Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПС на недра




01.10.14.

29.09.14.

Водные объекты – про них в ВК РФ неинтересно сказано.

Изменилось понятие водного объекта территориально: раньше включал в себя и часть прилегающей суши, теперь же водный объект ограничен береговой линией – границей водного объекта. Отсчет всех пространств происходит от этой береговой линии. Как определить береговую линию? У нас сложно-дикое понятие береговой линии содержится в ВК РФ. Порядок определения бер линии зависит от того, какой объект:

1) Пресноводный объект. Для него береговая линия опр-ся по среднему многолетнему уровню вод в период, пока они не покрыты льдом.

Это дорогостоящее исследование. Сведения о бер линии содержатся в водном реестре. Чтобы внести эти сведения в водный реестр – нужно внести большую сумму. Если водный объект предоставляется в пользу водопользователя – он сам будет определять границы, если они не определены. Гос-во определяло границы только для самых крупных водных объектов (т.к. в аренду прибрежные земуч постоянно предоставляются). А землепользователи, находящиеся на прибрежной полосе – для них выгодно, чтобы граница объектов была не определена. Ширина береговой полосы (ВК РФ) – 20 метров. Исключение – для ручьев и подъемных карьеров длиной до 5 км и шириной 5 м. земли береговой полосы – земли общего пользования. Доступ открыт для неогр круга лиц. Если зем уч у водного объекта- нельзя ставить забор до уреза воды, до причала, ибо все водные участки – дб в общем доступе. Землепользователь скажет – а Вы докажите, что я нахожусь на границе береговой полосы, что я на ней, и я что-то нарушаю своим забором. Граница водного объекта мб не определена – поскольку это дорого, Вы сами не знаете, откуда идет отсчет береговой полосы.

Определило гос-во границы береговой полосы. В течение одного сезона невозможно определить бер полосу – оспаривает ответчик в суде L. Сегодня есть объекты, у которых много лет назад определенная граница береговой полосы сегодня находится чуть ли не на середине водного объекта. Чтобы привести юр границу водного объекта с фактической – опять-таки, надо платить. Гос водный реестр находится в стадии формирования на н.в. Там есть сведения о том, кому предоставили водные объекты. А те объекты, про которые есть сведения о гидромет изученности – их совсем мало.

Береговая полоса никак не мб составной частью водного объекта! Это по старому ЗК к землям водного фонда береговая полоса могла относиться. По старинке определяют, в суде легко это оспорить, т.к. несоответствие ВК РФ.

2) Море. Граница моря опр-ся по линии максимального отлива (ВК РФ). Это абсурдно же? Все перепутали же они! Это не линия максимального отлива должна же быть!

12 мор миль
Рисунок.

Наибольший отлив
Фактическая граница
Максимальный прилив

 


Вот перед нами фактическая граница моря. Граница моря исконно определялась по линии макс прилива! А линия наибольшего отлива использовалась для определения ширины терр моря исконно – только в международном з-д-ве! Ибо терр море = 12 мор миль = каждому гос-ву выгодно, чтобы как можно дальше шла эта линия вглубь туда, где нет ничьей юрисдикции.

А) Ширина терр моря поэтому опр-ся либо по линии наибольшего отлива, либо по внешней границе внутренних вод.

Б) Внутренняя граница – всегда использовалась для ее определения линия максимального прилива!

И кусок территории, который то покрыт водой, то не покрыт = до 2007 относился к водному объекту, а после стал относиться к землям населенного пункта! Абсурд!

Но сделано это было, чтобы узаконить все постройки, незаконно появившиеся у берегов моря (в интересах частных лиц это было сделано!). Это все-таки было верно, найден ювелирный подход к решению вопроса. До 2007 года запрещалось ставить производственные объекты вблизи вод, а вот частные дома можно – так что узаконили именно эти дома.

В советский период вкладывали деньги, чтобы определить береговую линию. Но граница водного объекта зависит от гидромет условий (что-то высыхает, что-то напротив). У многих водных объектов бер линия теперь находится не там, где она на самом деле, а как определена много лет назад. Юридическая граница не совпадает с фактической в итоге.

Рисунок.

Водный объект
Береговая полоса = 20 м (юр граница)

 


 

Фактическая граница

 


Береговая полоса раньше называлась бечевник и была от 3 до 20 метров. Сейчас четко – 20 метров. Пересох наш объект. А береговая полоса все равно числится здесь.

Я по сути совершенно спокойно могу себе отхватить земуч и ставить забор до уреза воды, потому что по данным граница водного объекта проходит где-то далеко от этого озера.

 

Еще момент. Даже если нет нарушений с границей береговой полосы. Вот объект водный, вот береговая полоса, а земучастки за пределами границы бер полосы все распределены.

Водный объект
Береговая полоса
Зем участки

 


И получается с одной стороны, что все вокруг занято. Свободный доступ к береговой полосе только у тех, у кого есть земучастки. Те, кто дальше – только по дружбе с соседом что ли могут пройти?!

Публ сервитут для доступа к береговой полосе!

Статья 23 ЗК РФ – публичный сервитут с целью доступа, прохода к водному объекту – дается неопр кругу лиц. Один из земуч должен быть обременен публичным сервитутом в пользу неопр круга лиц. Никакие муниципалы не возьмут на себя ценность уст-ния публ сервитута. Потому что если сложности в пользовании уч-ком из-за сервитута – то плата за пользование за счет средств мун бюджета дб (ибо органы мсу принимают решение об установлении публ сервитута). Если вообще невозможно станет пользоваться – возмездно изъять в мун соб-ть. Поэтому нет практики установления публ сервитута с целью доступа к бер линии!

 

Представим – со всех сторон скалы, есть один участок пологий. Он до береговой линии, не включает ее. Земуч предоставляется за границей бер полосы. Но по сути, раз все остальное вокруг скалы - закрыт доступ к береговой полосе.

 

Еще рисунок.

Водный объект
 
 
 

 

 


1 – береговая полоса

2 – прибрежная защитная полоса (ПЗП)

3 – водоохранная зона (ВОЗ)

Режим прибрежной защитной полосы более жесткий, чем ВОЗ. Но зачастую они совпадают. Отдельно о ПЗП говорить не будем, поговорим о ВОЗ. Но имейте в виду, что зачастую размер совпадает, режим тот же.

До введения в действие ВК РФ наличие водоохранной зоны вокруг водоохранного объекта не презюмировалось. ППравительства 1996 – уст-н максимальный размер водоохранной зоны в зависимости от х-к водного объекта. Чтобы режим охранной зоны возник юр-ки, каждый субъект РФ (не МО!) дб принять постановление, которым бы уст-ся конкретный размер водоохранной зоны вокруг конкретного водного объекта. Если такое пост-ние не принималось – то юр-ки режима водоохранной зоны не было! Юр-ки вокруг мелких объектов водоохранная зона не была. Взяли финскую модель – у них сущ-ние водоохр зоны презюмировалось при сущ-нии водного объекта. Нужно только определить размер ВОЗ. ВК РФ – ст. 65: конкретные размеры всех ВОЗ вокруг всех водных объектов в зависимости гидрологических х-к объекта. Есть нпа – ППравительства, установлен там порядок маркировки границ водоохранной зоны. Отсутствие маркировки не говорит о том, что ВОЗ отсутствует. Сократились размеры ВОЗ: для Волги с 500 м до 200 м, для вдхр и озер сократилась в 10 раз.

Ширина прибрежной защитной полосы сократилась в 2 раза. Это другое понятие, не ВОЗ, но фактически они совпадают.

Прибрежные полосы объектов водохоз значения увеличились.

Режим и порядок использования ВОЗ изменился. Получить земуч в соб-ть в ВОЗ было невозможно, только в аренду! Если часть земуч залезает в ВОЗ – дб весь в аренде, пс на оставшуюся часть титуловать нельзя.

До принятия ВК 1995 действовало старое ППравительства – допускало размещение в ВОЗ любых объектов, кроме производственных. То есть жилые дома норм(пост бессрочное, пожизн наследуемое владение – в 1990ых). ВК и ППравительства 1996 вышли – теперь любое строение в ВОЗ мб предоставлено только по согласованию с органами РосВодхоза. Возникло 2 проблемы.

1) В 2001 году вышел ЗК РФ: гр-не могут в пост бессрочное пользование и пожизн наследуемое владение бесплатно переоформить в соб-ть, если не изъяты в обороте и не ограничены в обороте. На зак основаниях получил уч-к в ВЗ до 1995 года. Земли ВОЗ по идее ограничены в обороте. ВС: если гр-не до 1995 года получили на зак основаниях земуч в ВОЗ на праве пост бессрочного пользования – могут бесплатно переоформить в соб-ть. Почему столь компромиссный подход – вопрос.

