Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутригосударственная имплементация международно-правовой защиты прав человека




Российская Федерация, заключая международный договор о признании за человеком каких-то прав или наделении его правами, а также о средствах обеспечения каждого правовой защитой, берет на себя обязательства предоставить всем людям, находящимся на территории своей страны, конкретные права и гарантии их правовой защиты. Однако непосредственное предоставление каждому прав, предусмотренных международными договорами, а значит и выполнение своих международных обязательств, может быть осуществлено только путем применения норм российского права.

Законотворческий процесс принятия Российской Федерацией норм своего внутреннего права (или адаптации существующих) с целью выполнения ею международных обязательств по реализации международно-правовой защиты прав человека в собственной стране называется внутриправовой имплементацией или трансформацией.

Государственная Дума Федерального собрания РФ в ходе имплементации придает международным обязательствам силу внутреннего закона. Сущность имплементации международной нормы во внутригосударственную составляет процедура, в ходе которой компетентный орган государства одновременно с выражением согласия на обязательность международного договора посредством определенного властного акта предписывает и санкционирует выполнение правил договора субъектами внутригосударственного права. Без трансформации, без приведения своего законодательства в соответствие с требованиями международно-правового акта ни одно государство-участник международного договора не будет в состоянии осуществить его положения.

Имплементация норм международно-правовой защиты человека во внутригосударственное право России выполняет следующие функции: 1) обеспечивает средствами внутригосударственного права осуществление целей международных норм, регулирующих правовую защиту прав человека; 2) содействует взаимному обогащению государств международным юридическим опытом осуществления правовой защиты человека; 3) сближает, унифицирует правовые нормы различных национальных правовых систем, регулирующих правовую защиту прав человека; 4) стимулирует межгосударственные отношения в других сферах.

Известный русский юрист Ф. Мартенс на необходимость трансформации международного права во внутригосударственное указывал еще в XIX в. «Современные государства, — писал он, — могут удовлетворительно разрешить задачу внутреннего законодательства не иначе, как сознавая себя членами международного союза. Они должны принимать во внимание разнообразные международные обороты, в которых участвуют и они сами, и их подданные; они должны регулировать законодательным образом те интересы, которые преследуются во взаимных сношениях народов»[948].

Вероятность имплементации зависит в основном от позиции государств по вопросу соотношения международных норм и внутреннего права. Эти позиции в законодательствах государств делятся на две группы монистическую и дуалистическую. Первая группа предусматривает, что нормы международно-правовой защиты основных прав становятся источником внутригосударственного права и не требуют специальных властных функций со стороны государства (Англия, Россия, США, Франция, Австралия, Голландия, Швейцария). Вторая группа предполагает, что международно-правовые нормы по правам человека могут быть обязательными для национального права лишь после таких акций. Доктрины и практика различных государств каждую из этих групп в свою очередь делят еще на два вида[949].

Монистическая позиция имеет следующие два вида: а) международное право (соглашение) объявляется частью права страны и действует принцип lex posterior derogat priori (позднейшим законом отменяется более ранний) и б) международное право (соглашение) объявляется частью права страны и отдается преимущество международному праву. Такая позиция закреплена в Конституции РФ.

К числу двух видов дуалистической позиции относят: а) международные договоры после вступления в силу акта ратификации или присоединения и после их опубликования действуют на территории государства непосредственно; б) международные договоры после вступления в силу акта ратификации, присоединения действуют на территории государства только после издания специального закона, который повторяет договор.

Обязанность исполнения международного договора наступает для России после дачи согласия на обязательность вступившего в силу договора.Степень выполнения этой обязанности зависит от двух условий:

- во-первых, от того, в какой мере детализированы нормы договора, определены в нем правоотношения, на регулирование которых он направлен, названы субъекты этих правоотношений, их права и обязанности и тому подобное, то есть от того, поддается ли договор непосредственному исполнению («самоисполнимые договоры») или необходимо издание других нормативных актов, способствующих его исполнению;

- во-вторых, от определяемых национальным законодательством форм реализации соответствующих международных договоров и сложившейся практики: нужно ли обязательное издание внутренних нормативных актов, инкорпорирующих, детализирующих содержание договора, отсылающих к нему, либо издание таких актов необходимо лишь в тех случаях, когда это обусловлено содержанием конкретных договоров, придается ли приоритет договору или закону в случае коллизии[950].

Имплементация норм международно-правовой защиты в России. В России формами приведения в действие норм международно-правовой защиты через систему внутригосударственного права являются[951]:

а) автоматическая инкорпорация — включение во внутригосударственное право норм о правах человека, внешне полностью идентичных нормам соответствующего международно-правового акта. Это происходит на основании конституционного положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, в которых участвует государство, являются частью его внутреннего права (ст. 15 Конституции РФ). Автоматическую инкорпорацию называют еще «генеральной отсылкой»[952];

б) издание трансформационного инкорпорирующего акта (индивидуальная инкорпорация), касающегося конкретного международного договора. Такой акт может быть принят постановлением парламента или вследствие простой публикации. В любом случае в результате индивидуальной инкорпорации международный договор, не меняя внешней формы, сохраняя свое наименование, приобретает во внутригосударственной жизни характер закона. Путем опубликования в официальном издании Верховного Совета СССР «Ведомостях Верховного Совета СССР» были трансформированы в российское право такие значимые документы в области международно-правовой защиты основных прав человека, как Международный пакт о гражданских и политических правах[953], Конвенция против пыток[954], Конвенция о правах ребенка[955] и многие другие. В России — преемнице СССР — это наиболее распространенный вид трансформации;

в) отсылка — осуществляется на основе отсылочной трансформационной нормы, которая официально нормы международно-правовой защиты во внутригосударственное право не включает, но допускает возможность их применения внутри государства и тем самым их имплементирует. Так, к примеру, в Федеральном законе от 31 мая 2003 г. «О гражданстве Российской Федерации»[956] кроме двух автоматических инкорпораций («генеральных отсылок»), есть еще и отсылка. Если ст. 2 этого закона (автоматическая инкорпорация), соответственно, инкорпорирует в российское право все международные договоры РФ и бывшего СССР, регулирующие вопросы гражданства, то п. 7 ст. 4 отсылает только к таким международным договорам РФ и бывшего СССР, которые регулировали или регулируют процедуру определения принадлежности к гражданству РФ;

г) легитимация «узаконение» норм международного права о защите прав человека в российском праве. Она осуществляется путем принятия законодательным органом специального внутреннего нормативного акта во исполнение обязывающих его норм международного права, как правило, без точного повторения в указанном акте формулировок соответствующих международно-правовых норм и без воспроизведения формы международно-правового акта, содержащего данные нормы. Издание подобного специального внутреннего акта может предусматриваться в тексте самого договора.

Примерами легитимации норм международно-правовой защиты человека в России могут быть принятие сначала Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, а затем — всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Факт легитимации норм правовой защиты человека оговорен в самих этих правовых документах. Так, в ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина записано: «…Отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую декларацию». В Конституции РФ факт легитимации закреплен в п. 1 ст. 17 следующим образом: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...»;

д) адаптация — то есть приспособление или использование уже существующих норм внутригосударственного права, регулирующих права человека, которые соответствуют нормам международных документов по защите прав человека. Так, участие России в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. не повлекло за собой никаких изменений в российском законодательстве, поскольку последнее полностью соответствовало взятым бывшим Советским Союзом на себя по конвенции обязательствам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.