Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты. Способ исполнения имплементируемых международных норм или договоров




Способ исполнения имплементируемых международных норм или договоров. Следует заметить, что первые три формы имплементации из всех названных выше не приводят, сами по себе, трансформируемые нормы и договоры к исполнению. В связи с этим возникаетпроблема самоисполняемых и несамоисполняемых норм и договоров[957].

Самоисполняемая норма (договор) — это такая норма или соглашение, которые, будучи предельно завершенными и конкретными, могут применяться для правовой защиты прав человека во внутригосударственном праве без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их внутриправовых нормативных актов. Примером самоисполняемых норм может служить п. 2 ст. 4 Пакта о гражданских и политических правах, в котором говорится о том, что ни при каких чрезвычайных обстоятельствах права человека, предусмотренные ст. 6, 7, 8 (п. 1 и 2), 11, 15, 16 и 18, — право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства, свобода от принудительного труда, свобода мыслей и другие — не могут быть ограничены.

Несамоисполняемый договор —это такой, который даже после согласия государства на применение (ратификации, присоединения, подписания) его правил внутри страны требует для своего исполнения конкретизирующего внутригосударственного акта. Примером несамоисполняемых договоров являются международные пакты о правах. Вряд ли возможно без соответствующей детализации во внутригосударственном законодательстве реализовать в полной мере право на труд, образование, справедливый суд и другие права, провозглашенные в этих пактах.

Факторы эффективной имплементации правовых норм о международной защите прав человека в России. Внутригосударственное законодательство и практику правовой защиты человека в России как результат имплементации международно-правовой защиты необходимо оценивать с точки зрения того, насколько эффективно РФ обеспечивает реализацию международно-правовых норм в области прав человека. Эффективность имплементации норм международно-правовой защиты прав человека зависит от многих юридических и неюридических факторов, действующих в России.

Юридическими факторами эффективной имплементации норм международной защиты прав необходимо считать: а) признание Россией примата международного права, требующего неукоснительного соблюдения положений международных договоров и соглашений в области прав человека; б) признание международных контрольных механизмов; в) уровень развития национального права и степень соответствия его норм международным нормам о защите прав человека; г) степень совершенства судебной практики по защите прав человека; д) беспрепятственное пользование человеком правами, предусмотренными Конституцией и международными соглашениями; е) непосредственное действие на территории России международных соглашений и конституционных норм о признании и соблюдении прав человека и применение их национальными судами.

Нормы международно-правовой защиты прав человека очень специфичны. Специфика заключается в том, что для их реализации и практического претворения в жизнь недостаточно лишь формально согласовать позиции государств и закрепить определенные права в национальном законодательстве. Такое закрепление прав означает лишь возможность пользоваться этими правами. Но только при наличии определенных неюридических факторов такая возможность может стать реальностью.

Что касается неюридических факторов внутригосударственной имплементации норм о международно-правовой защите основных прав человека, то к ним юристы относят: а) достигнутый страной уровень экономического развития; б) проводимую правительством социальную политику; в) национальные, исторические и географические особенности страны; г) уровень политической и экономической стабильности в стране.

Общеизвестно, что Президент и Правительство России постоянно выступают за право граждан страны на достаточный жизненный уровень и непрерывное улучшение социальных условий их жизни. Много они говорят также и о необходимости обеспечить человека политическими и гражданскими правами. Однако обеспечиваются эти права не столько словами и законодательными положениями, а главным образом социально-экономической политикой правительства. Недостаточный уровень экономического развития и политической культуры людей препятствует осуществлению многих прирожденных, гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, предусмотренных международными соглашениями.

Контрольные вопросы

Глобальный универсальный механизм содействия осуществлению международных соглашений в области соблюдения прав человека: понятие и элементы.

Функции международного механизма содействия осуществлению прав.

Верховный комиссар по правам человека и его роль в содействии осуществлению международных соглашений в области прав человека.

Европейский механизм содействия соблюдению прав человека.

Институт контроля — важнейшая часть международного механизма правовой защиты прав человека и понятие международного контроля.

Классификация и задачи органов международного контроля за соблюдением государствами прав человека.

Договорные юридические и договорные политические органы контроля за соблюдением прав человека: глобальные и региональные.

Международные процедуры, используемые контрольными органами.

Правовая защита человека в международных уголовных судах.

Статут и юрисдикция Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г.

Международный трибунал для судебного расследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии: юрисдикция Трибунала; составы международных преступлений, рассматриваемые Трибуналом.

Европейский суд по правам человека: юрисдикция, субъекты защиты прав, порядок принятия дел к рассмотрению и процедуры рассмотрения дел в Суде.

Понятие внутриправовой имплементации (трансформации) международно-правовой защиты человека.

Функции трансформации норм международно-правовой защиты во внутригосударственное право.

Позиции государств по вопросу о соотношении международных норм и внутреннего права: монистическая и дуалистическая.

Формы внутриправовой имплементации.

Устав Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: сб. докум. М., 1981. С. 143–144.

Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. Ст. 23 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 12. Ст. 224.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. докум. М., 1990. С. 125–140.

Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г. // Там же. С. 103–109.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: Принята 10 декабря 1984 г. Ст. 17–24 // Там же. С. 226–234.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

Верховный Комиссар по правам человека: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 от 29 декабря 1993 г. // Международные акты о правах человека: сб. докум. М., 1999. С. 96–98.

Венская декларация и Программа действий: Принята 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека // Там же. С. 80–95.

Устав Международного трибунала: Принят Резолюцией Совета Безопасности ООН от 24 февраля 1993 г. // Рос. ежегодник междунар. права. 1992. СПб., 1994. С. 243–251.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Международные акты о правах человека: сб. докум. М., 1999. С. 539–569.

Европейская Социальная Хартия: принята 18 октября 1961 г. // Там же. С. 570–585.

Американская конвенция о правах человека: Принята 22 ноября1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике // Там же. С. 720–736.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. докум. М., 1990. С. 58–79.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ: Принят 29 июня 1990 г. // Там же. С. 653–663.

Итоговый документ Венской встречи представителей государствучастников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. М., 1989.

Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. М., 1991.

Литература

Аметистов Э. М. Международное право и труд: факторы имплементации международных норм о труде / Э. М. Аметистов. М., 1982.

Анисимов Л. Н. Имплементация норм международного права в национальное законодательство / Л. Н. Анисимов // Международное право в современном мире. М., 1991. С. 115–119.

Блищенко И. П. Международный уголовный суд / И. П. Блищенко, И. В. Фисенко; под ред. Ю. Н. Жданова. М., 1994.

Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие / П. Н. Бирюков. М., 1998. С. 223–230.

Карташкин В. А. Статус индивида в международном праве и механизм его защиты / В. А. Карташкин // Общая теория прав человека / рук. авторск. коллект. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 489–509.

Карташкин В. А. Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека / В. А. Карташкин. М., 1998.

Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина. М., 1999. С. 290–300.

Международное право: учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2000. С. 180–181, 449.

Международное право: учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000. С. 483–485.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004.

Решетов Ю. А. Международные организации системы ООН: справочник / Ю. А. Решетов. М., 1990. С. 173–178.

Решетов Ю. А. Международное сотрудничество в обеспечении прав человека / Ю. А. Решетов // Курс международного права: в 7 т. М., 1992. Т. 6. Отрасли международного права. С. 162–164.

Стремоухов А. В. Правовая защита человека: монография / А. В. Стремоухов. СПб., 2006.

Заключение

Значение прав человека переоценить невозможно. Их зарождение и становление стало крупнейшим открытием человечества в социальной сфере. Они стали источником и стимулом для крупных скачков в развитии всех областей человеческого бытия: сферы индивидуальной свободы и личной безопасности, где человек постепенно превратился из раба природных и социальных обстоятельств в подлинную свободную личность; сферы публично-властной, где права человека и гражданина постепенно ведут ко все более глубокому демократическому преобразованию общества и государства; сферы публично-невластной, где благодаря правам человек обретает себя «гражданином вселенной», равным среди равных; сферы собственности и хозяйственно-экономической деятельности, где права собственности и предпринимательской деятельности были двигателем развития экономики, науки и техники; сферы материального и биологического бытия человека или сферы его достойного существования, где благодаря международно-правовому признанию социальных прав человек получил возможность достойного его существования и, наконец, сферы удовлетворения духовных потребностей, в которой человек, обретя свои права, одновременно и возвысился над окружающим его миром, и ощутил себя неотъемлемой его частицей.

