Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизация как форма социального порядка




Существует универсальный закон возрастания беспорядка (эн­тропии), означающий, что в природе и обществе постоянно дей­ствуют дезорганизующие и деструктивные силы и что любая вещь несет в себе тенденцию к самораспаду и гибели. Но энтропийная тенденция не всевластна, поскольку ей противодействует другая, суть которой в том, что всякая система стремится к самосохране­нию себя как целостности с внутренне уравновешенной структу­рой. Принцип динамической сбалансированности внутренних противоположностей, их подвижного равновесия (гомеостазиса) столь же универсален, как и закон возрастания энтропии. Оба они позволяют существовать динамическим структурам.

Поскольку в социуме, как и в природе, действуют разруши­тельные силы и проявляются энтропийные тенденции, человек заинтересован в том, чтобы иметь эффективные средства проти­водействия им. На протяжении тысячелетий шел процесс выра­ботки разнообразных социальных форм, призванных помогать людям в их противодействии деструктивным началам бытия, спо­собных систематически повышать уровень упорядоченности об­щественной жизни.

Порядок возникает там, где между различными вещами или субъектами образуются устойчивые, надежные и продуктивные связи, скрепляющие их в единую, успешно функционирующую целостность. Совокупность этих связей составляет относительно устойчивую структуру, конфигурация которой отмечена печатью функциональной целесообразности. Порядок предполагает сораз­мерность частей целого, их подчиненность нормативному прин­ципу меры, относительную сбалансированность противополож­ностей, в каких бы видах они ни выступали. Если в основе естественного порядка лежат объективные законы природы, функ­ционирующие независимо от воли и желаний людей, то соци­альный порядок, его установление и поддерживание требуют ак­тивных человеческих усилий. Когда такие усилия оказываются успешными и плодотворными, у социальной системы появляется возможность обрести такое качество, как цивилизованность, и на­зываться цивилизацией.

Цивилизация — это искусственная, многоцелевая соци­альная система, стремящаяся пребывать в равновесно-динамич­ном состоянии, способная к саморегуляции и самосовершенство­ванию, предпринимающая постоянные усилия по блокированию существующих опасностей деструкции и хаоса. Направления ее организационно-регулятивных усилий разнообразны, поскольку источником опасности для нее могут выступать самые разные си­лы — от деструктивных процессов в экономических и политико-идеологических сферах до отдельных людей, одержимых разру­шительными аффектами и страстями.

Ключевым принципом цивилизации как системы является принцип социального порядка, а главное ее требование к собствен­ным подсистемам и элементам — это требование подчиняться су­ществующим нормами законам, следовать заданным образцам. Цивилизационной системе необходимо регулярное, ритмично-педантичное воспроизведение наличного порядка для того, что­бы успешно выполнять свою репродуктивную функцию. С этой целью создается ряд социальных институтов, не допускающих беспорядка, поддерживающих социальный порядок, — система государственной власти, правовые институты, политические орга­низации, На это же направлена деятельность традиционных вос­питательно-регулятивных средств — обычаев, традиций, мо­ральных норм, а также средств суггестивного (внушающего)(55)психолого-педагогического воздействия старших поколений на младшие.

Разрушение, выход из строя этих нормативно-регулятивных средств чреваты для общества катастрофическими последствия­ми. Улисс в драме Шекспира «Троил и Крессида» ужасается, во­образив подобную катастрофу:

О, стоит лишь нарушить сей порядок,
Основу и опору бытия, —
Смятение, как страшная болезнь,
Охватит все, и все пойдет вразброд,
Утратит смысл и веру. Как могли бы,
Закон соподчиненья презирая,
Существовать науки и ремесла,
И мирная торговля дальних стран,
И честный труд, и право первородства,
И скипетры, и лавры, и короны.
Забыв почтенье, мы ослабим струны —
И сразу дисгармония возникнет.
Давно бы тяжко дышащие волны
Пожрали сушу, если б только сила
Давала право власти; грубый сын
Отца убил бы, не стыдясь нимало;
Понятия вины и правоты —
Извечная забота правосудья —
Исчезли бы и потеряли имя,
И все свелось бы только к грубой силе,
А сила — к прихоти, а прихоть — к волчьей
Звериной алчности, что пожирает
В союзе с силой все, что есть вокруг,
И пожирает самое себя.

Цивилизация, борясь с угрозой катастрофического саморас­пада, стремится не просто упорядочивать человеческое суще­ствование, но создать удобообитаемую среду, внутри которой че­ловек имел бы все необходимое, чтобы совершенствоваться, приумножать свой культурный, духовный потенциал.

Цивилизация, как наиболее грандиозная из форм социально­го порядка, представляет собой продукт многовековых преобра-зовательно-приспособительных усилий человечества. В итоге этих усилий сложились те более или менее приемлемые формы отно­шений индивидов друг с другом и средой обитания, которые в целом и составили социальное «тело» цивилизации. Тот порядок, без которого немыслима каждодневная жизнь цивилизованного общества, нельзя считать чем-то несущественным или случайным. В нем реализовалась, воплотилась с огромным трудом найденная усилиями многих поколений мера целесообразности в организации общественного бытия. Здесь каждая социальная форма стремится к своему оптимуму и если даже не достигает его в настоящий исторический момент, то надеется на это в будущем.

Цивилизация как упорядоченное целое — это одновременно и система и организация.

Системой ее позволительно называть из-за того, что она имеет внутри себя элементы и подсистемы, свя­занные между собой по горизонтали, ив ней отчетливо про­сматриваются разнокачественные уровни, размещающиеся по вертикали.

Кроме структурно-статического аспекта, в цивилизации как системе очевиден аспект динамический. Она представляет собой развивающуюся целостность, изменяющуюся в социально-исто­рическом времени, способную обеспечивать жизнедеятельность человека и воспроизводить самое себя.

В качестве организации цивилизация выступает как особый социальный организм, существующий для достижения определен­ных целей. Ее многоцелевым предназначением объясняется то, что она сама состоит из множества крупных и мелких организаций, выполняющих разнообразные функции, стремящихся к их рацио­нализации и оптимизации. Как организация, цивилизация спо­собна к саморегуляции, самонастраиванию, что позволяет ей эф­фективно действовать на протяжении длительных исторических периодов, время от времени внося радикальные коррективы в свои стратегии. Эта самокоррекция предстает как единство аккомода­ции (цивилизация заставляет субъектов подлаживаться под ее тре­бования) и ассимиляции (цивилизация сама стремится приспосо­биться к психофизическим и социокультурным особенностям новых поколений). В итоге цивилизации удается сохранять и под­держивать необходимую для ее успешного развития меру соци­ального порядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.