих методов и теорий, однако, по их мнению, невозможность объединения отдельных событий в однородную группу свидетельствует о недостаточной прора- ботке материала, малой информационной емкости событий. В целом, понимание- более сложный, противоречивый и запутан- ный процесс, чем объяснение.Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание- к ин- терпретации.И если объяснение относится к событиям прошедшим и на- стоящим, то к будущим событиям относится предвидение (предсказа- ние, прогноз). Предвидение и объяснение сходны по своей логической структуре и представляют собой логический вывод (умозаключение). Структура одного из простейших умозаключений приведена ниже.
Пример 3. Простой категорический силлогизм (дедуктивное умозаключение).
Здесь С- субъект, П- предикат суждения.
Так из посылки: «Все студенты первого курса изучают КСЕ» и посылки: «Иванов учится на первом курсе» cледует логический вывод: «Иванов изучает КСЕ». Предвидение как способ отражения действительности имеет ог- ромное практическое значение, обеспечивая возможность прогнозиро- вания событий и явлений. Статистические выводы (заключения) имеют вероятностный характер (а не достоверный), в них используют- ся интервальные (а не точечные) оценки, что прежде всего объясняет- ся отсутствием общих фундаментальных законов в гуманитарных нау- ках (подобных законам Ньютона в механике), а также влиянием субъ- ективного фактора на исследуемые процессы.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |