КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из каких элементов формируется гражданское общество?
Как понимать «гражданское общество» в условиях информатизации?
Для юриста важно понимать, в каком состоянии пребывает в России гражданское общество в наши дни. С какого времени можно говорить о гражданском обществе в России? Стимулом для постановки этих вопросов рядом исследователей явился Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе внесший изменения в федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях». Но более ранней хронологически, основной для решения этого вопроса можно считать цепь событий, связанных с развалом, разрывом СССР как единого многонационального государства, народ которого представлял особую форму гражданского общества. Эта полоса истории страны пока мало исследована и еще будет привлекать внимание специалистов. В настоящее же время тема гражданского общества предстает в новом свете — в связи с процессами глобализации, информатизации и сильных течений либеральной мысли, нацеленной на максимальное снижение роли государственной власти в системе всех иных публичных и частных организаций. Согласимся с главным редактором журнала Pro et Contra Марией Линман. Несмотря на жесткую оценку закона относительно независимых некоммерческих организаций и идентификацию их с «гражданами» в целом (которые как бы отступают перед государством), она признает все же, что идущая дискуссия скорее ставит эти вопросы, чем отвечает на них.
Этот вопрос является ключевым для понимания того, что же представляет собой феномен «гражданское общество» и в какой связи он находится с другими институтами социума, если гражданское общество как бы выделяется и отделяется от многих определяющих его жизнь институций. Прежде всего это касается структур государственной власти. Стоит заметить, что в большинстве публикаций отражается противостояние гражданского общества и государственной власти. Это положение можно оценивать в различных ситуациях по-разному. В ряде случаев оно преподносится как противостояние государству в целом, а не только государственной власти. Между тем правильнее говорить о государственной власти и ее институтах, нежели использовать термин «государство». И более того, институты государственной власти не что иное, как важнейшая составляющая, системообразующая часть гражданского общества. Наиболее мощными институтами гражданского общества являются, безусловно, органы государственной власти, местного самоуправления, СМИ, различные общественные структуры независимо от формы собственности, производственные трудовые структуры, именуемые сегодня чаще всего как «бизнес» (крупный, средний, малый), такие институции общества, как научные объединения, семья, церковь и др. Если названные структуры знакомы нам как участники различных правовых отношений, то как субъекты информационных связей, процессов, отношений они нуждаются в более тщательном исследовании. Некоммерческие и общественные объединения граждан, как формальные, так и неформальные, существуют в России как минимум последние 15 лет, однако информированность граждан, даже вовлеченных в их деятельность, о существовании подобных институтов остается на очень низком уровне. Собирательно они обозначаются как «третий сектор». А по существу при обсуждении вопросов в этой части речь идет о «некоммерческих общественных организациях», состав которых в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» достаточно точно не определен. Например, категория «общественные объединения» включает союзы, различные советы профессионального, социального профиля, по интересам. В их числе и Общественная палата России, общественные палаты, образованные в субъектах РФ; советы матерей военнослужащих, правозащитные организации и др. Исследование их роли в формировании единства и выражения интересов отдельных категорий граждан — специальный вопрос. Им занимаются социологи, политологи, психологи. Информационное право имеет отношение к этим институтам, причастность, которая определяется функциональной ролью этой отрасли. Должны решаться задачи: 1) максимально полного и достоверного обеспечения любых представительств гражданского общества информацией, необходимой для их поддержки и функционирования; 2) создания механизмов не только технологических, но и правовых, которые обеспечивают включение информационных ресурсов, создаваемых и полезных для общества в целом, а не только для членов различных организаций. Это фактор отражения их социальной роли. Есть и третья сторона информационного свойства. Важно, чтобы общество имело возможность пресекать вредные для его позитивного развития потоки информации. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Именно с учетом этих граней связи различных институций и институтов гражданского общества с информационными институтами и ресурсами знаний должны формироваться контакты и зависимости гражданского и информационного общества. Рассмотрим с этих позиций некоторые институты гражданского общества. Общественные объединения. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» регулирует права граждан в области создания на добровольной основе общественных объединений для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Такие организации работают на основе своих уставов и образуются без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно ст. 7 названного Закона, общественные объединения могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Для проблем информационного права важно установить, в каких информационных формах и с какими целями эти общественные организации включаются в информационную среду и информационное пространство Российской Федерации, используют Интернет. Общественные объединения в информационной сфере являются равноправными субъектами и имеют право получать необходимую им информацию, распространять сведения о своей деятельности, организовывать СМИ, вступать в международные общественные объединения, создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ и законодательства этих государств. Примером такой международной организации может быть Международная академия информатизации (МАИ), созданная в России в 1990 г. Она является ассоциированным членом Департамента общественной информации ООН с 1995 г., подтверждает регулярно консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС). Это ведущая российская неправительственная организация. Она насчитывает около 18 тыс. действительных членов, имеет более 60 региональных отделений. Одним из видов общественных организаций являются партии. Это важнейший институт гражданского общее гни, оказывающий содействие органам государственной власти в процессах выработки государственной политики, реализации представительства интересов общества в парламентской системе на федеральном и региональном уровнях. Как и многие институты гражданского общества в условиях информатизации, партии совершенствуют свою работу и осваивают новые методы использования информационных ресурсов для большего нравственного и организационного влияния на широкие слои населения. На одну позицию правового статуса партий стоит обратить внимание с юридической точки зрения. Если другие общественные организации содержанием своей деятельности считают «достижение общих целей» и «общих интересов», понимая под этим свои корпоративные цели, то для партий понятие «общие цели» не ограничивается внутрисистемными целями. Партии призваны отразить в своей деятельности и в своих предложениях для общественного обсуждения цели и интересы страны, ее отдельных регионов, разных групп населения. Независимые общественные объединения (НОО). Этим объединениям в общественном мнении отводится большая роль, имеется надежда на их функционирование в качестве института гражданского общества. Слабая информированность граждан о деятельности некоммерческих организаций в социальной сфере, например, подтверждается мнением общественности об участии их в решении социальных проблем населения. Из доклада Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества за 2007 г. возьмем иллюстрацию оценки участия некоторых структур гражданского общества в решении социальных проблем (рис. 3). Эта диаграмма хорошо иллюстрирует, во-первых, слабую информированность общественности и, во-вторых, распыленность проблемы по разным структурам общества, слабо связанным между собой и с органами государства. Участие структур гражданского общества в решении социальных проблем Другие примеры и особенно измерения заинтересованности граждан в деятельности некоммерческих организаций, малоактивное участие в их работе свидетельствующие о том, что контакты населения и общественных организаций остаются на пороге пассивности. Этому есть объяснение. Проблемы жилищные, образования, здравоохранения, охраны природы и экологии, за которые берутся некоммерческие организации, требуют серьезного финансирования, а главное — организации. Но некоммерческие организации в основе своей пока слишком разрозненны, слабо связаны между собой горизонтально и вертикально. Отсюда дефицит информации и доверия населения. Граждане России еще крепко верят в силу государственной деятельности и ждут поддержки от него. Но формы консолидации усилий государства и граждан, общественности только начинают развиваться. Информационная поддержка в этой области также не находится на должном уровне. Результат: государство (органы власти) вынуждено брать на себя инициативу. И при этом стремиться как можно более широко привлекать общественные организации. Происходит процесс как бы пробуждения доверия к общественным структурам и вовлечения их в активное участие в решении общих для общества дел. Самостоятельной проблемой является уяснение потенциала независимых общественных объединений в области решения вопросов информатизации — их участия в развитии отечественных продуктов программного обеспечения, грамотности в выстраивании и использовании средств массовых коммуникаций, организации информирующей деятельности, оказания консультативной помощи пользователям средств и систем электронного мира сегодня. В этом процессе первостепенную роль играют СМИ и иные формы информационного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и, безусловно, самих общественных, негосударственных организаций и других форм ассоциаций в области экономики, науки и культуры.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |