Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство переходного периода 2 страница




В современной отечественной и зарубежной научной литературе в объяснении глубоких социальных изменений, происходящих в определенной группе современных стран, принято использовать термин "переход к демократии". Исходя из многовариантности перспективы развития переходных процессов, представляется, что демократизация – это лишь тенденция переходного развития, пусть и ведущая. Поэтому переходное состояние государства рассматривается в настоящей работе вне каких-либо телеологических пристрастий. Данное обстоятельство способствует "чистоте" теоретико-юридического профиля работы.

Переходные государства, независимо от их устремленности, последовательно подчиняются некоторым общим константам модели перехода вообще. В России же идеальная модель будущего государства и стратегия перехода к нему на протяжении десятилетия коренных преобразований так и не были определены. Анализ теории и практики современного государственного строительства позволяет сделать вывод о том, что Российское общество в 1990-е гг. осуществляло переход от социалистического строя (каковым он официально был признан) к государству с рыночной демократией при отсутствии очевидных признаков национального, социального и собственно правового государства.

Лишь реальное научное знание способно, с одной стороны, оказать помощь государству в осуществлении глубоких преобразований, с другой – ограничить произвольность выводов официальной власти в оценке переходной ситуации. В переходный период коренным образом меняется весь общественно-политический строй (в экономической, социальной, политической и духовно-культурной сферах). Весьма важным представляется акцентирование внимания на социальном компоненте правовых преобразований как критерии поступательного развития переходной государственности. Угроза глобальной экологической катастрофы озна­чает, что сложившиеся механизмы цивилизационного развития с позиции логики либерализма и консерватизма подошли к своему пределу. Конец XXI в. предпола­гает и конец стихийной истории. Наступил предел системы представлений об обществе, нуждающемся в периодической прививке насилия, абсолютизации частной собственности и ценностей индивидуализма.

Методологические основы исследования. В процессе исследования правовой системы переходного периода может использоваться весь комплекс научных методов, однако важнейшую роль в данном случае играет теоретический метод. С его помощью формируется основа концепции переходного правового разви­тия, пригодная для оценки получаемых научных результатов. Теоретический метод включает в себя в качестве необходимого элемента также анализ юридических закономерностей переходных процессов. Онтологическая характеристика переходных процессов в сфере государства и права состоит в единстве сущего и должного, желаемого и возможного. Этим определяется необходимость фиксации наиболее существенных свойств переходности государственно-правовой системы.

Поскольку познание переходности государства и права предполагает изучение динамично развивающегося объекта, соответственно актуализируется потребность в использовании диалектического метода как одного из ведущих в познании проблем переходности. Фундаментальный характер данного метода, по нашему мнению, незаслуженно оспаривался в последнее деся­тилетие, но это не умаляет его значения для ученых, стремящихся к постиже­нию истины. Диалектика, как общая теория развития, позволяет сформулировать общие принципы движения и взаимопереходов правовой материи, источники ее самодвижения. Она позволяет распознать в правовой системе переходного пери­ода сложное сочетание противоречивых, взаимоисключающих, находящихся в единстве и борьбе сторон (тенденций). Поскольку переходный период развития государства и права характеризуется переплетением старых, новых и временных (собственно переходных) процессов и явлений, связанных и взаимодействующих между собой, постольку особое значение приобретает необходимость использования диалектического метода в исследовании. Диалектические законы отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество при определенных поправках на современность очень помогают исследователю переходности. Так, например, положения диалектики о формах социального развития от низшего к высшему посредством революционного перерыва постепенности – "скачка" подвергается сейчас серьезной критике. Вместе с тем, полезны диалектические выводы о том, что новые формы не всегда выступают как отрицание старого, а чаще всего они как раз удерживают ряд свойств и черт старого, равно как и несут зачатки черт будущего; что соединение противоположностей, противоречивых тенденций (старого и нового) – не есть их механическое сложение.

В то же время воспроизводство и тиражирование диалектики в устаревших ее вариантах также не отвечает современным требованиям науки. На современном этапе необходимо развитие принципиально новой формы диалектического мышления — системной теории диалектики. В содержательном плане системная теория диалектики может быть развита путем синтеза достижений исторических форм диалектики (гераклитовской, декартовской, гегелевской, марксистской) с концепциями современной системной методологии, синергетики, эволюционизма и иных новей­ших направлений методологии. Переход к системной диалектике позволит по-новому оценить реалии нестабильного правового развития. Системно-диалек­тический метод, используемый в диссертационной работе, призван сфокусировать внимание на качественно новых системных ориентациях, отсутствовавших в прежних формах диалектики (интегративности, устойчивости, самоорганизации правовых систем и т.д.).

Исследование переходности государства и права требует методологии, позволяющей охватить предмет исследования во всем его многообразии и взаимосвязях. Переходность – многосторонний, сложный процесс, требующий широкого комплексного изучения. Ни один отдельно взятый институт, как бы важен он не был (например, институт государства) не дает полноценной картины перехода. Это объясняется тем, что процесс становления новой государственно-правовой системы, нового общественного строя и новой системы ценностей идет одновременно. К примеру, в условиях российского перехода параллельно осуществляются: в социальной сфере – переход к гражданскому обществу, в экономической – переход к рыночной экономике, в политической – переход к демократическому государству, в духовной – переход от моноидеологии к идеологическому плюрализму и т.д.

Комплексный подход к исследованию указанного предмета обусловливает усложнение анализа и требует привлечения понятийного аппарата и методологии не только теории государства и права, но и смежных наук.

Системность есть объективное свойство правовой действительности, а системный подход — важнейший метод его познания. Системный подход является одним из результативных средств изучения сложных, развивающихся объектов, к каковым относится и правовая система. Проблемы переходного развития правовых систем — во многом системные проблемы. По верному замечанию А.И. Пригожина, системность есть «категорический императив» переходного процесса1. Современная юридическая наука не может не оперировать понятиями и категориями, которые выражают типы связей и отношений. И правовая система есть понятие, которое выражает определенный тип связей и отношений компонентов правовой целостности и ее самой с общественной средой. Системное качество принадлежит не какому-либо одному явлению правовой жизни, а системе этих явлений, т.е. правовой системе общества.

Системный подход обеспечит комплексное видение теоретических проблем переходной государственности. Комплексный подход вообще может являться таковым только в том случае, когда он является системным. В рамках системного подхода в монографии выявляются системно-структурные характеристики и закономерности правовой действительности, системообразующие и системосохраняющие связи правовой системы, факторы приспособления правовой системы к внешним условиям. Будучи ориентированным на постижение изучае­мого объекта как целого, системный подход не исключает декомпозицию правовой системы, ее разложение на отдельные подсистемы. В соответствии с этим в монографии дается современный взгляд на роль государства в условиях переходного периода, на компонентный состав правовой системы и оценивается действие каждого отдельного компонента в условиях переходного периода. От изуче­ния общих черт переходности государства и правовой системы изложение материала в монографии движется к исследованию переходных процессов и явлений в их отдельных элементах.

Сочетание системного взгляда на правовую действительность с истори­ческим подходом позволяет раскрыть генезис переходной государственности, выяснить объективные исторические условия ее возникновения и становления. Роль метода историзма в познании правовой системы переходного периода обусловлена спецификой ее развития: подвижностью, быстрой сменой качествен­ных состояний на разных отрезках переходного времени.

Переходный период вне зависимости от какой-либо определенной ориентации имеет некие общие особенности, характерные и отличительные черты, которые предопределяют специфику соответствующих ему государства и права. В данной монографии предпринимается попытка выработки методологических основ использования государственной власти и правового инструментария при любых вариантах перехода. Большая роль при этом отводится именно теоретическому подходу исследования на основе метода нейтрализма. На сегодняшний день назрела необходимость теоретического осмысления опыта переходного государственно-правового развития. Кроме того, широта темы также требует высоко абстрактного теоретического подхода. Анализ сиюминутных переходных ситуаций здесь явно окажется непригодным, ведь переходное состояние характеризуется множеством неустойчивых, противоречивых процессов. Объективность их научной оценки будет тем выше, чем выше будет теоретический уровень исследования.

Важным познавательным средством в государства и права переходного периода является сравнительно-правовой метод. Одним из основных методологических приемов является выявление закономерностей развития правовой системы в ходе сравнения ее динамизма и стабиль­ности, революционной и эволюционной форм перехода на примерах различных обществ. Изучение переходного состояния государства и права дает широкую основу для сравнения, типологизации и моделирования переходных процессов. В настоящее время имеются большие возможности для осмысления прошлых и современных опытов переходности с привлечением сравнительного метода исследования. Значения метода сравнительного государство- и правоведения возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых преобразованиях. Сравнительный метод в сочетании с конкретно-историческим методом позволяет выявить общие закономерности и специфические черты сравнения моделей перехода, как в рамках различных стран, так и в рамках одного государства на разных этапах его переходного развития. Сравнительное исследование переходного состояния государства и права позволяет обнаружить и закономерности преемственности государственно-правовых явлений. Сравнительный анализ позволяет обнаружить критерии заимствования зарубежного правового опыта. Кроме того, сравнительно-правовой метод может применяться при проведении классификации и систематизации правовых явле­ний переходности.

Стадиальный метод позволил автору выявить общее и особенное в генезисе исследуемого явления: деформации тех или иных государственно-правовых институтов во времени прохождения различных стадий перехода, накопления сегментов нового общественно-политического строя, позволяющих говорить о его складывании и окончательном оформлении и т.д.

Требуется также активное применение функционального подхода, являющегося одним из перспективных при изучении проблем переходного периода. Функциональный подход требует выявления некоторого набора переменных величин, характеризующих существенные черты переходной правовой системы, и изучения законов изменения этого набора переменных величин во време­ни. С помощью данного подхода в монографии предпринята попытка устано­вления критических параметров правовой системы, за которыми преодолевается стабильность и наступает переходный этап ее развития.

Сочетание генетического, структурно-функционального и исторического методов исследования позволяет дать оценки переходному состоянию государства в едином, структурно оформленном комплексе. Такое сочетание подходов поможет целостно представить изучаемое явление, найти те типичные элементы и связи, совокупность которых образует структуру перехода и позволяет выделять государство переходного типа в качестве самостоятельного.

Предлагаемое исследование опирается на достижения государство- и правоведения и с неизбежностью предполагает постановку новых вопросы. В этом большую помощь оказывает метод государственного и правового моделирования. Моделирование неизменно помогает в поиске оптимальных схем организации государственного аппарата, формирования системы законодательства и др.

Изучая государство и право переходного периода, юрист не сможет обойтись без изучения нормативно-правовых актов и иных официальных материалов, т.е. без технико-юридического анализа. Выявляя содержание ряда используемых терминов ("переходность", "государство переходного периода", «правовая система переходного периода», "преемственность государственно-правовых явлений", "коллизионность переходного права" и др.) необходимо в первую очередь ориентироваться на их прямое значение применительно к условиям перехода (лингвистический метод).

Теоретико-правовой, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы исследования желательно подкреплять социологическими методами, которые в начале 1990-х гг. стали реже использоваться отечественными авторами. А меж­ду тем, социологические методы способствуют глубокому, сущностному познанию правовой реальности. Источники, факторы, определяющие тип развития правовых систем, лежат вне правовой сферы, они заключены в опосредуемых правом социальных процессах. Социологические методы позволяют рассматривать правовую систему в неразрывной связи с системой общественных отношений, являющихся объектом правового воздействия. Поэтому важно при изучении переходных государства и правовой системы использовать многофакторный подход, основанный на учете и анализе всего комплекса социальных факторов, оказывающих влияние на правовую сферу в переходный период. При этом не стоит отказываться от типологического анализа правовой системы рассматриваемого периода. Типоло­гическая характеристика переходной государственности является определяющим в решении целого ряда принципиальных задач. На ее основе формируются оценки эффективности функционирования правовой системы и степень достижения избранного идеала. При этом социальный фон правовой системы освещается в монографии лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания целей правовых новелл, условий и последствий их использования.

В монографии используются и анализируются данные социологической статистики, которые позволяют определить устойчивые тенденции переходного правового развития. В частности, статистический метод использо­вался для анализа объема и тенденций развития нормативно-правового массива в переходный период и для оценки правотворческой деятельности. Отсюда ка­чественный анализ затрагиваемых теоретических проблем сопровождался их количественной оценкой.

В процессе изучения переходной государственности важно сочетать традиционные и новые методы научного познания. В частности, можно исполь­зовать методологический аппарат синергетики в той, однако, степени, в какой это приемлемо при характеристике механизма самооргани­зации государств и правовых систем. Синергетика, плодотворно использующаяся при анализе состояний неравновесности, нестабильности, нелинейности, кризисности, поз­воляет обогатить арсенал новой обобщающей терминологии по указанной проблематике. Синергетика, как новое направление междисциплинарных научных исследований, дополняя и уточняя ряд положений диалектики, понимает переходное развитие как процесс, содержащий в себе возможность выбора одного из многих путей. Правовая система переходного периода обладает гибким механизмом самосохранения, который охарактеризован в рамках предлагаемой монографии.

Данная монография соответствует концепции эволюционного преобразования государства и правовой системы, включающей теоретические положения по актуальным вопросам государство- и правоведения:

– изложены общетеоретические и методологические основы изучения государства и права переходного периода;

– охарактеризованы признаки стабильных и переходных государства и правовой системы с опреде­лением предельно-критических показателей их устойчивого развития;

– раскрыты системообразующие и системосохраняющие связи и факторы правовой системы в стабильный и переходный периоды ее функционирования;

– изложен механизм самоорганизации переходной правовой системы;

– дана типологическая характеристика государства и правовой системы переходного периода;

– раскрыт механизм преемственности государственно-правовых институтов в переходный период;

– использована категория переходного правового времени с определением основных этапов переходного развития правовой системы;

– предложена классификация источников переходного права и выявлены возможности их систематизации в переходный период;

– раскрыты потенциальные возможности государственного и правового регулирования переходных процессов.

В центре коренных социальных изменений в переходный период стоит государственная власть, поэтому именно с характеристики государства следует начинать анализ переходности. Именно особые черты переходного государства показывают, в чем выражается стабильность или системный кризис государственно-правовой системы в целом, с чего начинается переход последней к новому качеству.

Практическое значение исследования государства и права переходного периода. В системе наиболее актуальных проблем современной теории государства и права особое место занимает проблема переходного развития правовых систем, имеющая не только фундаментальное методологическое значение для анализа закономерностей развития правовых явлений и процессов, но и большую практическую значимость. Это обусловлено тем, что несколько десятков современных стран, в том числе Российская Федерация, находятся в переходном состоянии. Отсут­ствие специальных комплексных исследований данной проблемы существенно ос­ложняет практическое решение задач эволюционного преобразования правовых систем в этих странах. Сама правовая система представ­ляет собой некий механизм для решения сложных проблем переходного периода. Поэтому одной из задач, стоящих перед отечественными юристами, является выдвижение предложений, направленных на совершенствование правовых систем путем более эффективного применения определенных организационно-правовых сре­дств, изменения законодательства и подготовки соответствующих социальных условий.

Концепция эволюционного преобразования правовой системы, выраженная в настоящей монографии, преследует цель обоснования методологии правового реформирования общества. Эта кон­цепция может использоваться в качестве парадигмы коренных преобразований, обеспечивающей выбор оптимальной стратегии перехода, предвидение направ­ления социальных изменений, создание механизма регуляции переходных процес­сов. Совокупности взаимосвязанных положений концепции переходного правового развития могут быть применимы к достаточно широкому кругу явлений.

Практическая значимость предлагаемого исследования состоит в том, что он, основываясь на новой для отечественной юриспруденции методологической осно­ве и новой научной парадигме, позволяет, сохранив все ценные достижения предшествующих периодов научного и методологического развития, выйти на иные рубежи в исследовании и рациональном преобразовании правовых систем. Полу­ченные результаты могут быть полезны реформаторам, законодателям, иным субъектам правотворческой и правоприменительной деятельности в проведении правовых реформ.

Методология переходного правового развития, предложенная в этом исследовании, позволит осуществлять регулярный анализ меняющейся правовой ситуации, появится возможность прослеживать и оценивать динамику переходных процессов в государственно-правовой сфере. Разработанная концепция предполагает тщательную подготовку эволюционных правовых преобразова­ний, что позволит нейтрализовать дисфункции правовой системы в переходный период. В монографии содержатся положения, непосредственно связанные с улучшением качества нормативно-правового регулирования, что будет способствовать укреплению законности и правопорядка в переходных условиях, сформулированные научные выводы не позволят реформаторским силам произвольно определять приоритеты правовых преобразований, оправдывая переходным периодом свою неспособность к управлению и откладывая решение неотложных социальных задач на отдален­ную перспективу.


раздел 1

ГЛАВА 1. ПЕРЕХОДНое ГОСУдАРСТВо: Понятие, сущность

 

1.1. Понятие и формы переходности государства

Переходное состояние государств означает широкий комплекс крайне неустойчивых процессов. Однако внутренняя, коренная основа этих процессов все же поддается установлению. В марксистско-ленинской литературе переходность обозначается как перерыв постепенности. По выражению В.И. Ленина, это "перерывы в развитии – скачкообразные, катастрофические, революционные перерывы"[2]. Эту мысль впоследствии пытался модернизировать в своих работах В.М. Лесной следующим образом: "Это перерыв постепенности – переход, но не в том смысле, что прекращается развитие, прогресс. Такой перерыв совершается в соответствии с диалектикой жизни как отрицание отрицания"[3].

Употреблением слова "скачок" авторы стремились придать природе рассматриваемого явления особую резкость, революционность, радикальность. Такое понятие никак не согласуется с эволюционным путем осуществления преобразований, и поэтому в наше время оно должно заслуживать справедливой критики. Впрочем, в советский период ученые-государствоведы замечали некоторую неадекватность марксистской концепции скачка современным им условиям и пытались облагородить ее. Так, В.Е. Чиркин писал о возможности проявления скачка в форме постепенности, при которой "старое исчезает не сразу, как при "скачке со взрывом", а по частям, по ступеням"[4]. Сегодня попыток реанимировать столь радикальные представления уже не предпринимается.

Важно заметить, что далеко не всякий переходный период сопровождается резкой, насильственной сменой существующего строя. Политические реформы 1985-90 гг. влекли за собой реорганизацию государственного аппарата, его резкое количественное сокращение либо увеличение, частичное ограничение его полномочий, но эти реформы не представляли собой глубоких и качественных изменений общественно-политического строя, т.к. прежняя модель властеотношений сохранялась. В данном случае демократизация системы, усиление ее представительного характера и прочие мероприятия еще не свидетельствовали о смене государственно-правовой системы как таковой. В этой связи события конца 1917 г. вряд ли можно квалифицировать как "удачно совершенный переворот бланкистского толка". Поскольку здесь имела место глубокая, коренная ломка социальных институтов. Для целей настоящего исследования необходимо провести различие между революцией и реформой, понимая под первой глубокое, всестороннее, насильственное изменение в развитии общества, а под вторым – качественное переустройство, перераспределение ролей и функций, как влекущее, так и не влекущее смену общественно-политического строя. В условиях реформирования, таким образом, прежний строй может не упраздняться и не разрушается, а использоваться как основа для дальнейшего развития. Реформы, не идущие дальше сдвигов в соотношении сил между различными социальными группами, замены старой политической и финансовой элиты на практически однотипную с ними новую, временных корректировок форм и методов управления, остающихся по сути своей прежними, обеспечивают эволюционную форму перехода. Революция в условиях переходности вызывает новое качественное состояние данного государства ценой неисчислимых социальных бедствий, тогда как реформирование связано с относительно мирным и постепенным преобразованием государственности.

