Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергетика – теорія самоорганізації




Самоорганізація матеріальних систем в 20-ті роки стає центральною проблемою. Синергетика досліджує процеси ссамоорганізації в природих системах. Термін бере початок від „синергіа” – співпраця. Основоположники – Хакен і Пригожин. В рамках синергетики світ розглядається, як складно і системно організований; як такий, що знаходиться в процесі становлення поєднуючи порядок і хаос; в ньому збільшується структурність і зростає багатоманітність; поєднуються детермінізм та індетермінізм, а в пізнанні світу враховується історична і концептуальна діяльність людини; основними процсами виступають життя та ентропія. Процеси, що протікають в системах Х. і П. Розділяють на: ті що в замкнених і ведуть до встановлення рівноваги, які при певних умовах прямують до хаосу; і в відкритих системах – з хаосу виникають впорядковані структури, це і характеризує здатність систем до самоорганізації. Характеристики першого типу – рівно важність і лінійність; в 2го (де проявляється зд до самоорганізації) – нерівномірність і не лінійність – такі процеси розглядає синергетика.

Перв представл о сущности ч-ка и его сознании возникли в древности. Первые греч ф-фы стрем сконструировать картину мира, выявить всеобщие основ бытия этого мира. При накоплении ф-ей объема знаний происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению ч-ка, его жизни во всех многообр проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в ф. Родоначальниками этой тенденции является Сократ (и некоторые софисты)

С одной стор, чел-к – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стор, ч-я природа явл нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи ч-ку -эта двойственность всегда заставляла ф-фов искать сущность человека

В античной ф сформир особ подход в постиж при-ды и ч-ка – космоцентризм, суть, что исходной точкой в разработке ф проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некот духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. Начиная с Сократа, проблема ч-ка выдвигается на центральное (первое) место. Сократ открыл совершенно новую проблематику (досократическая и сократическая философии). До него занимались проблемой мироздания, а он начал исследовать ч-кое сознание: «познай себя, ч-ую красоту». Антидогматизм Сократа выражался, в его отказе от претензий на обладание позитивным знанием. Он считал себя не учителем мудрости, а лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. В качестве важного вида ч-кой деят-ти признавалась мыслительная, познавательная деят-ть, связанная с постижением и космоса, и ч-ка, направленная на достижение внутренней гармонии ч-ка, соц гармонии, гармонии между ч-ком и космосом. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно – произвольный единичный ч-к, а ч-к как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выст с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. По Сократу, основопол способность ч-ка – это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Ч-к дол затратить значит усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика- (повивальное искус). Этот метод помогает рождению ч-кой мысли, а ф-ф, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Исход началом явл ирония. Благодаря ироническому отнош к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю») и тем самым, приглашал их к рассуждению, к выработке своей позиции, кот основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. Сократ добивался этого путем точной постановки вопросов. Он исходил из того, что все знания уже имеются у ч-ка. Ч-к обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача ф-фа помочь ч-ку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. «Я пост своей жизнен целью оказывать каждому в его индивид-й духовн жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по кот кажд из вас мог бы стать лучшим и более разумным» – «Апология» Сократ. Познание Сократ осуществв процессе бесед. Он верил, что если ч-к знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание – это источник нравствен совершенства. называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание как соблюдать ч-кие и божеств законы). Сократ пыт найти в сознании, мышлении ч-ка такую прочную и твердую опору, на кот могло бы стоять здание нравственности и всей обществ жизни, государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими суждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев, и был приговорен к смерти. (Мог сбежать) Выпил яд, считая, что истин ф-ф должен жить и умереть в согласии со своим учением.Т.о., В ф Сократа и софистов ч-к становится единственным бытием. Перенос акцента в ф-ом размышлении с природы на ч-ка означал не просто более широкое и всестороннее развитие важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения ч-ка к миру. Ф-ое восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего ч-ка. Ф – это самосознающее мышление.


99. Ф. Ніцше і програма „переоцінки цінностей”

воля до влади – чинник розвитку життя; Всесвіт, природа, почуття та ін., — усе це є лише елементами життя. Оскільки життям рухає волевиявлення, у ньому панує боротьба за виживання. Звичайно, у ній перемагає сильніший. Завдяки такій перемозі життя може зміцнюватись. Слабким людям не слід ні співчувати, ні допомагати, бо підтримка слабких веде до виснаження і виродження життя Ф.Ніцше протиставляє силі життя культурні норми й цінності, вважаючи, що саме людська слабкість і незахищеність спричинила виникнення культури як системи штучних засобів виживання. Мораль — це засіб боротьби слабких проти сильних. Життя не підлягає моральним оцінкам, бо воно є лише таким, яким воно може бути. Свою позицію Ф.Ніцше позначає не як "аморалізм" (неморальність), а як "імморалізм" (позаморальність). Мораль, на думку Ф.Ніцше, тримається на авторитеті та залякуванні, але "Бог помер" тому, що він не втручається у життя для його зміцнення. Ті ж, що посилаються на Бога, підтримують слабкість і виродження, а не силу життя. Якщо ж людина відчуває у собі "голос крові", вона повинна не звертати увагу на мораль, стати "по той бік добра і зла" й піднести себе саму на надлюдський рівень. Здатна на таке людина стає "надлюдиною", і тільки вона може бути справжнім виявленням сили життя. Ніцше також постає проти розуму як засобу організації людського життя, вважаючи останнє сліпою силою і самовладною сутністю. Мораль рабів (мягкосердність, альтруїзм, покірність, співчуття) – суперечить життю і можливостям розвитку; мораль господарів (особиста гідність, самовпевненість, воля, досягнення цілей) – дозволяє реалізуватися, діяти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.