Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы правовой информации




Особый вид информационных систем представля­ют системы, ориентированные на решение общегосудар­ственных задач. Примером таких информационных си­стем являются системы правовой информации. На основе большого комплекса нормативных актов, принятых в пе­риод с 1991 по 1996 г., в России проходило формирование Российской автоматизированной системы нормативных актов (РАСИНА). Эта работа получила название «право­вая информатизация». В 1991 г. Председателем Комитета Верховного Совета РФ по законодательству была утверж­дена Концепция правовой информатизации, а Указом Пре­зидента РФ от 28.06.1993 № 966 «О Концепции правовой информатизации России» предусматривалась задача созда­ния общенациональной системы с аналогичным названием. За последующее пятилетие на основе ряда указов Прези­дента РФ была проведена большая работа по формирова­нию автоматизированных систем поискового и справочного характера по правовой информации. Организующим нача­лом в построении системы правовой информации являет­ся Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511.

Существуют внутренние информационные системы правовых актов, принимаемые Государственной Думой, информационная система Совета Федерации Федераль­ного Собрания Российской Федерации, информационная справочная система по более широкому кругу нормативных правовых актов. Тексты «Собрания законодательства Рос­сийской Федерации» и «Бюллетеня нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» как официальные в машиночитаемом виде представляет фе­деральное унитарное государственное предприятие «НТЦ правовой информации "Система"», находящееся в ведении ФСО России.

В результате осуществления программы по право­вой информатизации в стране сформировано несколько негосударственных информационно-поисковых систем по правовой информации. Среди них такие компании, как научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис», «КонсультантПлюс», «Кодекс». «Инвента», «Intralex». Общее число компьютерных правовых систем, включая и локальные сети, основанные на распределенных спра­вочных указанных выше системах, составляет сотни ты­сяч. Каждая из них имеет свой профиль. Например, «Кон­сультантПлюс» включает такие системы, как: «Версия Ироф», которая содержит федеральное законодательство; «Эксперт-приложение», содержащее все акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Кон­ституционного Суда РФ, не вошедшие в информационный банк «Версия Проф», а также другие документы, касающие­ся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий и организаций; «Российское законодательство», где собра­ны нормативные и иные правовые акты общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отноше­ния по всем отраслям хозяйственной деятельности; а так­же другие информационные банки. Регулярно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.

Кроме федерального законодательства в данной систе­ме сосредоточены базы данных регионального законода­тельства. Они ведутся с 1994 г., когда были созданы пер­вые информационные банки по законодательству Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других субъектов РФ. Правовые акты в эту систему поступают на основе прямых договоров об информационном обмене с региональными органами власти. Банки законодательства Москвы, Московской об­ласти и Санкт-Петербурга существуют отдельно и в общую систему не входят.

Компания «КонсультантПлюс» выпускает ежемесячный информационный Бюллетень «КонсультантПлюс», в кото­ром публикуется информация об изменениях законодатель­ства, интервью со специалистами и их консультации по от­дельным отраслям законодательства и нормативным актам. Публикуются и обзоры работы различных судов РФ. Еже­недельно, на условиях договора, обновляются системы кол­лективных и частных пользователей. В Интернете осущест­вляется ежедневное обновление данных системы.

В справочной правовой системе «Гарант» осуществлена более строгая ориентация на отрасли законодательства. Ее структура включает четыре блока, или группы, информа­ции: правовые базы; электронный архив; библиотека (доку­менты на бумажных носителях); справочники и программы по правовой тематике, которые распространяются пользо­вателям. Российское законодательство этой справочной системы представлено в Интернете. Например, агентство «Рейтер» транслирует новости российского законодатель­ства на основе данных, поступающих из сети «Гарант».

Все справочные правовые системы ведут большую кон­сультационную работу, выбирая свой определенный про­филь. Например, система фирмы Inventa ведет курс обу­чения по принятию решений с использованием ресурсов Интернета. Эта же фирма осуществляет услуги по слеже­нию за внешним миром правовой информации, которая включает: следящую корпоративную информационную си­стему, следящую персональную информационную систему, следящий интернет-каталог.

Другая задача решается юридическим информационным агентством Intralex на основе системы ЮСИС. Здесь поло­жено начало решению экспертно-аналитических проблем по интересам пользователя при использовании базы дан­ных по законодательству РФ. Программа позволяет поль­зователю самому сформулировать задачу аналитического или оценочного характера и решать ее на базе программы фирмы и сравнительной оценки действующего нормативно-правового материала. Этой организацией с участием специ­алистов ИГП РАН для библиотеки практикующего юриста в серии «Законодательные акты России» был подготовлен компакт-диск «Информационное право». В эту программу входит база данных, распределенная по спискам в соответ­ствии с классификатором предметных областей правового регулирования в области информационной сферы отно­шений. Она позволяет делать закладки по ряду критериев на отдельные нормы законов РФ. примечания относительно содержательной характеристики заложенных норм. На этой основе можно делать выводы относительно полноты, про­тиворечивости, иных характеристик действующих законов, уточнить словари терминов в данной области, обогатить приемы нормативной работы по отдельным темам информа­ционного права. Разработки этого агентства используются в системе мониторинга права, для создания электронного паспорта на нормативный правовой акт и для других целей.

Множество систем по правовой информации, преимуще­ственно по законодательству и в меньшей степени по актам федеральных ведомств, не снимает вопроса о необходимо­сти иметь электронную государственную систему, правовая информация в которой являлась бы по своему статусу офи­циальной, распространяемой от имени государства. В этом направлении в настоящее время ведутся работы и осваива­ется опыт других стран, имеющих такие системы официаль­ной правовой информации.

 

Организационно-правовые приемы в сфере классификации правовой информации

Все большее значение приобретают информационные системы, позволяющие поддерживать функциональную деятельность органов управления. Анализируя состояние правовой основы взаимодействия органов государственной власти в области градостроительства, министр региональ­ного развития РФ подчеркнул значение недостаточной связи нормативных актов между собой по одной проблеме и пагубное значение этого факта для практики органов ис­полнительной власти1.

Полноценность баз данных по правовой информации — важнейшее условие качества реализации законов и реше­ния задач управления.

В процессе подготовки проекта закона Ханты-Мансий­ского автономного округа разработчики (коллектив ИГП РАН) предусмотрели необходимость включения в регио­нальные и отраслевые информационные системы таких баз данных, как электронные классификаторы функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Они строятся на основе положений и уставов действую­щих и корректируемых в процессе создания и изменения основных правовых характеристик компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и при­меняются при сборе, обработке и использовании этой ка­тегории правовой информации в целях систематизации документированной информации, выработки решений по определенным функциям и обеспечения взаимодействия органов между собой и с другими субъектами. Это один из приемов снижения неопределенности в практике право­применения действующих законов. В целях предотвраще­ния несогласованности актов, определяющих деятельность органов исполнительной власти и органов местного само­управления, вот уже несколько лет развивается такая фор­ма контроля, как мониторинг правовой системы, но об этом будет сказано особо.

К вопросам, которые в настоящее время являются пер­спективными, относится вопрос о правовом обеспечении официального электронного опубликования нормативных правовых актов всех уровней и видов и о создании интегри­рованной базы данных по системе правовой инерормации. Известные и активно используемые системы Гарант, КонсультантПлюс и другие коммерческие системы правовой информации не являются официальными и включают нор­мативные правовые акты, опубликованные сначала на бу­мажных носителях. Переход на электронную форму офи­циального опубликования потребует и организационного, и технологического, и, естественно, правового обеспечения этого процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.