КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы защиты права человека
Форма защиты права человека — это регламентированный правом комплекс особых процедур и мер, осуществляемых правоприменительными органами, созданными в соответствии с Конституцией РФ, и самим человеком в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Выбор формы защиты права определяется: 1) характером материально-правовых требований, подлежащих защите; 2) особенностями и характером компетенции органа, которым может быть рассмотрено данное требование; 3) особенностями порядка рассмотрения заявления, жалобы, а также 4) конкретными юридическими и фактическими условиями, в которых оказался человек, чье право было нарушено, и его реальными возможностями самостоятельно защитить это право. В зависимости от того, какой субъект права применяет меры принудительного характера к нарушителю прав человека, формы защиты права делят на юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты прав человека. Она есть деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов и органов управления по восстановлению нарушенного права, осуществляемая в рамках установленных законом процедур, результатом которой является решение дела по существу. Поскольку защита основных прав человека является в основном юрисдикционной деятельностью, она должна осуществляться в процессуально-процедурной форме, как правило, с вынесением акта применения. Под процессуально-процедурной формой защиты права правоведы понимают особую юридическую конструкцию, представляющую собой совокупность наиболее целесообразных процедур осуществления определенных полномочий[876]. Такое определение в одинаковой мере подходит для характеристики не только процессуальной деятельности органов правосудия, как это традиционно считалось, но и деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов. Юрисдикционные формы защиты права человека подразделяют на судебные и несудебные (административную и общественную). Некоторые правоведы в качестве самостоятельной выделяют нотариальную форму защиты[877]. Конституция РФ гарантирует каждомучеловеку судебную защиту его прав (ст. 46). Она занимает центральное место в достаточно большом арсенале средств, призванных обеспечить защиту прав человека[878]. Под ней необходимо понимать форму правоприменительной деятельности федеральных судов и судов субъектов федерации по осуществлению правосудия по делам о восстановлении (подтверждении) нарушенного (оспоренного) права человека. Защита нарушенных прав человека судом наиболее эффективна и цивилизованна, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[879]. Престиж судебной защиты особо отмечают международно-правовые документы. Статья 8 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом». Международный пакт о гражданских и политических правах также возлагает на каждое участвующее в этом пакте государство обязанность, чтобы право на защиту любого лица обеспечивалось судебными органами (подп. «в» п. 3 ст. 2). Судебная форма защиты основных прав человека — основная. Она применяется тогда, когда человек не в состоянии сам восстановить нарушенное право, когда обязанное лицо отказывается выполнять лежащую на нем обязанность обеспечить реализацию права, а также в случае спора о праве. Эта форма защиты обеспечивает максимально эффективную защиту человека и гарантируется Конституцией РФ (ст. 46–54), ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ. Особое место в обеспечении права на судебную защиту занимают конституционные гарантии, под которыми следует понимать правовые условия, средства и способы, предусмотренные Основным законом РФ, и посредством которых достигается восстановление нарушенных прав. К их числу Конституция РФ относит: право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46); право на рассмотрение дела каждого в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50); право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51); предположение невиновности обвиняемого до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49); отсутствие обязанности обвиняемого доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50); недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). Конституция РФ определяет, что судебная защита осуществляется в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Защита права человека Конституционным Судом. Являясь важнейшей ветвью судебной власти России, Конституционный Суд на основе ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вместе с другими судами непосредственно участвуют в защите прав человека[880]. В соответствии с Конституцией человеку предоставлено право обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод, а Конституционному Суду предоставлено право проверять по этим жалобам конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 96–100) уточняет, что жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод могут быть индивидуальными и коллективными; субъектами обращения могут быть не только граждане, чьи конституционные права и свободы нарушены законом, но и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Статья 97 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет два условия допустимости жалобы: 1) закон должен затрагивать именно конституционные права и свободы человека; 2) оспариваемый закон должен быть уже применен или подлежать применению в конкретном деле, касающемся заявителя. Поскольку Конституционный Суд по вопросам защиты прав человека не только действует параллельно с другими судами, но и процессуально с ними связан, постольку возникает ряд проблем, связанных с деятельностью всех других судов[881]. В соответствии со ст. 98 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», если жалоба принимается к рассмотрению, Конституционный Суд обязан уведомить об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Что, однако, не влечет за собой приостановления производства по делу. Но суд, иной правоприменительный орган вправе — по своему усмотрению, на основе действующих процессуальных норм — его приостановить до принятия решения Конституционным Судом. Означенное процессуальное взаимодействие судов пока не нашло конкретизации в нормах процессуальных законов, если не считать п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ. Х. Шейнин обоснованно считает недостатком тот факт, что действующее процессуальное законодательство, применяемое судами общей юрисдикции и арбитражными судами, не содержит норм о порядке пересмотра дел в случае применения закона, признанного Конституционным Судом несоответствующим Конституции. Дело в том, что руководствоваться обычным порядком пересмотра дел не всегда возможно. В связи с этим целесообразно включить в процессуальные кодексы специальные нормы о применении, в данном случае положений о вновь открывшихся обстоятельствах[882]. Конституционный Суд не является кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией по отношению к другим судам. В соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Суд решает только вопросы права (ч. 2 ст. 3) и не является кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией по отношению к другим судам. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов (ч. 3 ст. 3). В результате рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод человека Конституционный Суд принимает одно из следующих решений: 1) о признании закона либо отдельных положений соответствующими Конституции РФ; 2) о признании закона либо отдельных положений не соответствующими Конституции (ч. 1 ст. 100 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В случае признания Конституционным Судом закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентными органами в обычном порядке (ч. 2 ст. 100). Пересмотр дела на основании постановления Конституционного Суда является абсолютной мерой конституционной защиты права человека. Для конституционной защиты права человека всеобщее значение имеет также признание положений закона не соответствующими конституции. Оно материализуется через те правовые последствия, которые наступают после акта такого признания. К их числу необходимо отнести следующие: 1) положения законов, примененные в конкретных делах, утрачивают силу с момента их провозглашения (немедленно) и действуют непосредственно; 2) положения других нормативных актов, основанные на признанном неконституционным положении закона либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, подлежат отмене; 3) решения судов и иных органов, касающиеся прав человека и основанные на признанных неконституционными положениях законов, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях; 4) если признание положений закона неконституционными создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ. Конституционный Суд, принимая свои постановления, опирается на положения общепризнанных международно-правовых документов о защите прав человека, что позволяет ему, разрешая дела на основе Конституции РФ, соблюдать признанные мировым сообществом демократические нормы и стандарты. Судебная защита гражданских прав [883]. Судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав в силу п. 1 ст. 11 ГК РФ осуществляется в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам или третейским судам. При этом ГК РФ термин «суд» использует как единый для всех трех видов судов. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и других субъектов гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ). В соответствии со ст. 22 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г.[884] федеральные суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ; 4) дела особого производства; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Гражданские дела, указанные в ст. 23 ГПК РФ, подсудны мировому судье. Среди них: 1) дела о выдаче судебного приказа; 2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 7) дела об определении порядка пользования имуществом. Задачами судопроизводства в арбитражных судах в соответствии со ст. 2 АПК РФ от 24 июля 2002 г.[885] являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации и других субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, или организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 27 АПК РФ). Третейские суды, хотя и не осуществляют правосудие и не входят в судебную систему России, тем не менее имеют юрисдикционную силу, то есть их решения по существу спора о защите права подлежат неукоснительному исполнению. Они действуют на основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации»[886]. Решение третейского суда исполняется сторонами добровольно в порядке и сроки, указанные в решении. Если ответчик не исполнил решение третейского суда, то арбитражный суд РФ первой инстанции по заявлению истца в соответствии с АПК РФ принимает свое решение. Несудебные юрисдикционные формы защиты права человека. Наряду с другими к ним относится — административно-правовая [887]. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ в рамках этой формы граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право обусловлено особенностями административно-правовых и иных, построенных на началах неравенства сторон, отношениях, в которых одна из сторон обладает властными полномочиями и имеет право решать возникающие жизненные проблемы по существу. Поэтому в интересах человека право стороны, имеющей власть, должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра. Конституционное право на обращение-жалобу принадлежит к числу основных и неотчуждаемых прав каждого человека. Ему корреспондирует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественных организаций принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, принимать по ним, если они обоснованы, положительные решения и давать ответы заявителям. По содержанию и по форме право человека на жалобу не ограничено. Предметом жалобы могут быть как действия, так и бездействия государственных органов и должностных лиц, деяния, ущемляющие права как самого человека, так и других лиц, защита как своих личных интересов, так и общественных. Порядок защиты прав человека в административно-правовой сфере конкретизируется в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[888]. Способ обращения определяет жалобу как письменную или устную, индивидуальную или коллективную. Необходимо отметить, если существо и порядок подачи индивидуальной жалобы в нашей стране изучены достаточно полно, то содержание, цели и формы коллективной жалобы — недостаточно. Противоречия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, с одной стороны, и человеком — с другой, разрешаются, как правило, вышестоящими органами, которые обязаны беспристрастно разрешить конфликт[889]. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Какое-либо изъятие из этого последнего правила, в том числе и в силу закона, ГК РФ теперь исключает. Административно-правовые средства защиты прав человека жалобами не исчерпываются. Государственными органами управления и контроля по своей инициативе или указанию вышестоящих органов используются такие, предусмотренные действующим законодательством и подзаконными нормативными актами меры, как: а) приостановление действия правовых актов управления, нарушающих права и свободы человека; б) отмена неправомерных актов управления; в) опротестование актов управления; г) приостановление работы предприятий, учреждений, организаций в случае, если их состояние угрожает здоровью и жизни граждан (например органами санитарного надзора). Перечисленные выше меры административно-правовой защиты основных конституционных прав и свобод человека являются средствами активного противодействия их нарушению или ущемлению. Общественная защита прав. Она является одной из форм несудебной защиты прав человека. Ее осуществляют общественные объединения. Такое право предоставлено им Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Для осуществления уставных целей, в соответствии со ст. 27 этого закона, общественные объединения имеют право защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. В случаях, установленных законом, любое лицо имеет право обратиться за защитой в общественное объединение, членом которого оно состоит, или в другое, основной деятельностью которого является защита прав человека. К примеру, большую роль в защите трудовых прав работников играют профессиональные союзы. Так, в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. В силу ч. 2 ст. 30 этого же закона органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать от работодателя привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Активно действуют, защищая права своих членов, общественные объединения инвалидов. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке (ст. 33). На общественные объединения инвалидов распространяются также права по защите своих членов, предусмотренные законом об общественных объединениях. Значительную роль в последние годы стали играть общества защиты прав потребителей. Это стало возможным после принятия Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» и возникновения нового для нашей страны движения — консьюмеризма[890]. Статья 45 этого закона предоставляет общественным объединениям (их ассоциациям, союзам) потребителей право: — проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей; составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти; а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях; участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; — вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; — вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; — обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; — обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Кроме того, в соответствии со ст. 46 общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Неюрисдикционная форма защиты права. Конституция РФ не только устанавливает обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод человека, но и гарантирует право каждого человека и самому защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Самозащита человеком своего права является самостоятельной формой защиты права[891]. Она представляет собой совокупность действий (мер) самого человека по восстановлению (подтверждению) нарушенного (оспариваемого) права без обращения за помощью к компетентным государственным органам и общественным объединениям. Об огромной роли самозащиты права в жизни человека и общества много и ярко писал Р. Иеринг. Он считал, что «сопротивление наглому, затрагивающему самое личность беззаконию, то есть нарушению права, носящему по своему приему характер его попрания, характер личного оскорбления есть обязанность. Это — обязанность правомочного по отношению к себе самому,потому что таково повеление нравственного самосохранения; это — обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие для существования права»[892]. Активная роль человека в деле самозащиты своих прав особо выделена в Парижской хартии для новой Европы, подписанной 21 ноября 1990 г. главами государств и правительств 34 стран-участниц СБСЕ. В ней говорится, что государства-участники будут стремиться к тому, чтобы в механизме человеческого измерения обеспечивалось участие отдельных лиц в защите их прав[893]. Юридическую основу самозащиты как межотраслевого института российского права наряду с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 45) составляют нормы: о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ, ст. 1066 ГК РФ); о крайней необходимости (ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ, ст. 1067 ГК РФ); о самозащите (ст. 14 ГК РФ) и др. Толкование названных норм дает возможность заключить, что самозащита прав — это предусмотренные законом действия фактического порядка и юридические средства, применяемые человеком для принудительного пресечения посягательств на свои права или их восстановления в случае нарушения последних без обращения к компетентным органам. Она выделяется в самостоятельную правозащитную форму по нескольким формообразующим основаниям: 1) субъект самозащиты резко отличается от субъектов осуществления судебной, общественной и административной форм защиты: он не наделен властными полномочиями; 2) лицо, осуществляющее самозащиту, действует в экстремальной ситуации (ограничено время для оценки обстановки и принятия решения, необходимо полагаться только на свои силы, ограничен выбор средств защиты, в том числе и правовых, психическое и нервное возбуждение), что не создает условий для адекватной деятельности; 3) закон не предусматривает для самозащиты каких-то специальных действий фактического характера; и, наконец, 4) лицо, осуществляющее самозащиту, использует только собственные силы и средства или только юридические средства без обращения в компетентные органы. Названные основания ставят под сомнение корректность включения самозащиты прав в ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты в том смысле, как он понимается применительно ко всем остальным способам, указанным в этой статье. По видовым юридическим признакам самозащита значительно отличается от всех остальных судебных и иных юрисдикционных способов защиты прав, названных в ст. 12 ГК, и должна быть вынесена за ее скобки. Законодатель, по сути, это и сделал, сформулировав ст. 14 «Самозащита гражданских прав». Таким образом, самозащита — это всегда такое явление, которое представляет собой применение самим человеком предусмотренных законом мер для защиты своих основных прав или законных интересов от посягательств[894].
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 10520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |