КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факты и факторы информационной сферы
Категория «факторы» в социальной сфере не имеет четкого определения. Воспользуемся определением авторов работы «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, которые пишут, что факторы (Factors) — скрытые переменные, получающиеся при обработке данных посредством факторного анализа. В свою очередь, «факторный анализ» этими авторами определен как статистическая процедура, используемая для определения скрытых психологических переменных, для идентификации основополагающих черт структуры индивидуума. Сказанное относится к сфере психологии личности. Заметим, что многие позиции исследования личности могут быть перенесены и адаптированы к сфере психологии социума и его составляющих в связи с тем, что в основе любой конструкции общества находится его главная константа — человек. Это подтверждается, например, работами крупнейшего российского социолога О. И. Вершинской, а также исследованиями Е. Л. Вартановой. Галактика инфосферы, отражаемая и в Интернете, высветила факты развития информационного общества, усилия и просчеты политики разных государств в этой области, связь социальных реальных характеристик общества с фактами информационного неравенства, информационного голода и расширение пространства и форм его утоления, причины информационной дифференциации — социальных дистанций в информационной сфере. Главное — выявление связи информационной среды (в известной мере виртуальной) с реальными условиями жизни людей и поиском путей к снятию конфликтов и противоречий, тормозящих развитие общества. Напомним, что под информационным обществом понимается такое общество, в котором реализуются функции информирования — доведения необходимой информации до всех пользователей; функция хранения и распространения знаний, а также обучения использованию знаний в целях прогрессивного, поступательного развития общества. Это может быть достигнуто лишь при участии всего общества в названных направлениях. Проблема в том, что информация может использоваться как в позитивных, так и в негативных, противозаконных, безнравственных целях. Задача структур гражданского общества — воздействовать активно на процессы демократизации, социализации, законности, гуманизации общества. В этом неразрывная связь гражданского, социального, правового, демократического состояния общества и информационной его характеристики с учетом всех названных и иных индикаторов современной цивилизации. Тема факторов, влияющих на состояние информатизации, преодоления информационного неравенства и связи этих условий с развитием гражданского общества рассматривается в работе А. В. Короткова о государственной политике в области развития информационного общества1. По его мнению, на расслоение общества влияет множество факторов: история страны и ее взаимоотношений с окружающими государствами, состояние экономики и особенности политической системы, природно-климатические условия и ментальность населения. Отмечено значение изучения различий между городом и деревней, людьми физического и умственного труда, философами, политологами, социологами, экономистами и лицами других специальностей. Но справедливо сказано, что до сих пор большое внимание уделялось технократичности и психометричности при выявлении факторов, воздействующих на человека. Это приводило к тому, что информационное общество представало «как отличное от традиционного общества. Эти "параллельные" миры — общество и информационное общество — в концепциях ученых были как бы каждый сам по себе, информационное общество стояло в стороне от социальных взаимодействий»1. Проблема факторов затрагивалась и в правовых исследованиях, где взаимодействие государства и иных структур гражданского общества выражалось в модели приоритета государства, т.е. его системы власти. Это определило подход к теме «государственность» общества и выявления условий и факторов информатизации, определяющих взаимодействие органов государственной власти и иных факторов общественной жизни. В данном случае напомним весьма полезный подход к пониманию условий развития общества, в котором еще в XIX в. М. М. Сперанский определял состав сил государства как: 1) силы физические или личное каждого члена, государство составляющего; 2) силы промышленности или народного труда; 3) силы народного уважения пли чести. Он отмечал, что других сил вообразить невозможно. Подчеркнем и сегодня, что события последних лет коснулись всех этих сил. И, быть может, более всего сил личных — прав человека, «сил уважения и чести» каждого человека и всего сообщества, объединяемого Российским государством. Для исследования факторов важно обратить внимание на различия в таких категориях, как «условия» и «факторы». Условия предполагают состояние стартовых и более устойчивых исходных ресурсов развития общества на каждом этапе. Факторы же представляют такие переменные, которые необходимо учитывать как в стратегических, так и в ситуационных решениях. Об условиях развития информатизации сказано достаточно. К ним относим такие условия, как развитие ИКТ в качестве отрасли, создающей средства информатизации, то, что относим к hard и soft основ инфраструктуры информатизации — компьютеры, средства связи, программы для ЭВМ и т.п. В этой части условий развития информатизации также присутствует переменность, она зависит от темпов изменения научных и технических изысканий и введения их в систему рынка и потребления. В отраслях ИКТ действуют и условия, и факторы, характеризующие состояние экономики и управления ею в целом1. В статье «Будущее Запада в будущем России» академик РАН Д. С. Львов обращает внимание на такие факторы, которые препятствуют сближению интересов разных групп населения, снижению уровня управляемости, а также на ряд условий и факторов, связанных с расслоением населения по уровню доходов, нарастанию бедности и др. Важно, что он указывает на расслоение регионов но ряду признаков. Например, инвестиции на душу населения по регионам России достигают разрыва в 15G раз, в то время как аналогичные показатели у стран ЕС не более чем в 8—10 раз. Это говорит о том, что фактор как явление переменное и необязательное может перерастать в условие, что он имеет еще более существенное значение для наблюдаемой и управляемой сферы. К факторам скорее относим такие обстоятельства, которые исходят от среды, непосредственно не связанной с ИКТ. И они могут быть как внутренними, так и внешними относительно сферы или области информатизации. Например, внешними могут быть факторы, исходящие от уровня развития Интернета, состояния международного регулирования информационной сферы, структуры и состояния информационных угроз от внешней сферы по отношению к информационной среде конкретного государства или иного субъекта. Внутренние факторы развития информатизации связаны, например, с системой и порядком финансирования данной области, состоянием подготовки кадров, обслуживающих информационную сферу деятельности, прежде всего разных видов операторов, а также специалистов в области «электронного государства» и составляющих компонентов по информатизации отдельных направлений: «электронного правительства», «электронного региона» и т.д. К внутренним факторам информатизации в определенном государстве относятся и такие показатели, как соотношение потребностей и возможностей практического использования существующих ресурсов информатизации. Здесь работает фактор имущественного неравенства отдельных групп населения. Д. С. Львов указывает на недооценку оплаты труда в науке, в создании и использовании в инновациях интеллектуальных продуктов, в том числе информационных технологий. Это определяется и такими условиями, как наличие средств связи, различиями в языке, на котором пользователь может получить информацию, и тем языком, которым он владеет, достаточностью экономических средств для приобретения услуг, уровнем информационного неравенства. Как видим, факторы могут быть как объективными, так и субъективными. Например, огромное значение имеет язык, которым владеет пользователь. Если он не знаком с языками, используемыми в Интернете, то совершенно ясны последствия. Глобальными становятся такие факторы, которые объединяют внешние и внутренние обстоятельства либо постоянного, либо временного характера. Например, кризис 2008—2009 гг. охватил все сферы жизни общества и, естественно, повлиял на состояние информационных процессов. Факторы информационного неравенства, социального неравенства населения нашей планеты, противостояния насилию и войнам — остаются для информационного общества пока постоянными, длящимися. Есть ряд факторов, которые влияют на общее состояние информатизации в определенном пространстве. И, как правило, они касаются и внешних, и внутренних обстоятельств развития и функционирования компьютеризации и информатизации в целом. К таким факторам следует отнести те, которые связаны с выработкой и реализацией определенной политики государства, с наличием и степенью развитости информационного законодательства, что лишний раз подчеркивает роль государственной власти в области поддержки и развития информатизации и формирования информационного общества.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |