Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтологические основания социально-правовой реальности




ОНТОЛОГИЯ ПРАВА

Бачинин В.А.

 

 

Человеку постоянно приходилось и приходится наблюдать разнообразные факты возникновения и гибели природных и со­циальных форм, появление чего-либо из небытия или его уход в небытие Эти факты, волнуя людей, рождали множество вопро­сов: что значит быть или не быть? что есть бытие и небытие? в чем их отличие друг от друга?

В поисках ответов на эти и многие другие, соприкасающиеся с ними, вопросы сложилось особое направление философских раз­мышлений о бытии в целом —онтология (от греч. ovroq — сущее, бытие и Хоуос, — учение). Ее главными понятиями являют­ся категории бытия и небытия, вбирающие в себя поистине неис­черпаемое содержание, охватывающее космос, природу, социум, человека, культуру.

Бытие представляет собой всеобщее свойство всех вещей, а понятие бытия фиксирует это их свойство как первичный, фунда­ментальный признак, не касаясь других, частных, особенных ка­честв Быть или пребывать в бытии означает для вещи, организ­ма, субъекта, любой реалии:

— во-первых, просто существовать, пребывать- отдельно о всего иного;

— во-вторых, существовать наряду со всем иным; — в-третьих, существовать во взаимодействии с иными реа лиями;

— в-четвертых, существовать в единстве с универсумом, ми ровым целым.

Быть — значит пребывать не в состоянии абсолютного покоя а в динамике непрерывных, малых или значительных, изменений Мир в целом и все его отдельные части и элементы непрерывно меняются Вечный универсум состоит из конечных, возникающих и исчезающих, появляющихся из небытия и уходящих в небытие вещей, предметов, живых существ Из смертных элементов скла­дывается бессмертное мироздание, из конечных частиц состоит бесконечная Вселенная, из многообразия отдельных явлений скла­дывается гармония единого миропорядка, где бытие и небытие непрерывно перетекают друг в друга.

Бытие подчиняется определенной логике, которая задается исходными основаниями, пребывающими в нем самом Основа­ние — это то, что является для вещи ита феномена гепетически (49) первичным и безусловным, предопределяющим характер и преде-лы их пространственно-временного пребывания, что обеспечива-ет устойчиво-динамическое единство их как целостностей. Универсальным онтологическим основанием разнообразных форм сущего является взаимодействие противоположных начал или противоречие. Существует бесчисленное множество пар про­тивоположностей — свет и тьма, верх и низ, твердое и мягкое, мужское и женское, добро и зло, истина и ложь и т. д. Противоре­чия возникают и разрешаются, чтобы вновь возникнуть и искать возможности разрешения. Логика этих возникновений и разре­шений составляет внутренний пульс бытия. Само же противоре­чие является универсальной онтологической структурой, присут­ствующей во всех сферах космического, природного, социального и духовного бытия. В любой целостности оно выступает как струк­турообразующее или структуроразрушающее начало.

Характер взаимодействия противоположностей предопреде­ляет существование трех главных бытийных форм — хаоса (эн­тропии), порядка и гармонии.

Хаос. Поскольку в бытии всегда присутствует возможность небытия и любая конкретная структура рано или поздно распада­ется, можно утверждать, что порядок чреват хаосом, подобно тому, как жизнь всегда чревата смертью. Хаос — это отсутствие структурности, рассеянность, безмерность. В мифологии хаосом издавна принято именовать некое неразличимое в себе, внутрен­не недифференцированное, неструктурированное первоначало бытия, выступающее как аморфная, неустойчивая стихия. Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разру­шения существующего порядка. В столкновениях своих стихий он несет огромную потенциальную энергию, способную при опреде­ленных условиях воплотиться, оформиться в конкретные струк­туры.

Порядок представляет собой способ и форму существова­ния организованных структур, внутренне уравновешенных цело­стностей. Из них складывается онтологическая сверхсистема, пре­бывающая в динамично-равновесном состоянии. Она способна на протяжении периода, достаточного для выявления и реализации ее возможностей, эффективно функционировать, сохранять себя в состоянии жизнеспособности, репродуцировать необходимые для себя формы, генерировать новые, гасить и блокировать воз­никающие деструктивные импульсы и тенденции, не позволяя им разрушать сверхсистему как целостность.

Являясь состоянием, в котором пребывает система, порядок предполагает бесконечное множество своих степеней. Каждое это состояние, каждая степень упорядоченности находится на опре­деленном удалении от противоположных полюсов хаоса и гар­монии.

Гармония — это состояние целого, когда все его элементы приходят в такое соотношение друг с другом, при котором систе­ма достигает высокой степени совершенства, функциональноп эффективности и продуктивности. В условиях гармонии все час­ти системы существуют максимально полноценно, когда каждый элемент чем больше отдает, тем больше получает.

Гармония — это не внешнее соединение противоположностей. а их слияние в конкретное, органичное тождество, когда устраня­ются резкие различия и контрасты между ними, налаживается поразительная согласованность взаимодействий.

В социальной жизни особой областью, специально культиви­рующей гармонию, является искусство. Оно как бы для того и предназначено, чтобы напоминать людям, что кроме пугающего хаоса и размеренного, но порой бездушного порядка, существует высший мир прекрасных гармоний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.