2) Сегодня, поскольку ВОЗ не входит в состав земель водного фонда, то оборотоспособность зем уч, нах-ся в ВОЗ, определяется по тому, к какой категории земель относится:

-ВОЗ на землях населенных пунктов – ради Бога, получаете земуч в соб-ть. С 2007 года!

-ВОЗ теперь можно застраивать. Одно ограничение – постройки дб оборудованы соотв очистными сооружениями!

Режим ВОЗ опр-ся одной статьей – 65 ВК РФ. Перечень суровых объектов, которые нельзя располагать в ВОЗ, например, АЗС.

3) Есть огромное кол-во объектов, по которым нет проектной документации, обязательной для э-зы. Раз не несем – кто проверит, что есть очистные сооружения? Если жилой дом до 1 этажа, вроде – не надо нести проектную документацию на э-зу. Только крупный производств объект. в наших СНИПах отсутствует графа о наличии очистных сооружений. Проверить сложно.

4) Еще вопрос. А если объект был построен в ВОЗ – выделяли без согласования с органами РосВОдхоза. Таких участков огромное кол-во, без правоуст-щего документа на землю. Снос объекта как самовольной постройки возможен только по решению суда, не админ органа. Чтобы признать пс на самовольную постройку – дб правоуст-щий документ – с 2006 года изменился ГК. В 2007 году разрешили строительство в ВОЗ. Многие адвокаты стали рекомендовать обращаться в суд, чтобы признать пс. Но ВК обратной силы не имеет! Все возведенное без разрешения органом управления водным фондом нельзя легализовать без правоуст-щего документа.

Еще пара слов о водных объектах.

Момент № 1. ВК РФ 1995 ввел дикое понятие – обособленный объект (небольшой по площади, искусственно созданный, не имеющий гидравлической связи с др водными объектами) – а теперь еще одно: обводненные карьеры и пруды – искусственно созданные водные объекты! В отличие от обособленных водных объектов нынешние обводненные карьеры и пруды мб любыми по площади, большими, и иметь гидравлич связь с др объектами – как вдхр. Подпадать будет под пруд с юр-кой т.з.

Момент № 2. Пока действовал старый ВК РФ – он распространялся как на поверхностные водные объекты, так и на подземные – получается, и ВК РФ, и Закон о недрах регулировали подземный водный объект. возникновение пс – по-разному регулировался. ВК РФ современный – мудрее: называет подземным водным объектом. Но порядок использования – рег-ся з-д-вом о недрах, есть такой вид недропользования теперь!

 

Интегрированный природный объект – Земля.

Комплексный природный объект – к ним относятся особо охраняемые природные территории – 2 закона:

З об особо охр прир тер-риях,

З о курортных и лечебных ресурсах: заповедники, заказники, нац парки, природные парки, леч-оздоровит местности и курорты, дендрологические парки и ботанические сады – тоже зачем-то вклинили. Последний – вообще искусственный объект. с практической тз серьезная проблема была: что режим особой охраны подразумевает серьезные ограничения д-ти хозяйственной. Сказано в З об особо охр тер-риях – «и иные особо охраняемые тер-рии в соответствии с ФЗ». И ЗК РФ в 2002 году – указал, что места проживания малочисленных коренных северных народов тоже особо охр прир тер-рия! А на Севере надо ж добывать полезные ископаемые. Слава Богу для бизнеса, недавно из ЗК РФ исключили из числа особо охр прир тер-рий места проживания малочисленных народов.

 

Животный мир. Обычно раскрывается отдельно в З об охоте, рыболовстве…

По общему положению к прир объектам в объектам жив мира относятся те, что нах-ся в ест состоянии свободы или полувольных условиях (нац парк). А если в неволе – тоже объекты животного мира, например, исчезающие особи в зоопарк с целью особой охраны и размножения, а не экспозиции помещаем.

И не совсем понятен вид природопользования как рыболовство – это пользование жив миром или отдельное явление? Охота и рыболовство – по З о жив мире – 2 вида пользования. А по закону о рыболовстве – другое указание. Несостыковка в з-д-ве. Надо ориентироваться на З о живот мире. Водные биол ресурсы – часть животного мира.

