Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивое состояние переходной власти заметно влияет на прочность государства, но еще не делает государство стабильным, а переход законченным. 2 страница




Другая часть ученых склонялась к мысли, что стабильность государственно-властных институтов неизбежно установится с принятием новой и (что не менее важно подчеркнуть) постоянной Конституции. В.М. Лесной писал: "Принятие первой Советской Конституции на Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г. завершило становление нового государственного аппарата и права и свидетельствовало о том, что в достаточно короткий срок Советская власть заложила правовые основы пролетарской власти".

В первые годы Советской власти существовал революционный романтизм, полагающий, что можно коренным образом переустроить общество десятком, а то и сотней декретов. Эйфория преувеличения роли права в переходный период дает о себе знать и в современных условиях. Принять Конституцию и конституировать в ней демократические институты – совсем не значит завершить переход. Реальность акта высшей юридической силы еще должны продемонстрировать складывающиеся в практической деятельности общества и государства правоотношения. Отсутствие таковых, как и деформированный их характер в сравнении с вызвавшей их появление нормой права, превращают конституционные тексты в сугубо декларативные документы переходной эпохи.

Однако, безусловно, Конституция 1993 г., принятая в переходных условиях, знаменует собой зримый рубеж оформления основ нового строя. Принятие Конституции свидетельствует о начале этапа конституирования переходного государства, но этот этап включает довольно много фаз, которым после принятия Конституции еще предстоит осуществиться.

Другое дело, что в самой Конституции можно предусмотреть гарантии необратимостиперехода определенной ориентации. Анализ действующей Конституции России позволяет выявить три основные группы таких гарантий:

1. Фиксация еще не существующей, но идеальной модели государства. Речь может идти, например, о демократическом, правовом государстве, как сказано в статье 1 Конституции РФ. Указанные нормативные ориентиры будут стимулировать создание благоприятных условий для их реального достижения.

2. Закрепление принципа многообразия, как одного их решающих, для действительно демократического общества. С точки зрения механизма государства это означает наличие разделения властей, многопартийности, обеспечение максимально широкого политического участия населения и максимально возможного представительства интересов общества в структуре органов государственной власти.

3. Наличие крайне усложненного механизма изменения текста Конституции и предусмотренный самой Конституцией принцип невозможности пересмотра основополагающих основ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г. положения глав 1, 2 и 9 этого акта не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ст. 135).

26 мая 1994 г. в Москве состоялось совещание по государственной поддержке институтов гражданского общества. Помимо прочего в Итоговом документе совещания говорилось: "Становление в России гражданского общества является основной гарантией необратимости демократических преобразований. Законы, которые придадут формированию у нас в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой". К их числу авторы Итогового документа относят:

1. Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами.

2. Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций.

3. Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.

4. Правовая защищенность гражданского общества и его структур.

5.Ответственность государства перед гражданами; осознанное самоограничение власти.

По мнению А.И. Ковлера, "подлинным условием необратимости прогресса была и остается демократия, смена одних ее форм другими, их совершенствование и развитие"[130].

Таким образом, переходный период можно признать завершенным при установлении нового целостного конституционного строя, а оконченным – в условиях стабильного функционирования институтов старого конституционного строя после возвратного движения в развитии данного государства. Завершение и окончание переходного периода не есть одно и то же.

4.5. Критерии стабильного функционирования институтов нового строя

По завершении переходных процессов возникает новый конституционный строй, целостный во всех своих государственно-правовых институтах. Попытаемся определить круг тех основных и необходимых условий, при которых переходный период утрачивает свой социальный смысл, а сам переход с точки зрения его целей оказывается осуществленным.

1. Среди основных показателей завершения переходного периода можно назвать полноту и завершенность системы государственных органов снизу доверху, отвечающей принципам нового конституционного строя. Организационно-юридическое оформление системы центральных и местных органов власти с упорядочением их взаимоотношений можно считать состоявшимся. После решения задач переходного периода временные институты государства ликвидируются, они уступают место устойчивым формам, отвечающим новой типологической характеристике. Система властеотношений начинает отвечать самым широким группам интересов, а формы социального соперничества утрачивают прежнюю остроту. Прекращается взаимное существование двух политических систем внутри одного государства. Коль скоро мы рассматриваем показатели завершенности нового строя в случае успешного исхода переходного процесса (т.е. в условиях завершения переходного периода), то важно подчеркнуть, что вертикальные и горизонтальные структуры новой модели власти должны быть сформированы с помощью выборов и представлять собой целостную, разветвленную систему гражданской администрации. Если же мы говорим об окончании переходного периода (ввиду прерывания переходных процессов государственными переворотами, результатами народного волеизъявления и т.п.), то для него достаточно стабильного функционирования системы чрезвычайных органов военной администрации, провозгласившей отказ от продолжения перехода в определенном направлении.

Завершенный характер системы государственных органов проявляется не только в их структуре, но и в полномочиях, порядке их деятельности, социальном содержании. Новая система при этом должна обладать всей полнотой государственной власти (но не власти вообще – последнее характерно лишь в условиях складывания авторитарного режима).

В.Е. Чиркин упоминает о необходимости организационного единства как одном из условий завершенности перехода. Он, в частности, отмечает: "Политическая власть, не имеющая организационного единства и соответствующего организационного оформления, не может реализоваться в форму государства". Однако новый строй еще довольно продолжительное время после завершения переходного периода сочетается с далеко не совершенными формами деятельности государственного аппарата, в котором в силу фактора преемственности используются старые кадры, а так же прежние процедуры и методы деятельности.

Целостный характер сформировавшегося нового конституционного строя предполагает также создание всех недостающих государственно-правовой системе элементов для разных уровней государственной власти. В федеративном государстве происходит выравнивание прав и обязанностей субъектов федерации, цивилизованное распределение сфер деятельности между ними. Наличие новых типологических черт у нового конституционного строя предопределяет необходимость создания именно новых государственных органов, как по форме, так и по содержанию деятельности. Иными словами, в переходный период степень преемственности между органами новой власти и институтами прежнего строя гораздо выше, чем в условиях существования нового конституционного строя.

Новые органы государственной власти должны отвечать принципам легитимации нового строя и базироваться на устойчивом общественном консенсусе. Отсюда и уровень социальной напряженности в стабильном обществе становится достаточно низким.

2. Стабильность функционирования институтов нового конституционного строя. Это второй показатель завершения перехода. Стабильность новой модели государства находит свое выражение во всех сферах государственно-правового воздействия. Р. Арон в свое время сделал довольно простое, но вместе с тем методологически очень важное наблюдение: "Советская система стала тоталитарной постепенно, под влиянием определенных обстоятельств. Но почему же тогда она не может перестать быть тоталитарной или стать менее тоталитарной, при смене обстоятельств?" Перефразировать суждение Р. Арона можно следующим образом: если переходный период вызывается обстановкой системного кризиса, следовательно, с преодолением системного кризиса устанавливается новая модель государства. Преодоление системного кризиса, таким образом, есть показатель временных границ переходного периода.

Под стабильностью государственно-правовых институтов можно понимать такую систему связи между ними, для которой характерны способность сохранения в неизменности некоторых качественных черт нового строя при достаточной восприимчивости к социальным изменениям, способность воспроизведения условий и отношений одного и того же типа, и, наконец, способность сохранения господствующего типа отношений путем обеспечения эффективного функционирования государственно-властного механизма.

В.Е. Чиркин понимает под стабильностью "относительно устойчивое состояние общества, обеспечивающее поддержание его способности к нормальному развитию в условиях более или менее слаженного функционирования государственного механизма и институтов политической власти в целом". Тем самым он смешивает понятия "стабильность" и "устойчивость". В настоящей монографии отстаивается точка зрения о том, что в условиях переходного периода тоже возможно устойчивое развитие переходной власти на завершающем этапе коренных преобразований. Смешение указанных категорий не позволяет адекватно оценить момент окончания переходных процессов, так как любое застойное явление в развитии перехода придется трактовать как стабильность.

Для правильности научных выводов в изучении данной проблемы необходимо всякий раз оговаривать – стабильность чего имеется в виду. Говорить о стабильности новых общественных отношений можно лишь с большой долей условности. Следует иметь в виду стабильность устоев нового конституционного строя, т.к. социальные отношения, особенно в условиях демократии, всегда обладают определенной динамикой.

В последние годы в научной литературе стали высказываться суждения, будто для обеспечения стабильности общественного развития необходимо, прежде всего, навести элементарный порядок, причем любой ценой. В данном случае снова упускается из виду объект ожидаемой стабильности. В.А. Федоров констатирует: "Процессы демократизации общественной жизни тормозятся во имя поддержания политической стабильности"[131]. Тогда возникает закономерный вопрос: чем может обернуться торможение демократических тенденций в условиях перехода к демократии? Вопрос почти риторический.

Впрочем, современные обоснования достижения стабильного порядка даже ценой отказа от демократии совсем не новы. Николло Макиавелли в своей работе "Государь" писал, что насилие может быть оправданным при обеспечении стабильности и сохранении государства.

Стабильность не должна насаждаться в переходном обществе, она должна стать органическим исходом переходного процесса, следствием которого выступает целостный новый конституционный строй. В.Е. Чиркин еще в 1984 г. предупреждал: "Правовое, демократическое государство может воплотиться в условиях стабильного государства". Но переход к демократии завершается, когда устанавливается демократия, установления же одной лишь стабильности порядка управления явно недостаточно для такой ориентации перехода. Демократическому режиму соответствует не всякая стабильность, а лишь стабильность демократических устоев общества. Иначе переход заканчивается как несостоявшийся. Опыт сотен переходных государств свидетельствует: как только над демократической тенденцией развития переходных процессов верх одерживает практика авторитаризма, столь ценимый и ожидаемый в условиях перехода "порядок" оборачивается установлением диктатуры, а стабильность начинает открыто противостоять общественному прогрессу. Стабильность в условиях авторитаризма предполагает консервацию общественной жизни, она поддерживается официальным насилием и доступными диктаторскому режиму пропагандистскими средствами. При таких условиях о самом переходе к демократииуже не вспоминают ни в широких слоях населения под страхом государственного принуждения, ни тем более на официальном уровне.

3. Завершение переходного периода обусловлено созданием не только стабильного, но и эффективного социального порядка.

Важно учесть: демократия возможна только там, где существует сильное государство и действенная правовая система. Эмпирические данные показывают, что переход к определенной модели государства оказывается неосуществленным, прежде всего там, где переходные государства переживали распад своих структур, не справляясь с последствиями системного кризиса переходности.

Исходя из выявленных в настоящей работе признаков переходного состояния государства, мы не можем требовать от переходной власти такой же эффективности, как от стабильного государства, но и переходному государству нужно заботиться о налаживании эффективной системы охраны формируемого общественного и государственного строя новой ориентации.

Переходное государство даже в условиях системного кризиса не должно слагать с себя традиционных обязанностей перед обществом. Важным фактором эффективности переходной власти является реальное выполнение предвыборных программ, укрепление социальной справедливости в обществе, обеспечение гражданского мира при условии преобладания демократических правил и процедур. Указанные задачи будут способствовать повышению общественного доверия к государству, без чего действительная легитимация нового строя немыслима. Без минимальной эффективности проводимых государственной властью мероприятий все официальные декларации о приоритете прав и законных интересов человека вызывают неадекватную реакцию со стороны населения и усугубляют состояние социальной напряженности.

В условиях стабильно функционирующего конституционного строя эффективность государственной власти определяется тем, что она способна решить любую обособленную социальную проблему, не ставя под сомнение порождающее ее общественное устройство.

Эффективность и стабильность новой модели государства – качества взаимообусловленные. Без внутренней и внешней стабильности государство не может эффективно выполнять свою общесоциальную роль в обществе, а без эффективной деятельности государства, т.е. высокой степени удовлетворяемости насущных социальных потребностей, преодоление последствий переходного состояния невозможно.

4. Следующим показателем завершения переходного периода выступает наличие нормативного механизма воспроизводства отношений однородного типологического характера.

Такой механизм структурно включает право, официальную идеологию и там, где церковь не отделена от государства, официальную религию. Данный нормативный механизм сам по себе довольно устойчив и его полезные свойства при благоприятных условиях стабильной обстановки становятся гарантиями укрепления конституционного строя новой ориентации. Правопорядок возможен только в условиях стабильного порядка управления и, как верно заметил В. Дзодзиев: "в условиях стабильной демократии и эффективного выполнения любым типом государства своих основополагающих функций"[132]. Законность и обоснованность новой модели государства является мерилом его стабильности.

Общественные отношения протекают отныне в рамках закона и принципов официального идеологического курса, а не за пределами установленных правил и процедур, как это нередко имело место в переходный период.

При стабильном состоянии государства законодательные, идеологические и, в указанных случаях, религиозные нормы действуют в полном объеме и в пределах всей территории данной страны. Границы законности позволяют действенным социальным контролем ограничивать произвол органов государственной власти.

При наличии этих основных факторов функционирования конституционного строя новой ориентации мы можем констатировать завершение перехода и нас не должно смущать сохранение в новых условиях таких черт переходности как многоукладность, несовершенность некоторых государственно-властных структур, сохранение отдельных элементов старого строя в рамках нового – все это не свидетельствует о продолжающемся развитии переходных процессов. Многоукладность, понимаемая, как сосуществование различных форм собственности, политический и идеологический плюрализм, свойственны и стабильному конституционному строю, построенному на демократических началах.

Многообразие есть принцип европейской демократической культуры. Поэтому принцип многообразия необходимо признать и институциализировать еще в переходный период, чтобы он эффективно действовал в условиях стабильного демократического порядка. Во времена образования США Дж. Мэдисон выступил с перспективной теорией множественной социальной дифференциации американского общества (деление на партии, группы интересов, секты и фракции). Эту теорию удалось заложить в фундамент американского государства, хотя многие современники Мэдисона воспринимали социальную разнородность и разобщенность как источник угрозы частным правам граждан. Аргументация Мэдисона сводилась к следующему: если большинство населения однажды объединится неким общим интересом по отношению к частным правам и общенациональным интересам, федеральная власть сумеет удержать это большинство от посягательств на частные права, поскольку она формируется на основе представительства большинства.

Многообразие в демократическом государстве не должно признаваться разрушительным последствием переходного периода, многообразие – необходимая константа цивилизованной организации общества.

Переходный период имеет свою структуру, выражающуюся в последовательной смене стадий, в характере связей старого и нового, в чередовании этапов подъемов и спадов коренных преобразований. Правильное определение последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов и фаз перехода, обладающих специфическими чертами и характеристиками, позволяет реконструировать органичную логику переходности государств, а сведение многообразия вариантов перехода к их фундаментальным элементам будет способствовать построению синтетической модели переходного состояния государственно-правовой системы.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО»

И ДРУГИЕ ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 1

1. Определение понятия «государство переходного периода». Выявленные выше конституирующие элементы и отличительные черты переходного государства имеют важное значение для построения его общей модели и позволяют сформулировать следующие признаки государства переходного периода:

- переходному состоянию не соответствует определенный переходный тип государства, поскольку переходное государство не имеет признака типологической завершенности;

- переходное государство носит временный характер, т.к. хронологически сопровождает лишь период смены общественно-политического строя;

- переходные государственные формы носят незавершенный характер;

- в переходный период чрезвычайно высока степень социального отрицания государственных институтов;

- переходное государство отличается разнородным составом социальной базы;

- переходное государство функционирует в условиях системного кризиса.

С учетом названных признаков можно определить переходное государство как разновидность государства, обеспечивающую смену общественно-политического строя и характеризующуюся высокой степенью отрицания государственных институтов, разнородным составом социальной базы, установлением незавершенных государственных форм и системным кризисом деятельности.

Понятие "переходное государство" вполне может использоваться как универсальное. Наряду с ним представляется уместным употребление понятия "государство переходного состояния", т.к. переходность – есть особое качественное состояние государства, характеризующееся специфическими закономерностями возникновения, развития и преодоления. Переходное состояние государства означает особенности строения структуры государства и содержания деятельности, его нацеленность на решение типичных для переходной обстановки задач.

Понятие "государство переходного периода" по сравнению с двумя вышеназванными имеет вполне самостоятельную информационную нагрузку при обозначении специфики качества переходной государственности. Этим понятием обозначается не только особое качество данной группы государств, но и их временность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.