Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области и уровни применения информационного законодательства




Законодательство как правовая категория имеет недоста­точно четкое определение. Обычно его характеризуют как совокупность норм, регулирующих общественные отноше­ния в определенной области. Но существует проблема раз­граничения нормативных правовых актов, формирующих федеральное законодательство России, включая и законы субъектов РФ, и нормативных правовых актов подзакон­ного уровня, издаваемых в целях обеспечения и реализа­ции федеральных законов и законов субъектов РФ. В этом смысле к законодательству следует отнести только законы. Однако в управленческой практике к законодательству от­носят нормативные правовые акты общего и специального характера, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ, их правительствами. Зачастую к уровню законодательства относят и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ. Эта проблема имеет значение и для правильного понимания термина «законодательство информационное».

Определяя информационное законодательство, следует различать его конституционный уровень, уровни федераль­ных законов, указов Президента РФ, постановлений Пра­вительства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов губернаторов (президентов) субъектов РФ. Более низким уровнем нормативно-правового регулирования в инфор­мационной сфере отношений являются акты федераль­ных органов исполнительной власти, аналогичных органов субъектов РФ, а также общие нормативные акты органов местного самоуправления.

В соответствии с юридической силой и содержанием нормативных правовых актов и норм, формирующих эти акты, определяются и области их применения. Для инфор­мационного законодательства важно выделить области его применения с учетом двух критериев.

Первый критерий связан с реализацией функции ин­формирования — доведением до исполнителей и право­применителей сведений обо всей системе правовых норм, не только регулирующих информационные отношения, но и обеспечивающих информирование всего общества о состоянии правовой информации. И в этой области нет ограничений в выборе сфер применения и использования функции информирования любых пользователей.

Второй критерий ориентирован на функцию приведе­ния в действие механизмов той части нормативных право­вых актов, которые регулируют сферу информационных отношений. Здесь проблема не только в информировании о наличии правовой основы формирования и функциони­рования законодательства в этой области, но и в достиже­нии запланированного результата — воздействии на ход развития самой информационной инфраструктуры и ис­пользовании ее в определенных целях. И эта сторона ин­формационного законодательства является определяющей для оценки его состояния и тенденций развития.

В связи с этим важно предусмотреть систематизацию все­го массива нормативного правового материала по уровням и формам правовых актов и юридической силе отдельных правовых норм, что свойственно для каждой отрасли пра­ва. Необходимо также правильно обозначить распределение функционального воздействия на управление информаци­онной деятельностью в структурах государственной власти, экономической, социальной и иных сферах информационного обеспечения потребностей пользователей потенциалом ИКТ.

В данном случае необходимо установить различие в це­лях использования информационно-технологического по­тенциала с учетом сфер деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Задачи информа­ционного законодательства относительно специфики и цели и функционирования этих подсистем государственной власти будут различаться.

Информационное обеспечение законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ ставит задачи, итогом решения которых является создание нового закона или иного равнозначного закону нормативного акта. Речь об информационном обеспечении технологии нормотвор­чества. И в известной мере правила в этой части будут рас­пространяться и на другие уровни правового нормотвор­чества — на систему правоприменения закона в процессе создания и принятия нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Для информационного права важное значение имеют все ПОЗИЦИИ Обращения Президента РФ к Федеральному Со­бранию (2009 г.), и особенно его тезис об использовании информационных технологий в инновационных програм­мах во всех областях жизни общества. Этим вопросам пре­зидент и премьер-министр России уделяют постоянное вни­мание и контролируют ход развития правового обеспечения в данной области. На уровне информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти — получения определенного результата социально-экономического зна­чения, информационное законодательство должно сменить центр своего внимания. Необходимо обновлять весь про­цесс управленческой деятельности при реализации уже су­ществующих норм всего спектра законодательства в любой отрасли государственного управления. Информационное законодательство в этом случае выходит на проблемы обе­спечения информирующей, координирующей роли, а также роли учета получаемых реальных, живых результатов. При этом объединяются два потока информационной работы: мониторинга нормативных правовых актов и их механиз­мов реализации с мониторингом итогов, результатов, полу­чаемых в системе исполнительной власти.

Иная задача информационного законодательства реали­зуется в связи с обеспечением задач судебного и в целом правоохранительного правоприменения — реализации за­конодательства страны в области пресечения правонаруше­ний, определения ответственности за правонарушения, совершаемые различными субъектами права в процессе своей деятельности, поведения и разных форм правоотношений.

Сказанное показывает достаточно сложную ситуацию в области развития информационного законодательства. С одной стороны, это решение проблем организации сво­ей собственной сферы: формирование и функционирова­ние ИКТ, поддержание их на уровне мировых стандартов, включение этих технологий во внутренний и внешний ры­нок. А с другой — обеспечение организационного взаимо­действия с системами пользователей настолько, чтобы со­вместно добиться социально ожидаемого результата во всех областях использования потенциала российских ИКТ. Эти вопросы более подробно будут рассмотрены в главе о фор­мах правового мониторинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.