КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как реагирует право на проблемы Интернета?
Если говорить о праве в целом как о системе регуляторов социальной жизни и порядке реализации правовых отношений, то следует выделить несколько аспектов его взаимодействия с объективно идущими процессами. Право как социальный феномен, с одной стороны, активно включается во все процессы информатизации общества и реализует свои основные функции: властного воздействия на отношения и информирования общества о состоянии правовой системы во всех ее проявлениях. С другой стороны, будучи само информационной системой, оно подвержено влиянию больших, глобальных информационных воздействий и достаточно активно меняет свой облик и содержание1. В разных странах идет речь о формировании компьютерного права, коммуникативного, информационного права и, соответственно, правовых норм и актов. В информационной сфере, суть которой символизирует и реализует Интернет, формируются и реально существуют отношения: но поводу создания каналов передачи информации — сетей и их компонентов, видов сетей и их увязки в единой «NET» — глобальной сетью информационной связи. Интернет, по сути, это земная форма усвоения и использования инфосферы Земли и космоса, формирования нового качества ноосферы. В области правового регулирования отношений, связанных с информационной сферой в России, формируется комплексная отрасль информационного права. В его структуре не сразу появился раздел, связанный с Интернетом и формами отношений по его использованию. Предметом этой отрасли являются как информационные ресурсы и формы их представления, так и технологии, выраженные в программном продукте для обработки информации и формирования средств связи и коммуникаций. В настоящее время очень важно установить и постоянно уделять внимание вопросу состояния той доли информации, которая обращается в структурах Интернета, а также оценке ее роли как ресурса развития общества, человека и его личности. Важен мониторинг того, как информационные ресурсы и технологии работы с ними способствуют укреплению государства и других инструментов самоорганизации общества. Информация не становится ресурсом без ее распространения и применения в определенных целях. Однако понять состояние информационного ресурса и обеспечить его необходимый режим использования — открытый, ограниченный (конфиденциальный), строго ограниченный (государственная тайна или секреты) — невозможно без системного понимания и включения в сферу права и закона всех составляющих ИКТ. А это все виды и формы сетей, обеспечивающих коммуникацию; сам информационный ресурс субъектов, пользующихся правом создания, поиска, получения, передачи, распространения и применения информации. Это и сфера создания и применения программ — технологических решений для потоков информации и для сетевых каналов ее распространения и обращения между частями коммуникационных систем. И это, конечно, отношения и порядок поведения всех участников совокупного многосложного процесса обращения и обмена сведениями и сообщениями в процессе жизнедеятельности общества. В каком объеме и порядке право является инструментом регулирования отношений различных субъектов в этих подсистемах ИКТ? Ясно, что чисто инженерных и технологических стандартов здесь недостаточно, несмотря на то что их согласование и унификация представляются многим более доступными, чем согласование и унификация норм права. Встает вопрос и о том, какими инструментами действует право на регулирование отношений в подсистемах ИКТ отдельных стран и в целом в области Интернета. Напомним только, что идея Интернета прошла многолетний путь от АРПЛНЕТ (системы для науки и обороны США) до идеи и практики Всемирной паутины, открытого доступа к информации для любого субъекта и обращения к необходимости сочетать всеобщий, открытый доступ ко «всему» с пониманием того, что есть зоны информации конфиденциальной, временно закрытой и ограниченно доступной в национальном плане. 11есмотря на то что пока преобладает тенденция к сохранению «своего» собственного, в рамках одного государства, информационного пространства, все большее значение приобретают отношения межгосударственного решении информационных проблем. Мы наблюдаем, как укрепляются связи в рамках ЕС, СНГ, ЕврЛзЭС и др. Эти процессы вызывают к жизни новые международные документы: конвенции, декларации, договоры, соглашения. Необходимо отметить и значимость проблемы информационной безопасности. М. Н. Сатолина обозначает ее как процесс формирования «негасферы» — формирования вредной и опасной для общества информации. Вопросы обеспечения государственной информационной безопасности создают необходимость обратного движения - от массового открытого доступа к любой информации к выделению из Интернета той ее части, которая касается внутри государственных проблем стратегического и оперативного управления. Очевиден процесс выхода из зоны Интернета информационных ресурсов государственного значения в США и в других странах. При постановке вопроса об Интернете России следует учитывать и наличие такой его о составляющей, как Рунет, а в его составе — зоны интернет. Интернет в российской практике правового регулирования Прослеживание тенденций развития и наращивания мощности этой национальной части Интернета осуществляется по ряду параметров. Они включают: количество пользователей, учет регулярной аудитории, количество персональных компьютеров, число пользователей широкополосной связи, число ресурсов, использующих протоколы, общее число сайтов, порталов и т.п. Интегрирующим показателем развития является прибыль, т.е. вклад этой части экономики, бизнеса в бюджет субъекта бизнеса и в конечном счете в консолидированный бюджет государства. В упомянутой книге Н. С. Мардера дан краткий очерк развития Интернета в России, где есть специальная глава «Интернет по-русски»1. Он напоминает, что уже к 1995 г. функционировали десятки компаний, которые не только предоставляли пользователям доступ к сети Интернет, но и сами активно развивали сети передачи данных. Это такие компании, как «Релком», «Демос», «Совам Телепорт», «РОСНЕТ», Global One. Датой рождения доменной зоны «ru» считается 7 апреля 1994 г., когда этот домен был внесен в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня. К 2000 г. в этом домене зарегистрировано свыше полумиллиона имен. Прирост регистрации в домене России по итогам 2005 г. составлял 46,3%. Отмечая тенденции развития русского Интернета, этот автор указывает на то, что рост преимущественно идет за счет физических лиц. Активно развиваются российская система за счет Москвы и Санкт-Петербурга (Москва — 51%, Санкт-Петербург — 8%). К 2005 г. можно было фиксировать слабое участие в Интернете российских регионов. Московская область составляла 6%, остальные регионы — 35%. Российский сегмент Интернета представлен несколькими направлениями информационных потоков. Во-первых, это работа интернет-провайдеров, обеспечивающих выход пользователей в широкую сеть. Во-вторых, это непосредственные услуги пользовательского характера по контактам пользователя с такими сегментами Интернета, как интернет-СМИ, интернет-магазины, поисковые системы, интренет-игры, интернет-блоги, знакомства, дизайнерские системы и пр. Здесь действует множество компаний, которые находятся в постоянном движении: слияние, разделение, укрупнение, объединение между собой и с зарубежными компаниями. По свидетельству этого автора, со ссылкой на данные Роспечати в Рунете, к 2006 г. действовали 180 тыс. сайтов, в том числе 19 тыс. образовательных и научных. 1816 сайтов в качестве зарегистрированных СМИ. Почти 100% федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации имели свои сайты. Функционально-целевая структура Рунета в 1 квартале 2006 г. выглядела так: компании и сети — 30%; развлечения — 26%; новости и СМИ - 9%; бизнес - 7%; прочие - 28%. Вывод автора названной книги: «Рунет сегодня нацелен на отдых и развлечения». Более современный взгляд на Интернет и его правовые проблемы содержится в работах А. К. Жаровой и И. М. Рассолова и других исследователей этой проблемы. Полезно обратить внимание на факторы, которые определяют темпы и качество развития Интернета в России и включенность российских субъектов в зону «сот» Интернета. Это можно, конечно с определенной условностью, проследить на рейтингах оценки условий России для включенности в мировое информационное пространство. Их несколько, если судить по печати. Это: 1) экономическая свобода — в данном рейтинге Россия занимает 124 место из 155 обозреваемых стран; 2) электронная готовность — 52 место в ряду 62; 3) уровень благополучия — 62 из 177; 4) свобода прессы — 140 из 167 включенных в рейтинг по этому показателю. Приведенные цифры свидетельствуют о достаточно сложных процессах в разных сегментах российской социально-экономической сферы и о том, что еще предстоит большая работа по выравниванию многих показателей в области информатизации. Есть немало причин сомневаться в абсолютности этих