Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок




Для нормального государства необходимо наличие более или менее стабильной Конституции. Процедура изменения и пересмотра Конституции РФ усложнена по сравнению с процедурой изменения федеральных законов. Процедура изменения и пересмотра Конституции РФ регламенти­руется в первую очередь главой 9 Конституции РФ «Конституцион­ные поправки и пересмотр Конституции» и Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции могут вносить:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации РФ;

3) Государственная Дума РФ;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

6) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Поправки (к гл. 3—8 Конституции РФ) прини­маются в порядке, предусмотренном для принятия федераль­ных конституционных законов, вступают в силу после одоб­рения законодательными (представительными) органами государственной власти не менее чем 2/з субъектов РФ. В таком случае, как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ, поправки к Консти­туции РФ принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений. Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции считается одобренным Государственной Думой, если за его одобре­ние проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государст­венной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Если предложение о пересмотре положений глав 1,2 и 9 Консти­туции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции Ф, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

При проведении всенародного голосования Конституция РФ счита­йся принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Голосование считается состоявшимися, если в нем приняли участие более половины избирателей. Поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ. Поступивший проект закона о поправках к гл. 3—8 Конституции передается Советом Государственной Думы для подготовки совместного заключения в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и Комитет Государственной Думы о законодательству.

Рассмотрение проекта закона о поправках к гл. 3—8 Конституции осуществляется Думой в трех чтениях. Закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Если Совет Федерации отклоняет проект закона Российской Фе­дерации о поправках к главам 3 — 8 Конституции, то для преодоле­ния возникших разногласий может применяться процедура повтор­ного рассмотрения федеральных законов.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ (поименный со­став субъектов РФ) вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта РФ (образовании в составе РФ нового субъекта РФ), об изменении конституционно-правового статуса субъек­та РФ. Если меняется название (но не конституционно-правовой статус субъекта РФ), такое изменение вносится в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ по просьбе соответствующего субъекта РФ.

12. Конституционная ответственность в РФ: понятие, виды, основания, санкции.

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание - это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт - применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного процесса);

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);

5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты - граждане).

Конституционное Право предусматривает несколько способов привлечения к констуционно - правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения

Конструкция конституционно-правовой ответственности предполагает наделение субъекта правоотношения триадой институциональных характеристик, среди которых:

1. компетенция (полномочия и предметы ведения);

2. финансовое и иное ресурсное наполнение осуществления компетенции;

3. ответственность за надлежащее осуществление компетенции.

Отсутствие у субъекта правоотношений хотя бы одной из перечисленных характеристик делает привлечение его к ответственности безосновательным, не носящим характера общей и частной превенции, что характерно для любого вида юридической ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.