Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм содействия осуществлению международных соглашений в области прав человека




Под ним понимают институт международного права, представляющий собой основанную на соглашениях деятельность международных механизмов, заключающуюся в оказании помощи государствам в претворении в жизнь принятых на себя обязательств по этим соглашениям.

Функции этого механизма чрезвычайно разнообразны. Среди них наиболее важными являются: информирование и мобилизация мирового сообщества на оказание помощи государствам в осуществлении прав человека (публикация докладов, заключений и других документов международных органов, обсуждение их работы на Генеральной Ассамблее ООН, открытые обсуждения в международных органах вопросов содействия осуществлению, использование средств массовой информации, публикация международными органами бюллетеней, брошюр, популяризирующих международно-правовую защиту человека); непосредственная помощь государствам в скорейшем и полном осуществлении норм международно-правовой защиты человека (выработка рекомендаций, заключений, соображений, программ, консультации, подготовка проектов законов); в необходимых случаях предоставление добрых услуг (примирение, посредничество, рассмотрение межгосударственных и индивидуальных сообщений, обмен информацией); постоянное просвещение в области прав человека (публикация и распространение международных документов о правах человека, изучение и обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросов развития и защиты прав человека).

Как правило, вопросами содействия осуществлению прав человека в той или иной степени занимаются все главные и значительное число вспомогательных органов ООН. Основная ответственность за выполнение названных функций по содействию всеобщему соблюдению и неотчуждаемости прав человека несет Генеральная Ассамблея ООН и Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН). Статья 13 Устава ООН определяет и полномочия Генеральной Ассамблеи в области содействия осуществлению основных прав человека. «Ассамблея, — говорится в этой статье, — организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

На основании упомянутой выше ст. 13 Устава ООН функции Генеральной Ассамблеи, относящиеся к правам человека, состоят в организации исследований и принятии рекомендаций. Такого рода исследования по поручению Генеральной Ассамблеи, как правило, выполняются Экономическим и Социальным Советом и его вспомогательными органами, специализированными учреждениями и Генеральным Секретарем ООН[918].

В 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение созвать Всемирную конференцию по правам человека в Вене. В ходе подготовки к Конференции и ее проведения было вынесено предложение об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека. В соответствии с рекомендацией разд. 11 п. 18 Венской декларации и Программы действий Всемирной конференции по правам человека от 25 июня 1993 г.[919] 48-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. учредила пост Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека[920].

Верховный комиссар по правам человека является одним из важнейших средств содействия осуществлению международных соглашений в области обеспечения основных прав человека. Первым Верховным комиссаром по правам человека Генеральный секретарь ООН назначил посла Эквадора в ООН Хосе Айла-Лассо.

Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека является главным должностным лицом Объединенных Наций, ответственным за деятельность ООН в области прав человека, имеет ранг помощника Генерального секретаря и непосредственно подчиняется Генеральному секретарю ООН, Комиссии по правам человека и Экономическому и социальному совету ООН. Он назначается Генеральным секретарем на четыре года с возможным продлением его мандата еще на один четырехлетний срок. Это дает ему несколько большую независимость, чем обычно имеет помощник Генерального секретаря ООН.

Задачи Верховного комиссара предопределены границами общей компетенции, прав и решений Генеральной Ассамблеи, Экономического и социального совета и Комиссии по правам человека. Он решает следующие задачи[921]:

— поощряет и защищает эффективное соблюдение всеми гражданских, культурных, политических, социальных и экономических прав;

— представляет через Секретариат — Центр по правам человека и другие соответствующие институты по просьбе государств или при известных условиях региональных правозащитных организаций консультативные услуги, а также техническую и финансовую помощь с целью поддержки мер и программ в области прав человека;

— координирует соответствующие образовательные и просветительные программы ООН в области прав человека;

— активно действует во имя устранения существующих препятствий для полной реализации всех прав человека, отвечает вызову, существующему в этой области, а также препятствует продолжению нарушений прав человека во всем мире, как это отражено в Венских декларации и Программе действий;

— вступает в диалог со всеми правительствами с целью соблюсти уважение всех прав человека;

— координирует все предпринимаемые в системе Объединенных Наций действия по поощрению и защите прав человека;

— рационализирует, приспосабливает, укрепляет и дисциплинирует инструментарий ООН в области прав человека с целью повысить его эффективность;

— осуществляет общий надзор за Центром по правам человека.

Наряду с глобальными международными механизмами содействия неотчуждаемости прав человека практически во всех частях света действуют региональные механизмы[922].

Наиболее эффективным из них считается европейский механизм человеческого измерения ОБСЕ. К его функциям относят те же, которые принадлежат международным механизмам глобального уровня. Однако арсенал форм и методов, используемых в рамках человеческого измерения ОБСЕ, гораздо шире, чем на глобальном уровне, а эффективность их действия по оценке многих политиков значительно выше. К их числу документы прежде Совещания, а теперь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе относят: проведение двусторонних встреч по желанию между государствами для обсуждения вопросов человеческого измерения ОБСЕ, включая и рассмотрение конкретных случаев; обмен информацией и ответы на запросы об информации и на представления; привлечение внимания государств-участников к конкретным случаям и ситуациям касательно человеческого измерения ОБСЕ, в том числе к тем, которые рассматривались на двусторонних встречах; услуги экспертов или коллегии видных деятелей, имеющих опыт работы с вопросами прав человека, семинары и совещания экспертов; встречи в верхах, конференции по человеческому измерению ОБСЕ, встречи стран-участниц ОБСЕ в рамках дальнейших шагов[923].

19–21 ноября 1991 г. на Общеевропейской встрече в верхах в Париже были созданы эффективные структуры и институты процесса СБСЕ, для содействия осуществлению прав человека в Европе. В число этих институтов стали входить: Совет министров иностранных дел, Комитет старших должностных лиц, Секретариат в Праге, Центр по предотвращению конфликтов в Вене, Бюро по свободным выборам в Варшаве[924].

Механизмы содействия осуществлению прав человека в рамках СБСЕ постоянно совершенствуются. Так, в ходе встречи Совета министров иностранных дел государств-участников СБСЕ в Праге (30–31 января 1992 г.) было принято решение о расширении созданного в ноябре 1991 г. в Париже Бюро по свободным выборам путем его преобразования в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Это бюро является в настоящее время главным институтом ОБСЕ по человеческому измерению. Бюро занимается оказанием помощи в наблюдении за выполнением обязательств в области человеческого измерения, выступает в качестве центра информации. Оно может созывать совещания государств-участников на уровне экспертов для обзора того, как выполняются ими обязательства, организовывать семинары по вопросам человеческого измерения.

Первое заседание Парламентской Ассамблеи СБСЕ состоялось 3–5 июля 1992 г. в Будапеште, а в июле этого же года было проведено очередное совещание в верхах в Хельсинки, на котором была разработана Программа по координации усилий по поддержке недавно принятых государств-участников. На совещании участников по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось в 1994 г., было принято решение: Совещание переименовать в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Для целей содействия осуществлению международных соглашений в области защиты прав человека большое значение имеет то, что все государства-члены ООН, принадлежащие к различным социально-экономическим системам, признают необходимость сотрудничества в этой области. Они не один раз подтверждали тот факт, что никакие различия в их общественном и государственном строе не могут служить препятствием к осуществлению такого сотрудничества. ООН призвана быть центром для согласования действий государств в содействии осуществлению соглашений в области неотчуждаемости прав человека.

Основной формой принимаемых решений в области содействия осуществлению основных прав человека являются общие, а не обязательные рекомендации. В ходе этой деятельности вопрос о конкретных нарушениях не ставится, она направлена на непосредственное обеспечение прав индивида.

Содействие осуществлению соглашений сочетается с Международным контролем. Например, Комитет по правам человека есть одновременно орган и контроля, и содействия осуществлению прав человека. В чем же отличие института содействия осуществлению международных соглашений в области соблюдения прав человека от международного контроля за соблюдением государствами прав человека? Отличия эти весьма существенные. О них будет сказано ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.