Коренные преобразования природы СССР и целого ряда восточно-европейских государств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. осуществлялись преимущественно мирным, ненасильственным путем. Такова же история преобразований в Испании и Португалии 1970-х гг. Отсюда очевиден вывод: эволюционно-парламентский путь преобразований в условиях переходности становится доминирующей общемировой тенденцией.

И мировые образцы переходности прошлого далеко не всегда сопровождались революционными преобразованиями. В историческом плане переходы от родового строя к государственному и от рабовладельческого к феодальному осуществлялись без революций. Даже в условиях перехода от феодализма к капитализму революция наблюдалась лишь в политической сфере, так как новые экономические отношения к моменту перехода уже сформировались в недрах феодального строя.

Эволюционные изменения государственно-правовых систем демонстрирует социал-демократическая ориентация перехода. Она предполагает постепенные, ненасильственные преобразования на основе принципа многообразия и с учетом особенностей и традиций национального развития конкретного общества. Социал-демократическая ориентация позитивно зарекомендовала себя в государствах Скандинавии и Китае. В КНР переход от маоистского политического режима осуществлялся при неизменных форме правления и форме государственного устройства. Китайское государство более двадцати лет продолжает движение к социализму с учетом национальной специфики на основе официального лозунга "пусть цветут все цветы". В результате в переходный период там удалось добиться устойчивого развития при росте национального дохода 8-10 процентов в год. Российское государство пошло по иному пути. Без достаточных экономических условий и без официального определения цели перехода начались широкомасштабные политические преобразования. Но построение рынка не может быть целью реформ. Тем более, что для полноценного рыночного хозяйства необходимы товары и возможность их производить и продавать. Праволиберальная концепция реформ вызвала копирование образцов американского общественно-политического опыта, что обернулось глубокими потрясениями позитивных основ традиционного развития России.

Нынешние российские реформы вряд ли можно назвать переходом к капитализму в первоначальном его значении. Капитализм к концу ХХ столетия заметно деформировался в силу мировых конвергенционных процессов. По экономической основе развитые западные государства уже невозможно признать капиталистическими. Частная собственность уступает свое доминирующее место акционерной. Расширяется содержание социальной функции государства.

Глубина изменений, составляющая сущность переходных процессов, требует адекватной оценки. Важной методологической посылкой в этом вопросе может служить то, что в переходный период происходит становление нового качества государства и права. Характер переходных преобразований государственно-правовых институтов может быть выражен в категориях "коренные", "существенные", "тотальные", "всеохватные", "системные", "комплексные" и т.п. Ареал распространения таких изменений чрезвычайно широк. Они поддерживаются всей системой государственных институтов и проникают во всю структуру общества. В политической сфере это отстранение от власти прежней правящей группы, упразднение целого ряда властных институтов и создание новых, формирование новой системы права; в экономической сфере – постепенное вытеснение прежних экономических отношений и замена их новыми при поддержке всего наличного государственно-правового инструментария; в социальной сфере – нейтрализация социальной базы оппонентов и формирование государственной властью своего нового социального содержания; в сфере международных отношений – определение нового места своей страны в мировом сообществе государств; в духовной сфере – широкое распространение среди населения шкалы новых духовных и материальных ценностей, отрицание прежней официальной идеологии и т.д.

Переходя на высокоабстрактный, теоретический уровень суждений, можно заключить, что в переходный период совершается попытка смены содержания и формы государства вместе взятых. Под содержанием государства можно понимать государственный курс, официальная политика, цели, задачи, функции государства и государственный режим в совокупности. Форма государства все чаще рассматривается как совокупность двух элементов – формы правления и формы государственного устройства.

Упоминая все возможные объекты глубоких преобразований, важно учитывать, что переходный процесс предполагает превращение данных объектов (всех сразу или какого-либо отдельного) в их противоположность, перевод их в новое качество. В собственно-юридическом смысле, переходный период сопровождает смену общественно-политического (или конституционного) строя данного общества. Вот что по сути скрывается за общей устремленностью системы на коренное преобразование социально-экономических, политических и духовных структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.