Озоновый слой как прир объект.

Регулирование использования озоно-разрушающих веществ.

Озоновый слой под влиянием чего-то превращается в кислород. То есть разряжается. Отс-вие слоя негативно сказывается на состоянии человека, т.к. проникает гибельный УФ. Только американцы создали рынок озоноразрушающих веществ. В 1985 приняли Конвенцию рамочную об охране озонового слоя. А 1987 – Монреальский протокол о запрещении озоноразрушающих веществ. Мы вписались, а у нас все произ-во холодольники, лаки для волос включают фреон. Мы потратили кучу бабла, покупая у американцев субституты озоноразр-щих веществ.

Атмосферный воздух нельзя использовать, можно только охранять! У нас нормирование ограничений и выбросов именно на этом и основано. Не мб объектом пс в силу физ х-к. на него распространяется суверенитет соотв гос-ва. На Украине, например, был принят закон – что в пределах д-т суверенитет.

Околоземное космическое пространство – неизвестно о чем говорить вообщеJ, нет ни одного нпа. А межд д-ры касаются того пространства, что за пределами национальной юрисдикции.

Чтобы объект считался объектом охраны природы – то, что ест-но взаимосвязано с окр средой. Полезные ископаемые не извлеченные – объект. извлеченные – товар. Вода в Неве – объект охраны вода в кране – нет. Атм воздух – сложно ограничить взаимосвязь с окр средой. Воздух на улице – одно, воздух в аудитории – объект охраны труда, даже если откроешь окно и уст-шь связь с воздухом за окном.

 

Еще момент. Соотношение прир объектов и прир ресурсов. Как они соотносятся?

Прир ресурс – Природное вещество, входящее в состав прир объектов и предназначенное для удовлетворения потребностей человека. Пример – какими прир ресурсами обладает водный объект? не рыба! Это самост объект. прир ресурс водного объекта – транспортный, энергетический, питьевой ресурсы. Та польза, что извлекается из конкретного объекта.

В большинстве случаев понятие прир объект и прир ресурс совпадают.

Когда об охране говорим = прир объект.

Когда использование = прир ресурс.

Природные ресурсы можно классифицировать по-разному.

1) Исчерпаемые и неисчерпаемые (таких почти нет – энергия ветра, приливов, солнечная энергия)

2) Исчерпаемые делятся на возобновляемые (мб восстановлены – растения и животные) и невозобновляемые (полезные ископаемые)

 

Тема 2. Право собственности на природные ресурсы.

Ст. 9 КРФ – природные ресурсы мб во всех формах соб-ти. ЮК Толстой считает, что в итоге это породило массу проблем, что это ошибка (как и бесплатная приватизация жилья в итоге к жести привела).

История.

1990ые: тенденции для децентрализации гос власти, что повлекло за собой то, что природные ресурсы стали дробиться между различными публ субъектами. Кп, природоресурсовые акты – Кодексы – исчерпывающий перечень ресурсов фед соб-ти указывали. А что не вошло в перечень – в соб-ть субъектов.

В 2000ые – ситуация изменилась. Резкая централизация власти. Федерация стала забирать природные ресурсы. Все природные ресурсы кроме земли – были объявлены в исключит фед соб-ти. И практически до сегодняшнего момента так и есть. Проблемы с управлением природными ресурсами на местах.

Вторая половина 2000ых – постепенно вводится мех-зм передачи полномочий по предметам совм ведения РФ к субъектам РФ! Природопользование – совм ведение. Отдельные полномочия по управлению прир ресурсами, нах-ся в соб-ти РФ стали передаваться субъектам. Субъекты реализуют свои полномочия как за счет собств средств, так и за счет субвенций из фед бюджета.

 

Природные ресурсы.

Самая сложная ситуация с землей. Нах-ся в публ и в частной соб-ти. В основном земля в публ соб-ти.

Земел з-д-во основано на п-пе разграничения «гос» соб-ти на землю на соб-ть РФ, соб-ть субъектов РФ, соб-ть МО. Огрех зем з-д-ва. Закон № 171 исправил многое летом. Термин «гос-ная» = публичная соб-ть.

В 2001 году принят ФЗ о разграничении гос соб-ти на землю. Он исходил из того, что в отношении каждого земельного участка, не относящегося к частной соб-ти, должен быть определен конкретный публичный собственник.

Рисунок.

ЧС
За единицу берем МО. ПС на землю регистрируют только граждане (Закон о госрегистрации). Право част лица зарегано в ЕГРП. Все остальное – публ соб-ть (гос или мун), но конкретно остатки не были закреплены за публ субъектами.

 

 


Это МО. Внутри есть част соб-ть.

Закон 2001: надо всю землю поделить между публичными субъектами, публ собственниками. Сложный механизм заключался в том, что сначала по каждому МО минэконоразвития составляет список чей где земучасток, потом списки спускаются вниз на согласование между тремя уровнями потенциальных публ собств-ков. Дальше принимается акт Правительства, каждый публ соб-к зарегает за собой землю. Хотя ничьих земель не бывает. Презумпция из ГК, что если нет соб-ка – гос-во соб-к. минэкономразвития составило перечни, но дальше драка между публ субъектами – ведь это основной доход местных бюджетов. Процесс не закончился к 2008 году, как планировалось. Поэтому в 2006 году в З о разграничении гос соб-ти на землю отменили! Внесли изменения в ЗК РФ и З о введении в действие ЗК РФ, которые предусмотрели иной механизм разграничения публ собственности на землю. Принцип разграничения публ соб-ти остался, но в ином механизме, иная реализация.

Принцип дуализма публ соб- ти на землю был введен.

 

Теперь в законе о введении в действие ЗК РФ закреплен исчерпывающий перечень зем участков, которые подлежат разграничению. Например, земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, находящимися в соб-ти соотв публичного субъекта. Публ субъект заблуждается, полагая, что раз недвижимость в соб-ти, то земуч под ней – в их собственности. Это не так, это только основание для обращения с заявлением о регистрации пс на земельный участок.

*Кремль – фед соб-ть. Но земуч распоряжалось Правительство Москвы, пока федералы не обратились с соотв заявлением в Росреестр. Например, платеж за землю поступал в Правительство Москвы.

Итак, разграничению подлежат часть зем участков.

З-д-ль пошел по пути дуализма публичной собственности – в соотв-вии с ним разграничению подлежит только часть земель, а другая часть – бОльшая часть, находится в бессубъектной неразграниченной собственности. Плюс значительно упрощен порядок оформления прав публичного субъекта. При наличии основания, указанного в законе, публ субъект должен просто обратиться с заявлением о регистрации пс на этот земельный участок. Распоряжаться им сможет только после того, как будет зарегано право соотв-щей публ собственности.

Рисунок. Перед нами МО.

Част соб-ть
МО
Субъект РФ
РФ

 


Где-то определен собственник (чс или публичная соб-ть), а все остальное неазграниченная бессубъектная собственность.

Неразграниченная бессубъектная собственность не за кем не закреплена. Но в ГК есть презумпция госсобственности – значит, гос-ная. Но кто будет ей распоряжаться? Не обязательно федерация. Только в законе о недрах «гос» собственность трактуется как федеральная. Это не тот случай. З-д-ль странно указал: полномочия по распоряжению такими участками передаются органам МСУ. До 2015 это органы мун районов и гор округов, с 1 января 2015 – ст. 3.3. З о введении в действие ЗК РФ: какое конкретное мун образование (уровень МО), которое будет распоряжаться земучастками – зависит от того, приняты или не приняты правила землепользования или застройки в данном регионе. Исключения в 2 городах: Москва и СПб. Это города фед подчинения, населенные пункты –а теперь называются субъектами РФ. В Москве и СПб при разграничении гос соб-ти на землю мун соб-ть на землю возникнуть не может! Она может возникнуть, только если будет принят закон СПб, Москвы, которым передадут в соб-ть МО. Что вряд ли. А разграниченной соб-тью на тер-рии СПб распоряжается Правительство СПб в лице управления КУГИ.

То есть на тер-рии СПб какими-то кусками распоряжается РФ – что в ее соб-ти, что-то в соб-ти СПб. А неразграниченной соб-тью расп-ся правительство СПб.

Еще момент про изменения з-д-ва. В законе три основания возникновения гос соб-ти:

1) Прямое указание в фед законе. Самый распространенный пример – земли обороны. Прямо сказано, что они в фед соб-ти. Но общее правило, что неразграниченной соб-тью расп-ся муниципалы. То, что подлежит разграничению – управляет соот публ субъект с момента регистрации.

РФ должна определить границы всех земель обороны. Пусть не ставятся на кадастр учет. Это мб дорого. И РФ просто считает, что может не регать пс. И расп-ся. ВАС сказал: недостаточно одного упоминания в законе, что данная земля нах-ся в фед соб-ти, федерация должна зарегать, чтобы распоряжаться. А то поставили объект ПВО – все, Росреестр не знает, а соб-ть уже федеральная. ВС РФ сказал, что одного упоминания в ФЗ достаточно, чтобы федералы могли управлять соб-тью. На практике с землями обороны просто не связываются. Загляну в Россреестр – если зарегано, пойду в терр управление Росимущества или управление миообороны. Если не зарегано – иду к муниципальному органу, но пришла на землю, а там тебя обстреливают L.

2) Процедура разграничения гос соб-ти на землю

3) Основания, допускаемые гр з-д-вом. *выморочное имущество, обменяли с Спб участки частное лицо или подарило даже.

На взгляд Жарковой появилось новое основание возникновение пс на земуч:

4) Перераспределение земуч. И ЗЕМЕЛЬ! Между публ субъектами. С 1 января 2015 это возможно.

Нельзя перераспределять земуч между публичными и частными собственниками или между публичными! А то непонятное основание возникновение пс: не было админ решения, откуда соб-ть появилась? Между публичными такое тоже не мб.

 

Закон о кадастре ввел дикое правило: если земуч ставим на кадастровый учет, объекта нед-ти не возникает сразу. Только когда зарегаешь, например, д-р аренды – возникает объект недвижимости. То есть регистрация прав – точка отсчета. До этого момента кадастровые сведения носят временный характер – в течение 5 лет можешь снять земуч с кадастрового учета. А если поставила на учет и зарегала права на него – то снять земуч с кадастрового учета, можно только преобразовав участок. Перераспределить. Раз снять с учета невозможно, чтобы предоставить в аренду участок, обрамляющий и включающий прежний участок – надо перераспределить.

Из четырех зареганых хотят сделать один – приходится объединить все. Если хочешь получить – присоедини что-то, а тупо снять с кадастрового учета невозможно. В чем цель такого безобразия = НЕИЗВЕСТНО.

И тут появилась в законе норма, которая позволяет ЭТО обойти. С 1 января 2015 будет спец глава в ЗК РФ – про перераспределение земель и земучастков между публичными субъектами, между публ и частными субъектами. Тупую норму не уберут, но ее мб обойти.

*СПб зарегал пс на опр земуч. Вокруг земля – соб-ть на которую не разграничена. Ей все равно распоряжается СПб. Заключаем соглашение и перераспределяем земуч. Плюс частное лицо может появиться = оно за приращенную землю по соглашению может платить СПб. А если публ и публ субъекты: СПб и СПб по сути, сам с собой заключает? Куги и Куги? Нет, скорее всего решение правительства СПб о перераспределении земель с определением публ соб-ти СПб.

Тут перераспределение не только земучастков, но и земель) вспомни, что почва – объект природоохраны. А земля – объект имущ отношений.

 

Бесплатно = решение о предоставлении. Платно = решение о предоставлении и д-р к-п, например. Это когда от публ лица частному лицу предоставлялось. Такие были основания и все. Перераспределение раньше не произведешь толком.

Но СПб был хитер: зем уч частного лица – хочет добавить себе еще крошечный, ближе к дороге. Правительство СПб в разрез ЗК в 2002 году использовали незак схему: обращались в КГА – мал участок не мб сформирован как самостоятельный? Нет, не может, он меньше допустимой нормы для того, чтобы быть самостоятельным. Значит, обращаемся в орган СПб – типа предоставляется весь большой участок, а плата в СПб только за крошечный

! рисунок

 

Мировая практика в вопросе выработала след подходы:

1) Принцип акцессии – т.е. недра принадлежат соб-ку земуч. Англо-сакс система.

Исключения – когда соб-ть на недра и земуч разобщены:

---Доменная система - недра принадлежат верховной власти в любом случае. Верховная власть расп-ся недрами как част собственник. Это континентальная Европа.

---Принцип горной регалии – недра принадлежат верховной власти, но она уступает право пользования этими недрами частным лицам

2) Принцип горной свободы – недра никому не принадлежат, каждый пользуется как угодно

У нас было до революции сочетании п-па горной свободы и горной акцессии. После революции и теперь – ГОС СОБ-ТЬ на НЕДРА!

В законе о недрах вопросы решены крайне размыты, нечетко. Статья 1.2 не меняется L: недра = гос соб-ть, а вопросы владения, пользования и распоряжения недрами = совмест ведение РФ и субъектов РФ. Гос соб-ть – фед и субъект РФ. А совместное ведение еще приплюсовали, что пр регулирование как на уровне федерации, так и на уровне субъекта федерации осущ-ся. Пс на недра мб как у РФ, так и у субъектов РФ стали трактоваться. Профессор Красов – комментарий к Закону о недрах: с учетом этой нормы недра нах-ся в совместной соб-ти РФ и субъекта РФ, АХАХААХАХ, СУПРУГИ, лалка. Общей соб-ти у публ субъектов и так быть не может.

Итак, отражение – в принципе 2 ключей:

Недра находятся в исключительно фед соб-ти. КС РФ еще в 1998 в 1-П: в связи с чрезвычайной значимостью для общества ресурсов = они федеральные.

Принцип двух ключей в том – что решение о предоставлении участка недр в пользование принималось совместно фед органом управления – Госкомфонднедр и ад-цией субъекта, на тер-рии которого нах-ся участок недр! По существу все полномочия по орг-ции аукционов – в у субъектов в период децентрализации власти.

Но в 2004 году были внесены изменения. Направлены на жест централизацию власти – статья осталась прежней, но у субъектов РФ забрали практически все полномочия по расп-нию участками недр. Исключение сделано для участок недр, содержащих общераспр-ные полезные ископаемые и участки недр местного значения! Они нах-ся в фед соб-ти, но полномочия по распр-нию ими передано субъектам РФ.

Закон о недрах вступает в противоречие с ФЗ № 131! В законе о недрах есть статья 4 и 5 – про полномочия субъектов и полномочия органов МСУ. Закон о недрах принимался в в 1990ые, изменения вносились – до появления ФЗ № 131, был ФЗ № 154: он относил к вопросам мест значения регулирование использования общерасп полезных ископаемых. З о недрах тогда: к полномочиям субъектов не отнесено право на предоставление участков недр, содержащих общераспр полезные ископаемые, только порядок пользования недрами таких участков уст-ся субъектом.

А вот статья 5 – полномочия органов мест самоуправления – что дают муниципалы разрешение на разработку полез ископаемых и строительство сооружений. Фз № 131 вступил в силу 2003 году – вопросы недропользования не связаны с вопросами мест значения, недропользование – на основание лицензии, лицензия – не вопрос мест значения.

Так противоречие и осталось.

В законе о недрах: предоставление лицензии на пользование участками, где общераспр полез ископаемые – органы мсу. ВС РФ: когда субъект РФ уст-т порядок пользования, это его полномочие, НО субъект должен предоставить муниципалитету полномочия по уст-нию разрешений на пользование участками недр. Чтобы в соот-вии с законом о недрах было такое решение вынес. Но разрез с ФЗ идет в итоге L.

По каждому субъекту есть список общераспр полезных ископаемых. Уголь ни в одном субъекте в списке нет, к слову.

ВЫВОД: По закону – недра в искл фед соб-ти. Полномочия по расп-ния недрами, где общераспр полезные ископаемые -у субъектов. Мун-ты не имеют отношения!

Добытые полез ископаемые по условиям лицензии могут быть во всех формах собственности.

 

Участки недр местного значения.. какова градация участков?

В 1995 в Закон о недрах внесены изменения, появилось понятие:

1) Участки недр местного значения

2) Регионального

3) Федерального

Градация названа, но не пояснено, что это.

Было установлено, что порядок пользования участками недр местного значения = относится к компетенции субъектов.

Из закона вообще убрали понятие участок недр рег значения. В 2008 году дали понятие участок недр фед значение. В 2011 году в закон о недрах внесены дополнения, определили, что относится к участкам недр местного значения. Вопрос важный для субъектов – единственное, чем могут расп-ся = участки недр местного значения. Почти любое строит-во подразумевает извлечение полезных ископаемых, общераспр-ных. Мы их рассматриваем как отходы. А лицензию на добычу общераспр полез ископаемых у субъектов не получает застройщик. Сил нет получать лицензию у субъекта. Нет упрощенного порядка. Потому принцип горной свободы в отношении общераспр полез ископаемых применяется. Карьер песчаный, где оказались ископаемые, придут из Росприроднадзора – накажут. Не сильно.