Права человека возникли как протест человека-подданного против произвола деспотических притеснений, а со временем они превратились в орудие сопротивления всякой абсолютной власти. Они выдвигались на передний план всякий раз, когда вставал вопрос о переходе от авторитарных методов управления к демократическим механизмам.

Начало реальному бытию прав человека положило законодательное закрепление прав, предоставивших возможность каждому проявить себя как самостоятельной личности, а не только как члена той или иной группы, а также юридического равенства в противовес сословным правам. О. Э. Лейст считает, что становление и утверждение юридического равенства людей, положившее начало Новому времени, — такая же веха в истории, как, например, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира[958].

Трудно переоценить и значение прав человека для становления буржуазных экономических отношений, для защиты и обеспечения частной собственности. Переход к капиталистическому хозяйствованию вряд ли был бы возможен без появления свободного индивида-собственника, наделенного системой равных с другими членами общества прав и свобод, вместо члена корпорации, обладавшего сословными правами-привилегиями.

Становление прав человека сыграло важную роль и в деле гуманизации отношений между людьми, смягчения нравов, повышения терпимости друг к другу. Благодаря идее прав человека стала происходить гуманизация отношений между людьми; общественное сознание и повседневная практика медленно эволюционировали от насилия в сторону гуманности, накапливая нравственный потенциал в оценках человека и в деле сбережения человеческой жизни[959].

Права человека — это нормативная форма упорядоченного взаимодействия людей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства и конфликтов. Основой прав человека являются сочетание свободы индивида со свободой других людей и нормальное функционирование общества и государства. Права человека, рассмотренные в настоящей книге, являются необходимыми условиями его достойной жизни в цивилизованном обществе и поэтому признаны и охраняются государством на конституционном уровне[960].

Права человека — это необходимый и неотъемлемый компонент права вообще, они есть выражение сущности права как особого типа социального регулирования. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека без и вне его[961].

Права человека, основанные на формальном равенстве и делающие индивида свободным, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства. Каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения прав и расширения свободы человека. История показывает, что необходимы постоянные усилия для их поддержания и защиты.

Права человека — это важнейший показатель культурного прогресса общества и одна из высших человеческих ценностей, которые ни при каких социальных преобразованиях не могут быть отодвинуты, отложены «на потом». Такой подход к правам человека основывается на мировом опыте и трагической отечественной истории. Следовательно, он должен утверждаться в нашей жизни, несмотря ни на какие трудности и социальные противоречия[962]. Права человека — не побочный продукт общественного развития, а главное его содержание и цель. Это и определяет недопустимость ограничения прав человека, каким бы трудным ни был путь, по которому идет общество. Отступление от приоритета прав человека, как бы незначительны они ни были, как бы их ни стремились ограничить во времени, неизбежно приводят к произволу в широких масштабах.

«…Учение о правах человека и гражданина, провозглашенное авторитетными людьми, становится могучим воспитательным средством и быстро разносит в стране идею личного достоинства и политическое самосознание, которые при полицейском режиме бывают уделом лишь немногих. Подданный становится гражданином»[963].

Творческая разработка с позиций историзма, научности и объективности сложной и многогранной проблематики прав человека в Российской Федерации служит обретению каждым человеком в России реальной свободы от пут государства и преступников всех мастей, превращению человека, его прав и свобод в высшую ценность, трансформации в российское право международно-правовых стандартов в области прав человека.

В последние десятилетия предприняты определенные и небезуспешные усилия правоведов исследовать многие аспекты прав человека и гражданина на уровне различных отраслей и субъектов права. Однако, несмотря на активизацию научной разработки многих проблем прав человека и их правовой защиты, ощущается настоятельная потребность в развитии теоретической концепции, которая бы подвела итог достигнутому, охватила все качественное разнообразие правовых явлений, так или иначе связанных с правами человека, и сформулировала на этой основе положения, которые стали бы общепризнанными и прочно вошли бы в арсенал категорий и понятий теории прав человека.


Оглавление




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.