Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды информационных систем




Виды информационных систем так же разнообразны, как виды деятельности людей и их ассоциаций. Информацион­ные системы, как организованная система информации и ее обработки, создаются на основе двух определяющих усло­вий. Система формируется либо на базе информации, кото­рой обладает се создатель (производитель), т.е. по принци­пу источника, авторской принадлежности, либо на основе учета интереса и потребности пользователя в определен­ном виде информации, которая пополняется и изменяется по ходу реализации потребности.

Первая группа информационных систем может быть представлена различными фондами информации, которые создаются на основе деятельности, например, органов госу­дарственной власти, ведомств, ориентированных на опреде­ленные функции государственного управления. К примеру, информационные системы в области статистики, финансов, банковские информационные системы, системы налоговых служб. На основе информации, формируемой этими орга­нами и стекающейся к ним в процессе функционального взаимодействия с другими субъектами, создаются темати­ческие информационные системы. Они могут быть центра­лизованными, территориально-распределенными, локаль­ными.

Такие системы обязательно связаны между собой, об­разуют единую сеть ведомственного или регионального характера и в своей структуре имеют программы, обеспе­чивающие взаимодействие по вертикали и горизонтали ис­точников и потребителей информации. Системы, образуе­мые на базе информации одного источника или замкнутого круга источников и принадлежащие одному собственнику или владельцу, являются локальными информационными системами. Такими системами в 1960—1970-е гг. были авто­матизированные системы управления (АСУ) предприятий, отраслей управления. Это объяснялось неразвитостью ком­муникаций в тот период.

В настоящее время информационные системы по ста­тусу их создателей подразделяются на системы федераль­ных органов государственной власти, интегрированные территориально-распределенные информационные си­стемы субъектов РФ, различные корпоративные инфор­мационные системы. Широко используются локальные информационные системы — для отдельных организаций и индивидуальных пользователей на базе персональных компьютеров. Формируется тенденция к созданию обще­государственных интегрированных Подсистем. На основе сочетания (слияния) Интернета с телевизионными техно­логиями перспективными становятся системы, обозначае­мые как IP-TV. Специалисты считают, что телевидение бу­дущего будет формироваться именно на таких технологиях. Это отражается и на названиях действующих систем опе­раторов, которые обслуживают все виды информационных систем: например, «Ростелеком», «ЦентрТелеком».

Примером информационных систем по интересам пользователей (потребителей) информации являются справочно-поисковые системы но правовой информации (законодательству РФ), активно распространяемые систе­мы «одного окна», позволяющие гражданам не только по­лучить информацию, но и решить определенную проблему: жилищного, бытового, иного социального плана путем по­лучения необходимого документа, подтверждающего его право по определенному вопросу. Создание таких инфор­мационных систем — прерогатива органов государственной власти и местного самоуправления.

Примечательно, что, подчеркивая значение системного обеспечения потребности граждан, обращающихся к ор­ганам исполнительной власти по системе «одного окна», заместитель Председателя Правительства РФ С. Иванов отметил: «Гражданин не должен разбираться в тонкостях административной реформы и знать всякие агентства и их функции: он должен обращаться в правительство и полу­чать ответ от него»1. Это, конечно, пожелание на время очень высокой степени централизации информационно­го обеспечения граждан. Пока же эта система осваивает­ся на уровне местного самоуправления и субъектов РФ, а также на уровне отдельных, социально-ориентированных федеральных органов исполнительной власти. Широко развиваются и действуют информационные системы, обе­спечивающие информирование граждан и иных субъектов о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в формате сайта или портала в Интерне­те.

В качестве примера целевой информационной системы можно привести систему «Единого окна доступа к образо­вательным ресурсам», созданную в системе Министерства образования и науки РФ. Она включает описание: струк­туры информационной системы, каталог интернет-ресурсов, электронной библиотеки, организацию федерального и ре­гиональных порталов, новости образования, системы об­ратной связи, регистрацию пользователей и авторизацию. По указанному пособию можно ознакомиться с системой федерального портала «Российское образование» и прави­лами пользования им.

Примером справочно-консулътативной информационной системы, организуемой на федеральном уровне, можно на­звать систему Высшего Арбитражного Суда РФ, которая создается как система сайтов арбитражных судов России. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ в специаль­ном информационном письме дал разъяснение, как следует организовывать сайты каждого суда. Вся контактная информация должна обновляться ежедневно, на сайте запрещено помещать неработающие телефоны или «левые» почтовые ящики. Должны быть выложены все образцы документов: формы заявлений, реквизиты для уплаты пошлины. Уже сегодня можно узнать, где и когда слушается интересую­щее гражданина дело, кто участник процесса. Ежедневно обновляются тексты принятых судебных актов по делу. В перспективе эта система должна перерасти в одну из си­стем электронного правосудия. В электронном виде можно будет передавать не только заявления, но и все докумен­ты, касающиеся судебного процесса. Планируется создание систем видео-конференц-связи, позволяющих участникам процесса не присутствовать лично на заседании1. Анало­гичная работа ведется и в Верховном Суде РФ.

Поистине революционной новацией является концепция создания специальной сети и системы информационных систем в области российского нотариата. Законопроект, общественное обсуждение которого завершается в сентябре 2010 г., предусматривает оформление документов и реги­страцию прав на недвижимость но принципу «одного окна»; установку электронных каналов с ведомствами, ведущими официальные реестры и базы данных; введение гибких но­тариальных тарифов: и доступных для малоимущих, и бо­лее дорогих — для юридических лиц; а также перевод всех нотариальных контор на статус частных, негосударствен­ных организаций.

Еще один пример государственной информацион­ной системы связан с реализацией Указа Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информа­ционной безопасности Российской Федерации при исполь­зовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена». Ранее мы уже касались темы трансграничной передачи документов при обеспечении взаимодействия субъектов разных государств между собой. В данном случае Указ направлен на обеспе­чение безопасности (применение необходимых средств защиты): а) общедоступной информации, размещаемой в телекоммуникационных сетях международного информа­ционного обмена; б) при подключении информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хра­нения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну, к сетям между­народного информационного обмена.

Наиболее распространенными территориально-распределенными информационными системами являются в на­стоящее время информационные системы субъектов РФ и местного самоуправления. Например, в Москве принят Закон от 24.10.2001 № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы», который содержит основные принципы организации информационных си­стем Москвы как субъекта РФ. Информационные системы создаются в целях формирования и использования вклю­чаемых в них информационных ресурсов на основании подрядных, лицензионных, арендных и иных договоров с лицами, предоставляющими информационные техноло­гии и программно-аппаратные либо иные средства их обе­спечения.

Все большее значение в настоящее время приобретают информационные системы межведомственного и межреги­онального значения. Это объясняется развитием информа­тизации социальной сферы отношений, широкого фронта работ по предоставлению государственных и муниципаль­ных услуг населению и организациям.

Заказчиком информационных систем являются феде­ральные органы власти, органы власти субъектов РФ, ор­ганы власти города, районные управы, иные организации, которым делегированы правомочия собственника инфор­мационных ресурсов. Условия заказа на создание информа­ционной системы, если иное не определено собственником информационного ресурса, устанавливаются в договоре о формировании и (или) использовании информационных ресурсов. Это может быть и государственный заказ, усло­вия которого определяются соответствующим законом РФ и договорами, основанными на учете норм этого закона. Эксплуатация информационных систем осуществляется ее оператором в порядке, установленном собственником ин­формационного ресурса. Принятие информационных си­стем в эксплуатацию подтверждается оформлением паспор­та информационной системы, выдаваемого в определенном правительством Москвы порядке. Правительство Москвы вправе установить особенности создания и эксплуатации отдельных видов информационных систем, имеющих осо­бое значение для города (системы нормативно-правовой ин­формации, статистики, общегородских кадастров, реестров, классификаторов и т.д.). Операторы обязаны обеспечивать совместимость информационных систем между собой пу­тем соблюдения требований по стандартизации в области информатизации. Обеспечение совместимости различных информационных систем осуществляется по желанию вла­дельца информационной системы администраторами и опе­раторами этих систем и операторами связи (сетей). Одним из первых регионов, где создан филиал Президентской биб­лиотеки им. Б. Н. Ельцина, является Тюменская область. Здесь уже несколько лет используется система «Электрон­ный социальный регистр населения Тюменской области». Начинает решаться задача по созданию систем, обеспечива­ющих электронную связь регионов между собой. Этот про­ект пока находится на уровне проработки технологического и нормативно-правового обеспечения.

На разных этапах развития находятся и системы, на­целенные на взаимодействие власти субъектов РФ с насе­лением. В плане развития информационного общества соз­даны предпосылки для совершенствования современной информационной инфраструктуры в масштабе всей стра­ны. Эта задача может быть решена через взаимодействие разнонаправленных по содержанию информационных систем. В целях его обеспечения при реализации Страте­гии развития информационного общества был образован Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в России. В начале 2009 г. созданы девять рабо­чих групп в целях формирования доступной для населения информационно-коммуникационной структуры по исполь­зованию потенциала ИКТ по следующим направлениям, которые охватывают: создание информационных систем в области образования и науки, здравоохранения и соцза­щиты, обеспечения безопасности жизнедеятельности насе­ления, национальной промышленности в сфере ИКТ; раз­витие ИКТ в регионах; реализацию проекта электронного правительства; использование ИКТ в области культуры и культурного наследия; противодействие использованию информационных технологий и коммуникаций в целях на­несения ущерба национальным интересам России. Коорди­нация указанных направлений может быть осуществлена на основе постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 947 «Об утверждении правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации». Эта про­грамма потребует и дополнений, и уточнений в области ад­министративной реформы.

Информационные системы, как и информационные ресурсы (базы данных), подлежат регистрации в едином реестре, например информационных ресурсов Москвы. Информационные системы, включенные в реестр, состав­ляют Московскую общегородскую информационную си­стему (МОИС). В Ханты-Мансийском автономном округе по этому вопросу издано постановление правительства ав­тономного округа от 18.01.2008 № 6-п «О Едином реестре информационных систем Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Председатель Комитета по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автоном­ного округа — Югры, заведующая кафедрой информаци­онного права и электронного государства Югорского го­сударственного университета Н. Г. Маслова, подчеркивает значение правового обеспечения всей деятельности в ин­формационном пространстве округа. В 2007 и 2008 гг., бла­годаря в том числе и ее усилиям, округ занимал первое место в сводном рейтинге информационной открытости органов исполнительной власти субъектов РФ. С 1996 по 2009 г. в округе принято 175 постановлений, распоряжений губер­натора и правительства по вопросам создания, использова­ния и защиты информационных ресурсов, а также форми­рования правового поля в области реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия»1. Отметим только некоторые из этих нормативных правовых актов, имеющие наиболь­шее значение для упорядочения работы и взаимодействия множества информационных систем Ханты-Мансийского автономного округа. Это: распоряжение губернатора от 29.05.2007 № 230-рг «О плане мероприятий по реализа­ции Федерального закона "Об информации, информацион­ных технологиях и о защите информации" и Концепции ре­гиональной информатизации до 2010 года», распоряжение правительства округа от 04.07.2005 № 328-рп «О внедре­нии автоматизированной системы электронного докумен­тооборота и делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», постановление губернатора об органи­зации официального веб-сайта органов государственной власти округа и др. Принятие Стратегии развития инфор­мационного общества вызвало в округе настоящую волну работы по подготовке большого числа проектов документов по обеспечению работы в области усовершенствования информационных систем и их взаимодействия. В конеч­ном счете эта работа направлена на формирование единой информационно-технологической и телекоммуникацион­ной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и органи­зациями. Продолжается работа по укреплению центров об­щественного доступа и всех иных форм общения субъектов в рамках гражданского общества.

Комплексирование информационных систем по различ­ным направлениям деятельности в регионах и территори­альных единицах страны позволяет формировать региональ­ные информационные системы (РИС) и территориальные информационные системы (ТИС) субъектов РФ. Напри­мер, структура информационной системы территориаль­ного управления (ИСТУ) Ханты-Мансийского автоном­ного округа предусматривает такие основные направления, как: 1) поддержка деятельности хозяйствующих субъектов (жилищно-коммуначьный, градостроительный, транспорт­ный, нефтегазодобывающий, топливно-энергетический, химический и нефтехимический комплексы); 2) инфор­матизация процессов управления социальной сферой (со­циальное обеспечение и социальная защита населения, мониторинг состояния межнациональных отношений, ра­бота центров занятости и миграции населения, образование и профессионально-техническое обучение, управление по­требительским рынком, оказание информационных услуг); 3) информационная поддержка деятельности исполнитель­ной и законодательной власти округа; 4) информационное обеспечение процессов эффективного природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии с этими на­правлениями информатизации строится и региональный комплекс этой информационной системы — ИСТУ (ин­формационная система территориального управления), осуществляются формирование и использование инфор­мационных ресурсов, подготовка к активному применению системы персонального учета населения (СПУН) и т.д.

Информационные системы органов местного само­управления этого автономного округа нацелены на ре­шение таких комплексов задач, как информатизация финансово-кредитной деятельности, поддержка управле­ния имуществом, потребительским рынком, поддержка информатизации процессов социального развития терри­тории, градостроительства, деятельности органов местного самоуправления. Этим целям подчинена работа по созда­нию городской инфраструктуры информатизации, и в пер­вую очередь формирование информационных систем и их взаимодействие.

По инициативе губернатора Ханты-Мансийского ав­тономного округа подготовлен проект закона «Об элек­тронном информационном взаимодействии органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». Закон обеспечивает регулирование отношений информационного взаимодействия по вертикали — органов государственной власти автономного округа с федеральными органами ис­полнительной власти, с одной стороны, и с органами мест­ного самоуправления — с другой. Одновременно на каждом уровне обеспечивается взаимодействие органов по горизон­тали. Технологическим центром аккумуляции, обработки, выдачи информации является Региональный центр обра­ботки информации (РЦОИ).

Практика передовых регионов страны в области инфор­матизации на примере этого региона, с которым у ИГП РАН сложились достаточно прочные научно-практические отношения, показывает, что успехи в организации и ис­пользовании информационных систем и их комплексов являются результатом системного развития информацион­ного законодательства. И не случайно Ханты-Мансийский автономный округ — Югра в числе еще девяти регионов страны по результатам правового регулирования деятель­ности в области информатизации в 2009 г. получил первое место.

В настоящее время одной из сложных организационно -правовых проблем является обеспечение взаимодействия многих функциональных региональных и федеральных систем по вертикали структуры органов государственной власти, а также различных функциональных систем между собой по горизонтали региональных структур разных субъектов РФ. Данная проблема в рамках открытых сетей и систем решается на основе Интернета. В этом ключе усиливается и внимание к состоянию учетных и регистрационных информационных систем в России. «Вестник федерального государственного учреждения "Государственная регистра­ционная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации"» систематически публикует материалы по этим вопросам. Так. в 2009 г. были опубликованы статьи о право­вых основах использования информации регистрационных систем и об информационных системах регистрации как важнейшего ресурса государственного управления.

Развитие информационных систем в российском инфор­мационном пространстве в условиях кризиса и мер но пре­одолению его последствий значительно обострило внима­ние к социальной стороне развития всей государственной системы управления. Область электронного обеспечения системы оказания государственных и муниципальных услуг в последнее время стала как бы главным индикатором успе­ха всей информационной работы в стране. Данному вопро­су мы уделим внимание в отдельной главе. Здесь же только подчеркнем, что это направление весьма существенно сдви­нуло с места деятельность в области консолидации, инте­грирования и взаимодействия всех участников создания и использования информационных технологий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.