КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты, действующие в сфере СМИ, их правоотношения
В соответствии с российским Законом о СМИ в их деятельности принимают участие субъекты, различающиеся по своей роли, обязанностям и результатам работы. Здесь действуют учредители, собственники или инвесторы, редакции (редакторы), редакционные советы, редколлегии, объединяемые понятием «издатель», присутствуют юридические лица и лица не юридические, общественные организации (советы и редколлегии). Закон о СМИ подробно регламентирует внутренние отношения между всеми участниками этой деятельности. Так, учредителем может быть любой, достигший 18 лет гражданин Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут быть учредителями в отличие от иностранцев, которые таким правом не обладают. Правом учреждать СМИ обладают объединения граждан, трудовые и журналистские коллективы, религиозные и прочие объединения. Этим объясняется достаточно большая номенклатура газет, журналов, электронных СМИ. В структуре российских СМИ присутствуют издания частные, корпоративные, общественные, государственные, издания местных органов самоуправления и других органов. Государственная регистрация СМИ имеет уведомительный характер. И это предполагает проверку законности организации СМИ, а также материальную состоятельность учредителя. В зависимости от масштабности СМИ, его аудитории регистрация может осуществляться на уровне федеральных органов исполнительной власти (Минкомсвязь России), при других показателях — регистрация осуществляется соответствующим органом субъекта РФ или территориальным органом. Если СМИ считать определенные формы представления информационных ресурсов, то почему бы именно их и не рассматривать как предмет отношений, а регулирование прав, обязанностей и ответственности различных субъектов, участвующих в процессе создания и доведения до пользователя сформированной информации, — как объект правового регулирования правоотношений. Колоссальное значение СМИ для информирования населения, для формирования мировоззрения и решения многих проблем информационного общества, а также сложность и многослойность отношений разных субъектов в системе СМИ создают основания для выделения этого комплекса отношений в специальную подотрасль информационного права. В Италии, например, действует Информационный кодекс, который касается исключительно сферы отношений, связанных со средствами массмедиа. В любом случае, в сфере СМИ переплетаются отношения автора и журналиста с редактором (редакцией), с издателем (издательством); субъектов внешней среды, где черпается информация, и распространителем издания СМИ; издатель взаимодействует с типографиями и субъектами распространения его продукции. Но и в процессе создания отдельного СМИ участвуют разные субъекты: учредители, собственники (инвесторы), издатель, органы исполнительной власти, обеспечивающие регистрацию СМИ. Этим и объясняется, что в данном круге отношений реализуется не только информационное право, но и нормы гражданского, трудового, финансового права и пр. Особую область отношений издателя, представляющего конкретный информационный объект (газету, журнал, электронную их форму), составляют отношения с читателями этих изданий, а также с субъектами, интересы которых затрагиваются в публикуемых материалах. Эта группа отношений также регулируется правом и весьма трудна в правоприменении. Однако ряд отношений, нарушающих права граждан и их личные или публичные интересы, влекут юридическую ответственность и соответствующие меры наказания.
Правовой статус журналиста и авторов, представляемых в Интернете
Сферы деятельности журналиста как профессионального работника в области СМИ с функциональной точки зрения подразделяются: на деятельность по получению информации; способы ее обработки и выбор форм распространения; обеспечение ее публикации. Это формирует права и обязанности журналиста как исполнителя функций данной специальности. Однако правовые отношения, в которых участвует журналист, значительно шире. Процесс получения (поиска и овладения информацией) обязательно связан с установлением и реализацией взаимодействия с другими субъектами — обладателями информации, в которой журналист заинтересован. И здесь существует проблема получения информации. Это может быть пассивное наблюдение, активное участие в событиях, получение документальной информации, приемы интервью, обработка уже известной информации, собственная интерпретация уже обнародованной информация — творческий анализ, обобщение, т.е. создание информационного продукта в качестве произведения. В этом круге деятельности возникают столкновения между режимом персональной информации, так как большинство информации относится к акторам событий, фактов, и журналистской тайной. Журналист имеет право не называть источник получаемой информации, но несет ответственность за ее достоверность. Принципы открытости и гласности в данном случае как бы не работают. Журналист попадает в силу закона в очень противоречивую ситуацию, когда должен, с одной стороны, давать указание на источник, предоставивший эту информацию, а с другой — соблюдать конфиденциальность. Это лишь один из примеров ситуации, в которой журналист работает. Вся гамма его полномочий соткана из противоречий. Для их понятия достаточно ознакомиться со ст. 47—49 Закона о СМИ. Собирание, накопление информации по факту, событию, личности аналогично работе оператора информационной системы. Полученные сведения аккумулированы в памяти и базе данных журналиста. Вместе с тем обработанная и представленная в редакцию информация становится и предметом обладания (владения) редакции (редактора). Это уже авторская (профессиональная) и одновременно служебная информация. В связи с определенной идеологической настроенностью сам журналист может интерпретировать полученную информацию соответственно. Редактор, реализуя свое право и обязанность выпустить в свет полученный продукт от журналиста, также может сделать соответствующие коррекции, которые обязан согласовать с журналистом-автором. Всегда ли это соблюдается? Конституцией запрещена государственная цензура Но цензура органа издания и самоцензура журналиста могут сильно влиять на содержание информации. Здесь возникает полоса конфликтности между источником информация и продуктом СМИ, получаемым на выходе в свет для чтения, обозрения потребителем. Не исключается и обычное лоббирование со стороны заинтересованных в публикации субъектов — поскорее опубликовать или, наоборот, задержать публикацию, сделать ее более острой, а часто и просто ложной. Известно, какое количество статей КоАП РФ посвящено проблеме ответственности журналистов за публикации, искажающие информацию во время избирательных кампаний. Но борьба партий или отдельных кандидатов за свой интерес часто приводит к тупиковым ситуациям. Например, в печать предоставляется информация, порочащая или искажающая сведения о кандидате в депутаты. В обычных условиях он имеет возможность опровергнуть такую информацию, признать ее в судебном порядке клеветнической, факт неточности может быть установлен и самим органом СМИ. Но если такая информация поступает за один день до проведения выборов, то СМИ уже не имеют права что-либо публиковать на тему о кандидатах. Так проходит ложная, порочащая информация при формальном соблюдении правильных требований. Значительные сложности представляет и проверка достоверности информации. Журналист часто применяет прием анонимности источника и публикации материала. О доступе журналиста к информации о работе органов государственной власти и местного самоуправления За последние годы практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления значительно продвинулась вперед. Средства телерадиовещания регулярно информируют о ходе решения проблем соответствующего уровня. Руководители многих органов непосредственно, с экрана и в эфирном режиме докладывают о принятых решениях, порой сообщают о конкретных индивидуальных решениях. Стали традицией пресс-конференции 11резидента РФ, губернаторов субъектов РФ. Наряду с этим журналисты и редакции предоставляют больше критической и конфликтной информации. За последнее время наблюдается и движение в другую сторону становится больше передач и публикаций с обобщением передовых методов работы, о инициативах населения. Юридическое оформление служебной деятельности журналиста реализуется на основе института аккредитации его действий по доступу к информации органов и структур, в этом заинтересованных, с одной стороны, а с другой — оформлением его служебных отношений с определенным органом (его администрацией) контрактом или договором. Исчерпывают ли эти процедуры права и обязанности журналиста перед обществом? Недостаточное исследование этого вопроса порождает множество публичных и частных споров и судебных процессов. Как представляется, писатель — это социальная профессия создателя произведений, а не должность. Журналист — один из видов субъектов публичной интеллектуальной деятельности, которая регламентируется прежде всего Конституцией РФ, законодательством о СМИ, международными актами. Дополняется его правовой статус привязкой к определенному виду СМИ через сотрудничество с их органами и актом аккредитации по доступу к информации структур, заинтересованных в его профессиональной деятельности. Нет полной ясности о значении аккредитации (получить ее он может не в одной организации) при реализации своих прав и ответственности за достоверность и других требований к публикациям и выступлениям журналиста в иных публичных формах. Ответы на эти вопросы в каком-либо одном нормативном правовом акте не содержатся. И учет всех сторон правового статуса журналиста и его прав как гражданина требуют особого внимания. Выскажем наши соображения по данному вопросу. Журналист как работник определенного органа, ответственного за действия журналиста, и он же как гражданин имеют разные формы выражения своего мнения и суждения, тем более оформления его в печатной, электронной или устной форме. При смешении этих ролей журналиста идут острые дискуссии. Частично эта тема раскрывается в публикациях крупнейшего специалиста по СМИ и журналистике М. Л. Федотова. Сложную и ответственную роль журналисты выполняют в ходе избирательных кампаний. По Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» СМИ не являются субъектами агитационной деятельности. Но КоАП РФ содержит около десятка статей, предусматривающих ответственность за правонарушения при общении журналистов и структур, действующих в период избирательной кампании. СМИ активно освещают деятельность партий и объединений по этим вопросам и тем самым реализуют свою роль информаторов и просветителей. Общественность отмечает и еще одну сторону непростой жизни и журналистов, и СМИ в целом. Найти правильный ракурс освещения достаточно сложных процессов в обществе непросто и требует высокой грамотности и понимания процессов, идущих в обществе. Это хорошо отслеживается на процессе консолидации партийных структур, их самостоятельности и авторитете только при наличии ясных и приемлемых для общества программ. Еще одна сторона связи СМИ с обществом выражается в их взаимодействии (часто зависимости) с бизнес-структурами. Бизнес-структуры широко поддерживают СМИ, в определенной части ориентированные на их интересы. Проблема финансирования СМИ — одна из самых трудных для организации их гласной, открытой и продуктивной работы. Обычные формы СМИ и электронные СМИ, статус которых еще нуждается в уточнении, осуществляют колоссальную работу по обеспечению информационного взаимодействия со всеми структурами гражданского общества и, естественно, с органами публичной власти. Критические публикации нередко служат основанием для принятия решений. Информация, формируемая в обществе как обратная связь, оказывает существенное влияние на принятие решений в области реализации национальных программ, усиление внимания к стратегическому планированию, расширению фронта представления мнения общественных организаций, исправление пенсионной политики и др. Это иллюстрируется в печати. Еще в шестидесятые годы прошлого века СМИ получили название «четвертой власти»1. В плане выполнения функций реализации обратной связи органов публичного управления и населения страны это название оправданно и сегодня. Характеристику изменения ресурсной базы реализации национальных проектов, например, дает РИО-Центр'. Прекрасно анализируя движение в использовании экономических и, главное, финансовых ресурсов, специалисты констатируют слабость гражданского общества в России, недостаточность «институционального представительства населения»2. Однако эта хорошая публикация, подготовленная на основе информации, полученной из Автоматизированной системы управления информационного обеспечения приоритетными национальными проектами (ГАС «Управление»), не уделяет внимания информационным ресурсам как самостоятельному ресурсу страны и его рациональному использованию в управлении. Все острее встает вопрос о безопасности персоны журналиста. Заметим, что в 2009 г. в США был принят закон, дополняющий акт об иностранном содействии от 1961 г. о включении в годовой отчет о практике реализации прав человека информации о свободе прессы в зарубежных странах. Этот акт предусматривает меры по обеспечению содействия и поддержки свободы прессы, укреплению и охране независимости медиа, совместимые с задачами прогресса в этой области деятельности. Одновременно предусматриваются действия по идентификации стран, в которых нарушается свобода прессы, включая безопасность, в формах физического нападения, давления, лишения свободы или цензуры; применяются военные, полицейские, идеологические методы; проявляются действия экстремистских или мятежных групп, а также осуществляются действия управленческих служб, препятствующие свободе прессы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |