КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системы правовой информации
Особый вид информационных систем представляют системы, ориентированные на решение общегосударственных задач. Примером таких информационных систем являются системы правовой информации. На основе большого комплекса нормативных актов, принятых в период с 1991 по 1996 г., в России проходило формирование Российской автоматизированной системы нормативных актов (РАСИНА). Эта работа получила название «правовая информатизация». В 1991 г. Председателем Комитета Верховного Совета РФ по законодательству была утверждена Концепция правовой информатизации, а Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 «О Концепции правовой информатизации России» предусматривалась задача создания общенациональной системы с аналогичным названием. За последующее пятилетие на основе ряда указов Президента РФ была проведена большая работа по формированию автоматизированных систем поискового и справочного характера по правовой информации. Организующим началом в построении системы правовой информации является Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511. Существуют внутренние информационные системы правовых актов, принимаемые Государственной Думой, информационная система Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, информационная справочная система по более широкому кругу нормативных правовых актов. Тексты «Собрания законодательства Российской Федерации» и «Бюллетеня нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» как официальные в машиночитаемом виде представляет федеральное унитарное государственное предприятие «НТЦ правовой информации "Система"», находящееся в ведении ФСО России. В результате осуществления программы по правовой информатизации в стране сформировано несколько негосударственных информационно-поисковых систем по правовой информации. Среди них такие компании, как научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис», «КонсультантПлюс», «Кодекс». «Инвента», «Intralex». Общее число компьютерных правовых систем, включая и локальные сети, основанные на распределенных справочных указанных выше системах, составляет сотни тысяч. Каждая из них имеет свой профиль. Например, «КонсультантПлюс» включает такие системы, как: «Версия Ироф», которая содержит федеральное законодательство; «Эксперт-приложение», содержащее все акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, не вошедшие в информационный банк «Версия Проф», а также другие документы, касающиеся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий и организаций; «Российское законодательство», где собраны нормативные и иные правовые акты общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отношения по всем отраслям хозяйственной деятельности; а также другие информационные банки. Регулярно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы. Кроме федерального законодательства в данной системе сосредоточены базы данных регионального законодательства. Они ведутся с 1994 г., когда были созданы первые информационные банки по законодательству Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других субъектов РФ. Правовые акты в эту систему поступают на основе прямых договоров об информационном обмене с региональными органами власти. Банки законодательства Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга существуют отдельно и в общую систему не входят. Компания «КонсультантПлюс» выпускает ежемесячный информационный Бюллетень «КонсультантПлюс», в котором публикуется информация об изменениях законодательства, интервью со специалистами и их консультации по отдельным отраслям законодательства и нормативным актам. Публикуются и обзоры работы различных судов РФ. Еженедельно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы. В справочной правовой системе «Гарант» осуществлена более строгая ориентация на отрасли законодательства. Ее структура включает четыре блока, или группы, информации: правовые базы; электронный архив; библиотека (документы на бумажных носителях); справочники и программы по правовой тематике, которые распространяются пользователям. Российское законодательство этой справочной системы представлено в Интернете. Например, агентство «Рейтер» транслирует новости российского законодательства на основе данных, поступающих из сети «Гарант». Все справочные правовые системы ведут большую консультационную работу, выбирая свой определенный профиль. Например, система фирмы Inventa ведет курс обучения по принятию решений с использованием ресурсов Интернета. Эта же фирма осуществляет услуги по слежению за внешним миром правовой информации, которая включает: следящую корпоративную информационную систему, следящую персональную информационную систему, следящий интернет-каталог. Другая задача решается юридическим информационным агентством Intralex на основе системы ЮСИС. Здесь положено начало решению экспертно-аналитических проблем по интересам пользователя при использовании базы данных по законодательству РФ. Программа позволяет пользователю самому сформулировать задачу аналитического или оценочного характера и решать ее на базе программы фирмы и сравнительной оценки действующего нормативно-правового материала. Этой организацией с участием специалистов ИГП РАН для библиотеки практикующего юриста в серии «Законодательные акты России» был подготовлен компакт-диск «Информационное право». В эту программу входит база данных, распределенная по спискам в соответствии с классификатором предметных областей правового регулирования в области информационной сферы отношений. Она позволяет делать закладки по ряду критериев на отдельные нормы законов РФ. примечания относительно содержательной характеристики заложенных норм. На этой основе можно делать выводы относительно полноты, противоречивости, иных характеристик действующих законов, уточнить словари терминов в данной области, обогатить приемы нормативной работы по отдельным темам информационного права. Разработки этого агентства используются в системе мониторинга права, для создания электронного паспорта на нормативный правовой акт и для других целей. Множество систем по правовой информации, преимущественно по законодательству и в меньшей степени по актам федеральных ведомств, не снимает вопроса о необходимости иметь электронную государственную систему, правовая информация в которой являлась бы по своему статусу официальной, распространяемой от имени государства. В этом направлении в настоящее время ведутся работы и осваивается опыт других стран, имеющих такие системы официальной правовой информации.
Организационно-правовые приемы в сфере классификации правовой информации Все большее значение приобретают информационные системы, позволяющие поддерживать функциональную деятельность органов управления. Анализируя состояние правовой основы взаимодействия органов государственной власти в области градостроительства, министр регионального развития РФ подчеркнул значение недостаточной связи нормативных актов между собой по одной проблеме и пагубное значение этого факта для практики органов исполнительной власти1. Полноценность баз данных по правовой информации — важнейшее условие качества реализации законов и решения задач управления. В процессе подготовки проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа разработчики (коллектив ИГП РАН) предусмотрели необходимость включения в региональные и отраслевые информационные системы таких баз данных, как электронные классификаторы функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Они строятся на основе положений и уставов действующих и корректируемых в процессе создания и изменения основных правовых характеристик компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и применяются при сборе, обработке и использовании этой категории правовой информации в целях систематизации документированной информации, выработки решений по определенным функциям и обеспечения взаимодействия органов между собой и с другими субъектами. Это один из приемов снижения неопределенности в практике правоприменения действующих законов. В целях предотвращения несогласованности актов, определяющих деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, вот уже несколько лет развивается такая форма контроля, как мониторинг правовой системы, но об этом будет сказано особо. К вопросам, которые в настоящее время являются перспективными, относится вопрос о правовом обеспечении официального электронного опубликования нормативных правовых актов всех уровней и видов и о создании интегрированной базы данных по системе правовой инерормации. Известные и активно используемые системы Гарант, КонсультантПлюс и другие коммерческие системы правовой информации не являются официальными и включают нормативные правовые акты, опубликованные сначала на бумажных носителях. Переход на электронную форму официального опубликования потребует и организационного, и технологического, и, естественно, правового обеспечения этого процесса.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |