Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конституционного строя РФ и его основные принципы




Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (общая характеристика).

Законодательная база конституционно - правовой ответственности

Законодательную базу конституционно-правовой ответственности нельзя ограничивать Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Несмотря на преимущественно конституционный характер данного типа ответственности, отдельные нормы, регулирующие данный институт, могут находиться и в иных нормативных правовых актах. Иерархия законодательства в сфере конституционной ответственности выглядит сегодня следующим образом (по мере убывания юридической силы):

1) Конституция РФ;

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы (по предметам ведения Федерации и по предметам совместного ведения);

4) конституции, уставы и законы субъектов РФ;

5) договоры между Федерацией и ее субъектами.

Полноценная законодательная регламентация ответственности властных структур возможна только при согласованности мер данной ответственности со всей системой законодательства, что напрямую ставит вопрос о необходимости принятия федерального конституционного закона «О конституционной ответственности», призванного урегулировать вопросы ответственности именно властных структур.

Для Конституции Российской Федерации 1993 г, характерны сле­дующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из пре­жних Конституций России такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституци­онного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных струк­тур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства конституции отражается и федератив­ный характер нашего государства. Верховенство федеральной Кон­ституции утверждается на всей территории России, в том числе и рес­публик, которые также имеют свои Конституции. Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не вклю­чает Конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможно­сти несоответствия Конституции республик Конституции Российской федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его пре­одоления.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про­тиворечить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обяза­ны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее прин­ципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам про­цесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принима­ют различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Кон­ституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. н рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Фе-ерации законов и иных нормативных актов как федеральных орга-ов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные не-онституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конститу-ии Российской Федерации международный договор не подлежит ведению в действие.

5. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пере-мотра и внесение поправок. Пересмотр касается только положений лав 1, 2 и 9. Поправки вносятся в гл. 3—8 Конституции РФ.

6. Содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела.

7. закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ

Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система груп­пировки однородных конституционных норм в разделы, главы и пос­ледовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, гла­вы лежит единство предмета регулирования, т.е. их связанность един­ством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

В основе определения последовательности расположения в Кон­ституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах по развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию.

Значительное влияние на структуру Конституции России оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских Конституций должна была почти полностью воспроизводить принятую в союзной.

При разработке проекта Конституции 1993 г. предполагалось на­чать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепле­ния прав человека без определения общих основ устройства того об­щества, членом которого человек является, невозможно. Однако Кон­ституция не отодвинула проблему прав и свобод человека и граждани­на, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ Конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеральное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Указанная структура Конституции России существенно отличает­ся от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделя­лись преамбула, 11 разделов и качестве приложения включался Фе­деративный Договор. В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового поня­тия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской рес­публики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах госу­дарственной власти. В этом отражается новый статус Президента, при­сущий ему как главе государства.

4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения пол­номочий получили отражение в структуре Конституции путем устране­ния таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управле­ния республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и соци­ального развития России, который и в прежней Конституции уже яв­лялся неоправданным.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и граждани­на были включены в раздел «Государство и личность». В новой Кон­ституции глава называется «Права и свободы человека и граждани­на», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.

Конституционный строй — это целостная совокупность взаи­мосвязанных норм, регламентирующих главные принципы уст­ройства государства и общества, взаимоотношений человека, об­щества и государства, обеспечение подчинения их праву. Основы конституционного строя представляют собой целост­ную совокупность главных принципов устройства государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, обеспечения подчинения их праву и характеризуквдее их как кон­ституционное государство.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характе­ризующие российскую государственность. Совокупность право­вых норм, регулирующих эти отношения, образует конституцион­но-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет исходные принципы конституционного регулирова­ния основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, закрепля­ет форму Российской Федерации как государства, устанавливает источник государственной власти и способы осуществления наро­довластия, определяет пространственные пределы действия суве­ренитета РФ, определяет правовое положение личности, принци­пы экономических отношений, пользования землей и другими на­родными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений, за­крепляет принцип разделения властей и устанавливает круг орга­нов, осуществляющих государственную власть в РФ.

Характерная особенность основ конституционного строя со­стоит втом, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действую­щего законодательства и иных нормативно-правовых актов РФ. Это означает, что другие главы Конституции РФ содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию ос­нов конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти РФ, порядок при­нятия ими властных общих нормативно-правовых и индивидуаль­ных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гаран­тии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена — в Конституции РФ, законах РФ, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признают­ся неконституционными и утрачивают силу.

Принципы, составляющие конституционный строй РФ, можно подразделить на две группы.

1) Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и другие принципы, определяющие правовое положение индивида в об­ществе и государстве.

а) принцип правового государства (ч. 1 ст. 1);

б) принцип социального государства (ч. 1 ст. 7);

в) единство экономического пространства и свобода экономи­ческой деятельности (ч. 1 ст. 8);

г) равная защита форм собственности (ч. 2 ст. 8);

д) идеологический и политический плюрализм (ч. 1, 3 ст. 13);

е) гражданство РФ (ст. 6).

2) Принципы, определяющие организацию государственной вла­сти:

а) демократия и народный суверенитет (ч. 1 ст. 3);

б) государственный суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4);

в) федерализм (ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 5);

г) республиканская форма правления (ч. 1 ст. 1);

д) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

е) светское государство (ч. 1 ст. 14);

ж) разграничение государственной власти и местного само­управления (ст. 12).

15. Суверенитет многонационального народа России: понятие и воплощение в государственном суверенитете РФ.

Как следует из преамбулы Конституции РФ («Мы, многонациональный народ Российской Федерации... при­нимаем Конституцию Российской Федерации»), а также из ч. I ст. 3 Конституции РФ («носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федера­ции является ее многонациональный народ»), в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т.е. все население России — совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным су­вереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.

Вместе с тем в Конституции РФ понятие «народ» ис­пользуется и в другом смысле — как исторически сложив­шаяся социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национально­му, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (например, коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение (т.е. влияние на процесс государственного управления). Право на само­определение — это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ РФ. Фор­мами национального самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т.е. республики, автономные округа и автоном­ная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочис­ленных народов. Вместе с тем сецессия (т.е. выход субъ­екта РФ из состава Федерации) не допускается.

Понятие народного суверенитета. В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Эти понятия взаимосвязанные. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, вы­ступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей. Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-по­литический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, само­стоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его не­зависимость во внешних сношениях.

Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество и его представители. Народ представляет собой совокупность индивидов, не отождествляемую ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наибо­лее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот. Выражением народного суверенитета является признание народа в качестве верховного носителя всей власти. Наличие суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социаль­ных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собст­венных интересах. Способами осуществления народного суверенитета являются: -соз­дание суверенного и независимого государства,- свободное присоедине­ние к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического го­сударства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления); представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, редставляющие его). Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демо­кратии, так как они равным образом важны для реализации народо­властия. Народ выступает как носитель власти в РФ на трех уровнях: федеральном (как многонациональный народ всей России); региональном (как народ каждого из субъектов РФ); местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).

Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Статья 67 Конституции РФ определяет, что к террито­рии РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, опре­деляемом нормами международного права и федеральным законодательством. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обла­дают. Это было подтверждено, в частности, постанов­лением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № Ю-П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях Кон­ституционного Суда РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверени­тета в единой системе государственной власти в РФ.

Как отмечается в ст. 3 Конституции РФ, многонацио­нальный народ России, являющийся единственным источ­ником власти в нашей стране, осуществляет свою власть как непосредственно (через референдум и свободные вы­боры), так и посредством представительства в органах го­сударственной власти и местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.