Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение исполнения обязательств застройщика 6 страница




*(453) См.: Чигир В.Ф. Право на жилище. Минск, 1979; Марткович И.Б. Указ. соч.

*(454) Юридическую комплексность, неоднородность жилищно-правового регулирования важно иметь в виду и потому, что некоторые его общие правила в действительности применимы не ко всем жилищным отношениям, а лишь к их определенной, юридически однородной части. Например, нормы ст. 7 ЖК об аналогии закона и права применимы только к частноправовым (гражданско-правовым) жилищным отношениям.

*(455) Термин "жилищное право" следует рассматривать в качестве условного понятия - не вполне точного, но широко используемого синонима категории "жилищное законодательство", - поскольку, будучи комплексным "правовым образованием", т.е. определенной совокупностью разнородных правовых институтов и норм, оно не занимает какого-либо самостоятельного места ни в общей системе права, ни в системе отдельных составляющих его правовых отраслей. Вместе с тем принято считать, что оно охватывает не только нормативные акты, но и отдельные институты и нормы различных отраслей права.

*(456) См.: ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть I). Ст. 15.

*(457) Не относятся к числу источников права и потому не включаются в состав жилищного законодательства руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, а также сохранившие силу разъяснения Пленума Верховного Суда СССР по вопросам применения норм жилищного законодательства. Несомненно, однако, их большое влияние на правоприменительную практику, обеспечение единообразного понимания правовых норм. Особое место занимают также не относящиеся к числу актов жилищного законодательства постановления Конституционного Суда РФ, в том числе признававшие не соответствующими Конституции РФ и тем самым лишившие юридической силы отдельные нормы ранее действовавших актов жилищного законодательства, активно способствуя его развитию и приведению в соответствие с основополагающими конституционно-правовыми установлениями (подробнее о роли судебной практики см. § 1 гл. 4 т. I настоящего учебника).

*(458) Вопреки высказанному в литературе мнению (см.: Крашенинников П.В. Жилищное право. Изд. 3-е. М., 2004. С. 93) любые обязательства, включая жилищные, будучи гражданско-правовыми отношениями, попадают в сферу действия гражданского, т.е. исключительно федерального законодательства. Предметом правового регулирования субъектов РФ здесь может стать лишь определение административно-правовых предпосылок заключения договора социального найма либо некоторых его условий, также определяемых в публично-правовом порядке (например, размера предоставляемого жилья и оплаты за него и коммунальные услуги), но не любые права и обязанности сторон данного обязательства.

*(459) Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996. С. 17.

*(460) Изложенные выводы о составе и характере жилищного законодательства сделаны С.М. Корнеевым в предыдущем издании настоящего учебника (см.: Гражданское право. Учебник. В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд. Т. 2. Полутом 1. М., 1999. С. 437).

*(461) См.: Крашенинников П.В. Российское жилищное законодательство. М., 1996. С. 17; его же. Жилищное право. С. 28-30.

*(462) Другим первоначальным способом приобретения права собственности на жилое помещение может стать истечение срока приобретательной давности в отношении владения жильем по правилам ст. 234 ГК. Для оформления права собственности в этом случае требуется соответствующее судебное решение и последующая государственная регистрация возникшего права.

*(463) Подробнее об этом см., например: Крашенинников П.В. Жилищное право. С. 235.

*(464) В 1990-1991 гг. приватизация жилья допускалась только в форме его выкупа, т.е. на условиях полной или частичной оплаты. В 1992 г. была провозглашена бесплатная передача жилья в собственность занимавших его граждан, однако сохранилась и возможность приобретения ими жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов в собственность за плату, что также следует считать разновидностью его приватизации. С 1 марта 2005 г. приватизация жилья вновь стала возмездной (возможность его бесплатной приватизации сохранена лишь для тех граждан, которые получили жилье по договорам социального найма до этой даты).

*(465) См.: п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" // БВС РФ. 1993. N 11.

Вместе с тем с 2002 г. появилась возможность "реприватизации жилья", т.е. возвращения его в публичную собственность и заключения с проживающими в нем гражданами договора жилищного (социального) найма.

*(466) См.: п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании".

*(467) См.: Крашенинников П.В. Наем жилого помещения (гл. 35) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 350-352; его же. Российское жилищное законодательство. С. 8, 28, 49.

*(468) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 680-681.

*(469) См.: Крашенинников П.В. Жилищное право. С. 93.

Распространение действия некоторых норм ГК, относящихся к коммерческому найму, на договор социального найма (п. 3 ст. 672 ГК) необходимо рассматривать как прием законодательной техники, в соответствии с которым следует избегать повторения норм не только в одном, но и в разных нормативных актах (в данном случае в ГК и ЖК).

*(470) Названные типовые договоры отличаются от типовых форм, допускаемых законом для публичных договоров (п. 4 ст. 426 ГК), поскольку в жилищных отношениях заключение договора становится для наймодателя обязательным не в силу предложения нанимателя, а лишь при наличии дополнительных предпосылок, включающих решение собственника или уполномоченного им органа о предоставлении жилья. Своей обязательной силой типовые договоры отличаются от примерных договоров, условия которых согласуются сторонами либо действуют в качестве обычаев делового оборота (ст. 427 ГК).

*(471) См.: Седугин П.И. Указ. соч. С. 81-83; Крашенинников П.В. Жилищное право. С. 67-68. Критику этих взглядов см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 660-663.

*(472) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 656-658. Ср.: Крашенинников П.В. Указ. соч. С. 116-117.

*(473) Исключение в этом отношении составляют иностранцы (в том числе граждане стран "ближнего зарубежья") и лица без гражданства, которые в соответствии с ч. 5 ст. 49 ЖК по общему правилу лишены возможности получить жилые помещения на основании договора социального найма.

*(474) Учетная норма составляет минимальный размер обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения (которая согласно ч. 5 ст. 15 ЖК включает в себя площадь не только жилых, но и всех вспомогательных помещений, за исключением балконов и т.п.), установленный соответствующим органом местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся (ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК). Иначе говоря, условием принятия гражданина на учет является обеспеченность общей (а не жилой) площадью каждого члена его семьи в размере менее установленного минимума.

*(475) Это правило должно, очевидно, распространяться и на случаи, когда жилье вообще перестало существовать.

*(476) Вместе с упразднением ордера отпали и особые жилищные права на получение ордера и на вселение гражданина-ордеродержателя в указанное в ордере жилое помещение, составлявшие важнейшие элементы соответствующих видов жилищных правоотношений, что существенно упростило структуру последних. Соответственно и место судебных споров о признании ордера недействительным заняли споры о недействительности заключенного договора жилищного (социального) найма, рассматриваемые по общим нормам гражданского права о недействительности сделок.

*(477) Но этим оно и исчерпывается, ибо закон не предусматривает более предоставления отдельным категориям граждан по договору социального найма дополнительного жилья (сверх установленных норм) либо повышенной оплаты его излишков (при их наличии ст. 81 ЖК предоставляет нанимателям право просить наймодателя о предоставлении жилья меньшего размера).

*(478) См.: Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 // СП РФ. 1992. N 6. Ст. 31 (с послед. изм.). В настоящее время утратил силу.

*(479) Ранее этот вопрос из-за наличия ордера и связанных с ним особых жилищных правоотношений вызывал разнообразные дискуссии в литературе. Изложенный подход к его решению впервые был предложен учеником С.М. Корнеева Ю.А. Мехтиевым (см.: Мехтиев Ю.А. Юридические гарантии прав граждан при распределении жилых помещений в домах государственного фонда // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1986. N 6).

*(480) Подробнее о гражданско-правовом оформлении вещных прав на недвижимость см. § 2 гл. 11 т. I, § 1 гл. 18, § 1 и 2 гл. 23 т. II настоящего учебника.

*(481) Вместе с тем путем установления срока этих договоров и их периодического (например, раз в пять лет) перезаключения можно было бы обеспечить проверку выполнения сторонами договорных обязательств, что содействовало бы выявлению случаев их нарушения, в частности обязанностей жилищных организаций в отношении капитального ремонта, устранения неисправностей сантехнического и иного оборудования и т.д., а также обязанностей нанимателей по выполнению текущего ремонта, использованию жилых помещений по прямому назначению и т.д. В итоге могло бы произойти повышение авторитета договора социального найма и его роли в обеспечении жилищных прав граждан и сохранности жилищного фонда.

*(482) Эта последняя "обязанность" наймодателя по сути является признанной законом попыткой переложить на нанимателей часть лежащего на собственнике-наймодателе обычного бремени по содержанию принадлежащего ему общего имущества дома с целью побудить жильцов к его более бережному и аккуратному использованию.