Для участков недр местного значения. Нужно больше регуляции – чтобы знать, где полномочия субъекта, где мо.

Стр-во подземных сооружений, не связ-х с добычей полез ископаемых – тоже вид недропользования, который должен надл образом оформляться. В законе о недрах есть регулирование об участках недр местного значения. В СПб все подземное строительство хотели оформлять через недропользование. Но это было бы муторно. Так что только куски земли, наверх выходящие, брали в аренду, а все, что внизу, просто так фигачили.

2011 – статья 2.3 уточнили участки недр мест значения:

1) Содержащие общераспр полез ископаемые

2) Участки недр, используемые для строит-ва и эксплуатации подземных сооружений мест и рег значения, не связанные с добычей ПИ.

Оив субъектов по согласованию с Роснедрами принимается перечень участков таких.

Участки недр фед значения.

В 2008 году был принят ФЗ «о порядке осущ-ния иностр инвестициями… в комм орг-ции, имеющие стратегическое значение» - з о стратегических инвестициях. К стратегической отрасли отнесено в тч недропользование.

Закон № 58 внес изменения в закон о недрах, где определили, что относится к участкам недр фед значения и кто может пользоваться.

Чтобы иностранные инвесторы знали, что могут делать.

Итак, введено понятие иностр инвестора – любое лицо, учрежденное в юрисдикции за пределами РФ. Принимается понятие в этих двух законах, о страт инвестициях и о недрах (закон о внесении изменений в недра). Закон впервые ввел понятие контроль одного хозяйствующего субъекта над другим субъектом. Появилось понятие «компания, нах-ся под контролем иностранного инвестора».

В сфере недропользования компания нах-ся под контролем иностр инвестора, если он контролирует более 10% голосующих акций и имеет возможность назначать более 10% членов совета директоров. Жесткие требования для пользования участками недр фед значения. Лукойл, Роснефть и Газпром отказались пол контролем иностр инвестора – тогда сказали, что если больше 50% акций у РФ – ограничения снимаются. А те компании, что нах-ся под контролем иностр инвестора не имеют права доступа к участкам недр фед значения. Это упрощенная картина.

Критерии, по которым уч-ки недр относятся к участкам недр фед значения:

1) Абсолютно все месторождения с ураном, алмазами, кобальтом, титаном, никелем, платиной. Не зависимо от кол-ва ПИ

2) По углеводородам – к участкам недр фед значения относятся уч-ки недр, где извлекаемые запасы нефти сост-т от 70 мил тонн, …

3) запасы газа от 50 млрд кубометров

4) Абсолютно все участки недр, расположенные на морском дне

9% от всех открытых уч-ков недр остается нераспределенным. Работать и искать дальше – в континентальном шельфе, в Вост Сибири. Кто-то должен вложить денежку. Хотели привлечь иностр капитал на условиях соглашения о разделе продукции. Думали, что такой вид недропользования будет процветать. Но принятое з-д-во ограничило иностр инвесторов, только мал фиговые месторождения, которые никому не нужны.

Плюс для континентального шельфа требования еще более жесткие:

1) Допускаются только компании, в которых РФ владеет более чем 50% акций. Это Роснефть, Газпром и Газпромнефть, ахаха

2) Компания должна иметь опыт работы на континентальном шельфе РФ = таких компаний у нас нет.

Так и появился в НК РФ дикий операторский договор – чтобы как-то привлечь иностранцев. Как подрядчиков? Ноу. Как миноритарных акционеров? Пробабли. Вот и появился опер договор.

В 2009 году Роснедра утвердили перечень участков недр фед значения. Но закон о недрах говорит следующее: даже если к-л участок не вошел в перечень, но по своим физ х-кам подпадает под участок недр фед значения – он все равно является участком недр фед значения. Даже если впоследствии будут приняты изменения в З о недрах и скажут, что к участкам недр фед значения относятся по другим параметрам, тот участок, что раньше попал в список- все равно останется участком недр фед значения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.167 сек.