КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цивилизация как форма социального порядка
Существует универсальный закон возрастания беспорядка (энтропии), означающий, что в природе и обществе постоянно действуют дезорганизующие и деструктивные силы и что любая вещь несет в себе тенденцию к самораспаду и гибели. Но энтропийная тенденция не всевластна, поскольку ей противодействует другая, суть которой в том, что всякая система стремится к самосохранению себя как целостности с внутренне уравновешенной структурой. Принцип динамической сбалансированности внутренних противоположностей, их подвижного равновесия (гомеостазиса) столь же универсален, как и закон возрастания энтропии. Оба они позволяют существовать динамическим структурам. Поскольку в социуме, как и в природе, действуют разрушительные силы и проявляются энтропийные тенденции, человек заинтересован в том, чтобы иметь эффективные средства противодействия им. На протяжении тысячелетий шел процесс выработки разнообразных социальных форм, призванных помогать людям в их противодействии деструктивным началам бытия, способных систематически повышать уровень упорядоченности общественной жизни. Порядок возникает там, где между различными вещами или субъектами образуются устойчивые, надежные и продуктивные связи, скрепляющие их в единую, успешно функционирующую целостность. Совокупность этих связей составляет относительно устойчивую структуру, конфигурация которой отмечена печатью функциональной целесообразности. Порядок предполагает соразмерность частей целого, их подчиненность нормативному принципу меры, относительную сбалансированность противоположностей, в каких бы видах они ни выступали. Если в основе естественного порядка лежат объективные законы природы, функционирующие независимо от воли и желаний людей, то социальный порядок, его установление и поддерживание требуют активных человеческих усилий. Когда такие усилия оказываются успешными и плодотворными, у социальной системы появляется возможность обрести такое качество, как цивилизованность, и называться цивилизацией. Цивилизация — это искусственная, многоцелевая социальная система, стремящаяся пребывать в равновесно-динамичном состоянии, способная к саморегуляции и самосовершенствованию, предпринимающая постоянные усилия по блокированию существующих опасностей деструкции и хаоса. Направления ее организационно-регулятивных усилий разнообразны, поскольку источником опасности для нее могут выступать самые разные силы — от деструктивных процессов в экономических и политико-идеологических сферах до отдельных людей, одержимых разрушительными аффектами и страстями. Ключевым принципом цивилизации как системы является принцип социального порядка, а главное ее требование к собственным подсистемам и элементам — это требование подчиняться существующим нормами законам, следовать заданным образцам. Цивилизационной системе необходимо регулярное, ритмично-педантичное воспроизведение наличного порядка для того, чтобы успешно выполнять свою репродуктивную функцию. С этой целью создается ряд социальных институтов, не допускающих беспорядка, поддерживающих социальный порядок, — система государственной власти, правовые институты, политические организации, На это же направлена деятельность традиционных воспитательно-регулятивных средств — обычаев, традиций, моральных норм, а также средств суггестивного (внушающего)(55)психолого-педагогического воздействия старших поколений на младшие. Разрушение, выход из строя этих нормативно-регулятивных средств чреваты для общества катастрофическими последствиями. Улисс в драме Шекспира «Троил и Крессида» ужасается, вообразив подобную катастрофу: О, стоит лишь нарушить сей порядок, Цивилизация, борясь с угрозой катастрофического самораспада, стремится не просто упорядочивать человеческое существование, но создать удобообитаемую среду, внутри которой человек имел бы все необходимое, чтобы совершенствоваться, приумножать свой культурный, духовный потенциал. Цивилизация, как наиболее грандиозная из форм социального порядка, представляет собой продукт многовековых преобра-зовательно-приспособительных усилий человечества. В итоге этих усилий сложились те более или менее приемлемые формы отношений индивидов друг с другом и средой обитания, которые в целом и составили социальное «тело» цивилизации. Тот порядок, без которого немыслима каждодневная жизнь цивилизованного общества, нельзя считать чем-то несущественным или случайным. В нем реализовалась, воплотилась с огромным трудом найденная усилиями многих поколений мера целесообразности в организации общественного бытия. Здесь каждая социальная форма стремится к своему оптимуму и если даже не достигает его в настоящий исторический момент, то надеется на это в будущем. Цивилизация как упорядоченное целое — это одновременно и система и организация. Системой ее позволительно называть из-за того, что она имеет внутри себя элементы и подсистемы, связанные между собой по горизонтали, ив ней отчетливо просматриваются разнокачественные уровни, размещающиеся по вертикали. Кроме структурно-статического аспекта, в цивилизации как системе очевиден аспект динамический. Она представляет собой развивающуюся целостность, изменяющуюся в социально-историческом времени, способную обеспечивать жизнедеятельность человека и воспроизводить самое себя. В качестве организации цивилизация выступает как особый социальный организм, существующий для достижения определенных целей. Ее многоцелевым предназначением объясняется то, что она сама состоит из множества крупных и мелких организаций, выполняющих разнообразные функции, стремящихся к их рационализации и оптимизации. Как организация, цивилизация способна к саморегуляции, самонастраиванию, что позволяет ей эффективно действовать на протяжении длительных исторических периодов, время от времени внося радикальные коррективы в свои стратегии. Эта самокоррекция предстает как единство аккомодации (цивилизация заставляет субъектов подлаживаться под ее требования) и ассимиляции (цивилизация сама стремится приспособиться к психофизическим и социокультурным особенностям новых поколений). В итоге цивилизации удается сохранять и поддерживать необходимую для ее успешного развития меру социального порядка.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |