Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты 2 страница. Конкретизация правомочий и гарантий реализации права на свободу совести и вероисповедания дана в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г




Конкретизация правомочий и гарантий реализации права на свободу совести и вероисповедания дана в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[546]. Право на свободу совести и вероисповедания включает такие правомочия, как: 1) право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; 2) право не исповедовать никакой религии; 3) право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; 4) право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

В соответствии со ст. 3 указанного закона в России установлены следующие гарантии свободы совести и свободы вероисповедания:

1) закреплено право человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

2) ограничение права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания возможно только на основе федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

3) установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается;

4) граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой;

5) никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

6) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются;

7) тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 4).

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

— не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

— не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

— обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

— создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

— не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

— не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

— не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

В целях более адекватного отражения в международных правовых актах прав верующих А. М. Иванов предлагает во все международные договоры, распространяющие свое действие на Россию, вставить оговорку о том, что противоречие христианской нравственности лишает эти договоры силы на территории России до тех пор, пока они не будут приведены в соответствие с требованиями христианских ценностей. По его мнению, следует признать и четко зафиксировать в международных нормах основы тех ценностей, на которых базируются излагаемые основные права человека и свободы, чтобы не возникало двусмысленности по поводу «общепризнанных» норм ни для буддиста, ни для мусульманина, ни для христианина, ни для атеиста, ни для «дохристианина», ни для «постхристианина»[547].

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Право вступать в брак и создавать семью (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это возможность человека получить содействие и помощь со стороны государства и общества в создании благоприятных условий для брачно-семейных отношений и правовой защиты членов семьи[548].

В рамках права на вступление в брак и создание семьи ст. 16 Всеобщей декларации прав человека провозглашает следующие правомочия:

1) мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения;

2) брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон;

3) семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 23 Международного пакта о гражданских и политических правах уже не провозглашает, а юридически закрепляет правомочия человека на вступление в брак и создание семьи, обязательные для государств, подписавших Пакт.

1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

2. За мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью.

3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей.

Кроме того, право человекавступать в брак и создавать семью закрепляется: в Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967), Конвенции о соглашении на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака (1962) и др. Названные акты провозглашают такие принципы, как: запрет произвольного и незаконного вмешательства в семейную жизнь; защита семьи со стороны общества и государства; право на вступление в брак, основание семьи, полную свободу выбора супруга; равенство прав и обязанностей супругов; добровольность заключения брака; запрет браков детей и заключения договоров о выдаче замуж девушек до достижения ими половой зрелости, обручение и брак ребенка не имеют юридической силы; регистрация брака представителем власти в присутствии свидетелей; обязанности родителей устанавливать минимальный брачный возраст.

Право на свободу мысли и слова (ч. 1, 3 ст. 29 Конституции РФ). По поводу отнесения этого права к прирожденным правам в юридической науке нет единства. Так, М. В. Баглай, Р. В. Енгибарян, Э. В. Тадевосян и В. И. Червонюк право на свободу мысли и слова относят к личным правам (по терминологии автора — к прирожденным правам)[549], а Е. А. Лукашева — к политическим[550]. Правда, в одной из работ она смягчает свою позицию, утверждая, что «свобода мысли и слова — это естественное неотъемлемое право человека»[551]. А то, что это право естественное, означает, что оно не может быть политическим, так как не установлено государством, а лишь закрепляется Конституцией РФ.

Свобода мысли и слова — это гарантированная Конституцией РФ возможность беспрепятственно иметь и выражать собственное мнение, убеждения и взгляды в любых сферах (например, в политике, религии, научной деятельности и др.) и в средствах массовой информации[552].

Свобода мысли — это естественное и имманентное состояние человеческого ума, в принципе не нуждающееся ни в каком правовом закреплении. Свобода мысли и слова — проявление самовыражения и самоидентификации и индивидуализации личности. Наиболее эффективными «цензорами» этой свободы выступает разум и совесть самого человека. Вот почему мышление и мысль не могут быть несвободными.

В демократическом обществе государство не должно вторгаться во внутренний мир личности и брать на себя функцию контроля за мыслями, чувствами, сознанием человека. Его задача — создать необходимые и благоприятные условия для свободного духовного роста человека, развития образования, науки, культуры, религии и т. д. Грубое и неограниченное вмешательство идаже попрание духовного мира личности, отрицание его автономности и стремление к максимальному политическому контролю в этой сфере общественной жизни — характерная черта тоталитарных политических систем.

Но поскольку в определенных условиях имеют место ограничения и даже подавление права человека на свободу мысли, конституции демократических стран, в том числе и России, считают необходимым четко и последовательно утверждать такую свободу в тесной связи со свободой слова. Конституционное закрепление свободы мысли — одно из важнейших проявлений демократизма и гуманизма общественного и государственного строя страны. Это прирожденное право неотделимо от обеспечения таких других прав и свобод, как свободы инакомыслия, печати, критики, оппозиции, права меньшинств и др.

Еще в 1789 г. французская Декларация прав человека и гражданина закрепила положение о том, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому, может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом» (ст. 11).

Результатом мышления являются убеждения. Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Свобода убеждений, однако, не означает навязывания своей точки зрения другим гражданам. Часть 3 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (если, конечно, это мнение не оскорбляет чести и достоинства других людей и не нарушает общественный порядок, установленный законом).

Значение свободы слова состоит в том, что она позволяет выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, как индивидов и малых социальных групп, так и мирового сообщества.

Особенность свободы слова, по мнению Е. А. Лукашевой, в том, что если возможность свободно мыслить не зависит от внешних условий и возникает и развивается в силу прирожденных свойств человека оценивать окружающий его мир, то реализация свободы слова, ее объем, круг субъектов в значительной мере ограничены в условиях государственной организации общества[553].

Сословная демократия всегда связана со стремлением ограничить свободу слова, а то и полностью исключить ее для всех, не принадлежащих к правящему классу, сословию, политической элите. Для тоталитарных режимов характерно предельное сужение права на свободу слова либо ее подавление, поскольку такие режимы могут существовать лишь в условиях официально навязанного единомыслия, преследуя любые проявления убеждений, противоречащих господствующей идеологии.

Свобода слова — признак демократического правового государства, которое заинтересовано в равном участии всех его членов в решении государственных и общественных задач.

Однако и демократические государства принимают законы, которые ограничивают свободу слова. Цель таких ограничений — гуманна. Она преследует защиту государственной и общественной безопасности, здоровья и нравственности населения, ограждение человека от произвола власти, группы лиц, отдельных лиц.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 29) не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

УК РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов. Например, ст. 136 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола,расы, национальности, языка, происхождения и другого; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — задействия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

В преамбуле Закона РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2002 г.) записано, что недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов РФ.

Право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Эта норма Конституции соотносится со всеми нормами международных документов по вопросам окружающей среды, закрепляющих права человека на благоприятную окружающую среду. В том числе это касается положений Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 24 июня 1992 г.[554], которая провозгласила: «Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой» (принципа 1).

Право человека на благоприятную окружающую среду [555] — это право на благоприятные условия жизни, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий промышленности, а также на природную среду.

Это право является одним из основных прав человека и гражданина, ибо затрагивает основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Суть права на благоприятную окружающую среду заключается в возможности каждого человека проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей среде, при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья.

Известны разные точки зрения исследователей, согласно которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и (или) к прирожденным (личным) правам. Профессор Ф. М. Рудинский придерживаетсямнения о том, что право на здоровую окружающую среду относится к группе социальных прав человека[556], а С. Шатаеваправо человека на благоприятную окружающую среду относит к прирожденным. Свою точку зрения она обосновывает тем, что человек пользуется и пребывает в окружающей среде с момента своего рождения независимо от наличия социальной или иной среды, и как не встает вопрос о естественном приобретении им права на жизнь, точно так же не встает вопрос о том, какого качества окружающая среда предоставляется человеку изначально, исключая все те вредные воздействия, которые успело произвести человечество еще до его рождения[557].

Такого же мнения придерживается и М. М. Бринчук. Он считает, что это право принадлежит каждому от рождения и неотчуждаемо, носит абсолютный характер. Данному праву корреспондируют обязанности всех субъектов, прежде всего органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по созданию и применению механизмов его соблюдения, охраны и защиты[558]. Такой подход к определению места права на благоприятную окружающую среду в системе прав человека представляется наиболее продуктивным.

Согласно принципу 10 вопросы защиты окружающей среды решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. На общенациональном уровне каждый гражданин должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой располагают государственные органы[559].

Право человека на благоприятную окружающую среду в России регулируют многие нормативные правовые акты[560]. Важнейшим из них является Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[561]. В соответствии со ст. 1 этого Закона благоприятная окружающая среда — это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов[562].

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона от 10 января 2002 г. каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Для реализации этих основных прав граждане также имеют право:

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

— направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

— оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, и получать своевременные и обоснованные ответы;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

В целях обеспечения прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду закон в гл. VII закрепляет требования к охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно занимает важное место в обеспечении права на благоприятную окружающую среду и означает возможность получения заинтересованными лицами реальной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды, соответствующей требованиям законодательства, при помощи закрепленных в законодательстве способов. Достоверная информация способствует принятию гражданами своевременных мер по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф[563].

Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, кроме закона «Об охране окружающей среды» (ст. 11), закреплено также в ряде других Федеральных законов: от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 6)[564], от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» (ст. 13)[565], от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» (ст. 23)[566], от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8)[567], в Градостроительном кодексе РФ от 22 декабря 2004 г. (ст. 57)[568] и др.

В соответствии, например, со ст. 8 Закона «О санитарно-эпидеми-ологическом благополучии населения» граждане имеют право «получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг».

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением. Это право регулируется ГК РФ (ст. 15, 1064, 1085), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 66), Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) и «Об охране окружающей среды» (ст. 79).

В соответствии с Законом об охране окружающей среды (ст. 79) вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со ст. 15 и 1064 ГК РФ. Для наступления такого вида гражданско-правовой ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: 1) наступление вреда; 2) противоправность поведения причинителя вреда; 3) причинную связь между двумя первыми элементами и 4) вину причинителя вреда.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения.

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования, и, как правило, упущенная выгода.

Соблюдение права на благоприятную окружающую среду — обязанность государства. Она осуществляется путем последовательного проведения системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Прирожденным, неотчуждаемым правам в российском обществе должен быть сохранен их подлинный первоначальный смысл, состоящий в ограждении индивидуальных интересов личности, обособлении их от государственного вмешательства и подавления. В их развитии и укреплении объективно заинтересовано все общество.

Контрольные вопросы

Научные споры в связи с неразличением понятий «личные права», «гражданские права» и «прирожденные права».

Определение прирожденных прав: понятие, признаки, место в системе прав человека.

Виды прирожденных прав.

Назначение прирожденных прав человека.

Право человека на жизнь и его содержание.

Право человека на достоинство.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право человека определять и указывать свою национальную принадлежность.

Право каждого на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Свобода совести и вероисповедания.

Право вступать в брак и создавать семью.

Право на свободу мысли и слова.

Право каждого на благоприятную окружающую среду.

Конституция РФ. Ст. 17–44.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950).

Всеобщая декларация прав человека.

О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25 октября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. //СЗРФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Литература

Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона / А. Л. Анисимов. М., 2004.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002.

Бондарь Н. С. Права человека в Конституции России: трудный путь к свободе / Н. С. Бондарь. Ростов н/Д, 1996.

Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда — важнейшая категория права / М. М. Бринчук // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37–52.

Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. М., 2006.

Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики: монография / под ред. Ф. М. Рудинского. Волгоград, 2004.

Капинус О. С. Эвтаназия в аспектах de lege lata ferenda / О. С. Капинус // Гос-во и право. 2008. № 5. С. 95–100.

Козлова Е. И. Основы правового статуса как государственно-правовой институт. Гражданство Российской Федерации / Е. И. Козлова // Государственное право Российской Федерации / род ред. О. Е. Кутафина. М., 1996.

Колесова Н. С. Личные (гражданские) права и свободы / Н. С. Колесова // Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004. С. 142–151.

Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2003.

Снежко О. А. Конституционно-правовая защита семьи / О. А. Снежко // Гос-во и право. 2008. № 2. С. 63–71.

Стремоухов А. В. Правовая защита человека / А. В. Стремоухов. М., 2008. С. 152–154.

Тиунов О. И. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / О. И. Тиунов. М., 2005. С. 33–92.

Глава 13. Гражданские права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.