*(483) В 1995 г. нормы об указанном предельном сроке, включая предусмотренную ими возможность утраты права на жилплощадь лицами, осужденными к лишению свободы на период свыше такого срока, были признаны неконституционными (постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука" // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2622), ибо временное отсутствие нанимателя или членов его семьи само по себе не может служить основанием для лишения их права пользования жилым помещением. Для применения такой меры должны быть другие основания, например разрушение или порча жилого помещения в связи с длительным его неиспользованием.

*(484) Единого понятия "член семьи", которое могло бы использоваться в разных отраслях законодательства, не существует. Очевидно, выработка такого универсального понятия невозможна. Поэтому в отдельных отраслях законодательства (семейном, гражданском, трудовом и т.д.) существует приспособленное к их потребностям свое понятие члена семьи, хотя, безусловно, в основе находится понятие семьи в семейном праве. Что касается жилищного законодательства, то в нем не содержится определения понятия "член семьи". Закон ограничивается указанием лиц, которых можно считать членами семьи, в том числе применительно к договору социального найма жилого помещения. Анализ высказанных в литературе взглядов по данному вопросу см.: Мананкова Р.П. Правовой статус семьи по советскому законодательству. Томск, 1991.

*(485) См.: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939 (с послед. изм.).

*(486) См.: Гонгало Б.М. Структура жилищного обязательства // Проблемы обязательственного права. Свердловск, 1989. С. 131; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 701-702.

*(487) Обмен жилого помещения, используемого по договору социального найма, на специализированное (в частности, "ведомственное") жилое помещение, также предоставленное по договору его найма (ч. 1 ст. 100 ЖК), исключается по причинам целевого и временного (срочного) характера отношений найма специализированных жилых помещений. Срочный характер носит и договор коммерческого найма (ч. 1 ст. 683 ГК), не говоря уже о размере оплаты коммерческого жилья, что также исключает возможность его обмена на жилье, предоставленное по договору социального найма.

*(488) Подробнее об этом договоре см. § 1 гл. 44 настоящего тома учебника.

*(489) См.: Толстой Ю.К. Жилищное право. С. 64.

*(490) См., например: Аскназий С. И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право. М., 1956. С. 145; Чигир В.Ф. Советское жилищное право. Минск, 1968. С. 144; Марткович И.Б. Жилищное право. Закон и практика. М., 1990. С. 210; Кичихин А.И., Марткович И.Б., Щербакова Н.А. Указ. соч. С. 263.

*(491) См.: п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" // БВС РСФСР. 1985. N 3 (с послед. изм.). Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей могут быть помещены для проживания в различные образовательные и социальные учреждения, по выходе из которых они получают внеочередное право на предоставление по договору социального найма ранее занимавшегося ими жилья (пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК).

*(492) Подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. Изд. 2-е. М., 1999. С. 792.

*(493) Если же переселяемый гражданин имел недостаточную жилую площадь, то он вправе требовать предоставления ему и его семье жилого помещения не по принципу "не менее ранее занимаемого", а с соблюдением действующей для находящихся на жилищном учете граждан нормы предоставления жилья и с учетом его законных интересов, предусмотренных правилами ст. 58 ЖК. Данный вывод вытекает из правила о необходимости соответствия предоставляемого жилого помещения "установленным требованиям" (ч. 1 ст. 89 ЖК), корреспондирующего правилу ч. 5 ст. 57 ЖК о предмете договора социального найма жилого помещения.

*(494) См.: п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г.

*(495) Специализированные жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с ч. 1 ст. 99 и ст. 109 ЖК предоставляются им по договорам безвозмездного пользования (нередко имеющим к тому же бессрочный характер), а не по договорам найма специализированных жилых помещений.

*(496) При сдаче в коммерческий наем жилья, находящегося в государственной собственности некоторых субъектов РФ, требуется решение определенного органа исполнительной власти. Однако и в этом случае оно представляет собой согласие собственника на заключение договора коммерческого найма принадлежащего ему жилья, а не административно-правовой способ его распределения между нуждающимися гражданами.

*(497) Сюда же следует отнести и случаи сдачи членами жилищных кооперативов, не выплатившими полностью паевой взнос за предоставленное им кооперативом жилье, указанных жилых помещений или их части "внаем за плату" (ч. 1 ст. 128 ЖК).

*(498) См.: Крашенинников П.В. Жилищное право. С. 93-94.

*(499) Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С. 82 (автор комментария - К.Б. Ярошенко).

*(500) Данные правомочия ни в совокупности, ни тем более порознь не могут быть квалифицированы в качестве вещных прав. Хотя они и составляют "право на чужое жилое помещение" (недвижимость), но имеют чисто обязательственную природу и не отвечают необходимым признакам ограниченных вещных прав (непосредственное господство над вещью; определение содержания права законом, а не соглашением сторон; государственная регистрация прав и др.) - см. § 1 гл. 18 и § 1 гл. 23 т. II настоящего учебника.

*(501) Статья 685 ГК. Ср. п. 6 § 3 настоящей главы учебника.

*(502) См.: Кичихин А.Н., Марткович И.Б., Щербакова Н.А. Указ. соч. С. 71.

*(503) См.: Толстой Ю.К. Жилищное право. С. 35.

*(504) По своей юридической природе право владения и пользования члена кооператива предоставленным ему кооперативным жилым помещением является не вещным, а корпоративным, ибо имеет не абсолютный, а относительный характер, и подобно праву нанимателя жилья по договору коммерческого найма не отвечает иным необходимым признакам вещных прав - см. § 1 гл. 18 и § 1 гл. 23 т. II настоящего учебника.

*(505) Данная терминология в основном сложилась до установления законом правила о том, что в жилищных кооперативах полная выплата всей суммы пая влечет прекращение корпоративных отношений, т.е. самого права на пай, и превращение члена-пайщика в собственника предоставленного ему жилья. Поэтому в период существования корпоративных (кооперативных) отношений в этом смысле точнее было бы говорить не о "праве на пай", а о "праве на паенакопление" (или на его часть - долю).

*(506) Поскольку закон говорит о наследниках члена кооператива, отсутствие у таких лиц права наследования, например, по основаниям, предусмотренным ст. 1117 или п. 1 ст. 1119 ГК, лишает их и преимущественного права на вступление в члены кооператива. Но, сохраняя свое право на часть пая (полученное ими не в качестве наследников), такие лица могут претендовать на вступление в кооператив (т.е. на все кооперативное жилое помещение) при отсутствии всех других категорий граждан, перечисленных в ст. 131 ЖК (или в случае их отказа от вступления в члены кооператива) либо требовать раздела кооперативного жилья по правилам ст. 127 ЖК от наследников, принявших наследство в виде пая.

*(507) Пункт 2 ст. 1177 ГК исходит из необходимости принятия в кооператив лишь одного из таких наследников, тогда как ст. 127 ЖК дает право на раздел кооперативного жилья (и соответственно - на принятие в члены кооператива и на полученное в его результате изолированное жилое помещение) любому лицу, имеющему право на пай (или на его часть), в том числе, следовательно, и любому наследнику.

*(508) Из текста ч. 1 ст. 131 ЖК следует, что переживший супруг члена жилищного кооператива получает преимущественное право на вступление в кооператив только при наличии у него права на часть пая, т.е. даже при отсутствии совместного проживания с умершим и не будучи также его наследником по закону или по завещанию. Следовательно, лишение пережившего супруга права наследования по основаниям, предусмотренным ст. 1117 или п. 1 ст. 1119 ГК, тем не менее, не лишает его указанного преимущественного права. В случае реализации этого права пережившим супругом, не являющимся наследником, за наследниками, получившими право на часть пая, остается признать лишь право на денежную компенсацию или раздел кооперативного жилого помещения по правилам ст. 127 ЖК, поскольку в силу правил ст. 1177 ГК хотя бы один из них должен быть принят в члены жилищного кооператива.

*(509) При наличии нескольких наследников с одинаковым преимущественным правом на вступление в жилищный кооператив должно действовать правило п. 2 ст. 1177 ГК, согласно которому в члены кооператива принимается один из таких наследников, определяемый в соответствии с нормами законов о потребительских кооперативах и положениями устава конкретного жилищного кооператива.

*(510) Эта ответственность строится в соответствии с общими правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК.

*(511) Статья 721 ГК называется "Качество работы". Такое название вряд ли можно признать удачным, поскольку заказчик всегда предъявляет требования к качеству результата. Об этом свидетельствует и сам текст данной статьи, где говорится о качестве выполненной подрядчиком работы, т.е. о ее результате.

*(512) См.: п. 3 ст. 708 ГК в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6288.

*(513) Представляется поэтому, что название ст. 723 ГК "Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы" не вполне точно отражает ее содержание, поскольку речь в ней идет отнюдь не только об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество выполненных работ, но и об иных мерах воздействия, в частности о мерах оперативного воздействия, применяемых заказчиком.

*(514) Достаточно полное представление о содержании понятия "существенный недостаток" дается в преамбуле Закона о защите прав потребителей. Под существенным понимается недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

*(515) См.: п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

*(516) Об особенностях защиты прав граждан-потребителей см. § 2 гл. 41 настоящего тома учебника.

*(517) В редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть I). Ст. 5275.

*(518) См.: п. 6 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 // СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3979 (с послед. изм.) (далее - Правила бытового обслуживания).

*(519) См.: ст. 33 Закона о защите прав потребителей в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6287.

*(520) В редакции постановления Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. N 742 "О внесении изменений и дополнений в Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4083.

*(521) См.: п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

*(522) См.: п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7. В абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона о защите прав потребителей в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ теперь также указывается, что цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

*(523) См.: п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7.

*(524) См.: абз. 2 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7.

*(525) В редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ.

*(526) В случае реализации потребителем требования о соразмерном уменьшении установленной за работу цены она определяется в соответствии с п. 3 ст. 24 Закона о защите прав потребителей.

*(527) См.: п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7.

*(528) В редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ.

*(529) Аналогично определяется также цена, которая учитывается при выборе потребителем такого последствия, как уменьшение цены выполненной работы.

*(530) См.: п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7.

*(531) При выходе из строя деталей и узлов отремонтированной сложной бытовой или радиоэлектронной техники необходимо руководствоваться гл. III Закона о защите прав потребителей (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7), т.е. правилами о договоре бытового подряда.

*(532) Подробнее об этом см.: Кабалкин А.Ю. Законодательство о сфере обслуживания населения. М., 1988. С. 88-92.

*(533) Встречающееся в юридической литературе утверждение о том, что предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму (см., например: Гражданское право. Учебник. 4-е изд. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. М., 2003. С. 390), противоречит общим представлениям о предмете договорного обязательства, под которым разумеются действия обязанной стороны.

*(534) Как указывает М.И. Брагинский, "строительным является обладающий общими признаками подряда договор, который используется в соответствующей сфере с учетом присущей ей специфики" (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 100).

*(535) СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096 (с послед. изм.).

*(536) СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493 (с послед. изм.).

*(537) СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473 (с послед. изм.).

*(538) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 109.

*(539) Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 179.

*(540) СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430 (с послед. изм.). См. также: постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" // СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1149 (с послед. изм.).

*(541) См.: п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

*(542) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 111.

*(543) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 126.

*(544) См.: п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(545) См.: п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(546) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 124-125.

*(547) См.: п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(548) Богачева Т.В. Договор строительного подряда // Закон. 2004. N 8. С. 78.

*(549) См.: п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(550) См.: п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(551) См.: п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(552) См.: п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(553) См.: п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(554) Статья 723 ГК, содержащая правила об указанных последствиях, не вполне точно именуется: "Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы".

*(555) См.: п. 19 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51.

*(556) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 154.

*(557) См., например: Отдельные виды обязательств. М., 1954 (автор - И.Л. Брауде); Иоффе О.С. Советское гражданское право. Отдельные виды обязательств. Т. 2. М., 1961. С. 184; Хозяйственное право. М., 1977. С. 385 (автор - С.А. Верб) и др.

*(558) См.: Басин Ю.Г. Правовые вопросы проектирования в строительстве. М., 1962. С. 55; Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М., 1982. С. 61.

*(559) Последним из названных законов, в частности, предусмотрена замена государственных и отраслевых стандартов техническими регламентами.

*(560) В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556 (с послед. изм.) обязательными объектами экологической экспертизы на федеральном уровне признаются технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций, иных объектов хозяйственной деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности в случаях, когда их осуществление может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах двух и более субъектов Российской Федерации.

*(561) Указанные исключения касаются лишь малоэтажных незначительных построек, а также тех случаев, когда для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется разрешения либо когда проектная документация, ранее получившая положительное заключение государственной экспертизы, применяется повторно, в том числе с незначительной ее модификацией, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

*(562) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 169-170.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.