данных, но если таких исследований в самой России не проводится достаточно и с необходимыми сравнениями, то и эти данные можно использовать для критической оценки факторов, которые необходимо учитывать при размышлениях о будущем. Юристы не прекращают спор о правовой квалификации отношений по поводу использования информационного ресурса (а это та выделенная часть информации, которая интересует ее владельца с точки зрения дохода, а получателя — ее соответствия его ожиданиям и потребностям). Информационные ресурсы и права на них — это объект только гражданско-правовых отношений или и других отраслей права? Являются ли отношения по поводу создания, предоставления, распространения, использования информационного ресурса объектами информационного права с применением методов регулирования других отраслей права в области услуг и обязательных функций органов, их подразделений и должностных лиц или это сфера ведения только гражданского права? Цивилисты имеют недюжинные претензии на свой приоритет. И об этом мы уже говорили в других главах учебника. Для того чтобы ответить на эти вопросы в связи с темой Интернета, необходимо разобраться в принципах дифференциации информации и информационных объектов, циркулирующих в Интернете и его российском сегменте, формирующем информационную среду конкретных пользователей. При этом важно учесть такое свойство информационных ресурсов и составляющих их конкретных информационных объектов в качестве предметов социального интереса, как подвижность, перемещаемость информации в пространстве и в системах коммуникаций. Это объект движимый. Подобно тому, как но трубопроводу текут нефть или бензин, имеющие свои марки и качества, информационные продукты (объекты в оцифрованной форме знаков, отражающих ее содержание) перемещаются в пространстве сетей. Без информации ИКТ не существует, сколь бы ни были совершенны сетевые структуры и все, что их обслуживает. Именно поэтому в системе ИКТ содержательный момент, информационная начинка сетей и их резервуаров (серверов, сайтов, чатов и т.д.) определяет успех или неуспех развития Интернета и его локальных составляющих: информационных ресурсов личных, частных или корпоративных, общественных, государственных и любых иных по принадлежности. Второй срез при дифференциации информационного продукта Интернет — дифференциация по статусу потребителя. Эти два параметра определяют движение и эффективность в развитии сетей и программ, развитие технологий. Потребность, спрос, и не только рыночный, создает производство и рынок как самого информационного ресурса, так и технологий и средств коммуникаций. Мы не имеем точного определения термина «пользователь». В одних случаях это тот субъект, который входит в Интернет как держатель ресурса: технического, производственного, технологического, а в других — тот субъект, который обращается в Интернет за получением, доступом к ресурсу. Анализ пользователей портала Rambler, проведенный в первом полугодии 2005 г., показывает, что российский сегмент Интернета растет и количественно, и качественно. Сеть воспринимается как многогранная среда для реализации различных сервисов. Это области: строительства, недвижимости, техники, фото, рекламы, транспорта, сервисы в электронной коммерции. Число специализированных сайтов по этому списку колеблется от 6 тыс. до 10 тыс. Не ясно только, почему категория «товары и услуги» вышла за рамки электронной коммерции и ее части торговли. В связи с этим показатель по товарам и услугам имеет 11 с лишним тысяч сайтов, а коммерция только 2123. Самым успешным выглядит блок строительства. Здесь сосредоточено 39% всех сайтов. Это все те же справки, заказы, оферты, реклама, хотя последняя выведена отдельно. Если сфера производства, торговли и услуг занимает 48,5% емкости российского Интернета, то тема финансов (в основном частного сектора) составляет 10%. Поражает очень медленное продвижение по Интернету таких социально значимых сфер, как транспорт, наука и культура, сфера управления и правоохраны, образование и здравоохранение. Здесь процент использования Интернета колеблется между 5 и 2%. Именно эта сторона дела говорит о реальных возможностях населения использовать Интернет и о состоянии разработки программ и их включения в информационное пространство страны. Область государственного управления — «органы власти» составляют 2,5% пользователей. Отсутствует рост и в сегменте «СМИ и периодика». СМИ и реклама составляют лишь 4,6%
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |