КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кратическая функция нрава
Право способно осуществлять регулирование различных ее циальных процессов и отношений, а также преодолевать встречающееся на этом пути сопротивление благодаря своей кратической (от греч. kratos — сила, власть) функции. Данная функция позволяет праву понуждать социальных субъектов к нормативному, законопослушному поведению. При этом само право напоминает аристотелевскую действующую причину, которая дает государству возможность достичь своей главной цели — поддерживать стабильный цивилизованный порядок в обществе. По отношению к трем основным типам социально-правовых противоречий кратическая функция права проявляется следующим образом: а) как сила, удерживающая антагонистов от взаимоистребления; б) как сила, заставляющая субъектов антагональных отношений соблюдать заключенные договоренности; в) как сила, оберегающая процессы агонального сотворчества и участвующих в них субъектов от различных деструктивных помех антропогенного и социогенного характера. Используемые для этого средства могут быть трех видов: 1) средства непринудительного характера. Бездействующие опосредованно и преимущественно через структуры индивидуального правового сознания, через механизмы внутренней мотивации и аутодетерминации нормативного поведения; 2) средства принудительного характера, осуществляющие внешнее нормативно-регулятивное воздействие с помощью правовых институтов, имеющие легитимный характер, отвечающие критериям справедливости и не оскорбляющие человеческое достоинство граждан; 3) средства насильственно-репрессивного характера, имеющие неправовой характер, использующие неоправданно жесткие методы воздействия, не отвечающие критериям справедливости, цивилизованности и даже целесообразности. Чтобы принуждать индивидов к должному поведению, праву необходимо обладать реальной силой и властью. Эта сила может иметь не только физический, но и психологический характер. Во втором случае она связана со способностью права апеллировать к эмоции страха. Страх имеет своим источником предположение, что несоблюдение норм права может обернуться для человека неприятными и опасными последствиями. Страх считается одной из самых сильных человеческих эмоций Высокая социальная эффективность механизма права во многом объясняется его способностью делать ставку именно на эту человеческую эмоцию. По данным современных психологов, страх, по сравнению с другими эмоциями, способен оказывать наиболее сильное сдерживающее воздействие на человеческое поведение. Он делает человека функционально невосприимчивым к многим соблазнам и искушениям, в том числе к искушению вседозволенностью. На его свойстве резко сокращать число степеней свободы в индивидуальном поведении построено действие механизма правовой санкции. То, что право и стоящий за ним государственный аппарат принуждения способны вызывать страх, не следует расценивать негативно. Страх в данном случае не является сугубо отрицательным, деструктивным переживанием. Его предназначение — превентивное и заключается в том, чтобы предупреждать о реально существующей опасности. Присутствующий в нормах права специальный механизм санкций предназначен для того, чтобы заблаговременно включать у индивидов эмоции превентивного страха и заставлять их загодя вносить соответствующие коррективы в свое социальное поведение. Нормативное воздействие эмоции страха в правовой санкции удачно передал проф. В. И. Свинцов при помощи одной из сцен романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда к Пон-тию Пилату приводят Иешуа и он, при обращении к прокуратору Иудеи, называет его «добрым человеком», то военачальник Марк Крысобой с силой ударяет его, требуя иного, официального обращения. Примечательна фраза, которой завершает урок. Он спрашивает у Иешуа: «Ты понял или ударить тебя?». В. И. Свинцов обратил особое внимание на эту фразу, полагая, что в ней содержится суть нормативной санкции. Действительно, санкция по самой своей сути предупредительно-превентивна. Она сама по себе еще не наносит удара, но предупреждает: «Если ты понятлив и готов подчиняться, тебе не грозит удар; но если ты не таков, опасайся, ибо удар не замедлит последовать». Здесь апелляция к страху ничем не завуалирована. Эмоция страха является первым, заблаговременным сигналом, информирующим о существовании опасности. В санкции эта опасность присутствует лишь в качестве возможности, которая способна становиться действительностью лишь для тех, кто совершит действия, запрещенные законодательством (146). Страх может возникать и в тех случаях, когда человек чув ствует опасность, угрожающую ему с противоположной стороны от криминальных элементов, и при этом не видит средств надеж ной защиты и гарантий своей безопасности со стороны государ ства. В такой ситуации способность закона обнаружить и приме нить свою силу воспринимается гражданами как благо и вызывае-сугубо положительные эмоции. Страх связан с инстинктом самосохранения и чувством без опасности. Право при осуществлении своей кратической функции предназначено гасить эмоции страха у законопослушных граждан, делать все необходимое, чтобы они могли существовать в достаточно комфортной атмосфере правовой защищенности и психологической безопасности. И оно же вынуждено культиви ровать эмоции страха у тех, кто не склонен проявлять должного зак о но послушания. Страх по своей природе адаптивен: происходящие под его воздействием психологические трансформации заставляют человека приспосабливать свое поведение к внешним требованиям. Поведенческая же адаптация, в свою очередь, нацелена на то, чтобы погасить эмоцию страха и вернуть психику в исходное, уравновешенное состояние. Можно говорить о целевой амбивалентности правовых санкций: они призваны минимизировать чувство страха у законопослушных граждан и максимизировать его у тех, кто склонен к правонарушениям. В обоих случаях они служат одной задаче — цемонстрировать реальную власть и силу правового механизма, которые в любой момент, при первой же надобности могут быть приведены в действие. Когда принуждение превышает меру целесообразности, обусловленную социально-антропологическими факторами, оно превращается в насилие, а правовой механизм, допускающий это, — в механизм неправа. Государственная власть, которая не может или не желает подчинить деятельность системы судопроизводства праву и закону, предоставляет ей неограниченные полномочия, геряет правовой характер. Кратическая функция, чтобы не превратиться в репрессивную, должна оставаться в рамках легитим-ности, существующего законодательства и отвечать коренным общественным интересам и универсальным естественно-правовым принципам и критериям цивилизованности. Здесь уместно напомнить старую притчу, смысл которой сводился к вопросу о том, может ли Бог создать камень, который он сам не в состоянии поднять? Оба из двух возможных вариантов ответа предполагали сомнение во всемогуществе небесного владыки. Это похоже на ситуацию с государством, когда от нет о требуют создания такой правовой системы, через нормативные границы которой оно само не могло бы переступить, даже если бы и захотело это сделать. Власть, не властная над ею же самой созданными законами и потому подчиняющаяся им, связанная их требованиями, — это власть, чуждая произволу, не прибегающая к насилию, знающая свою, строго дозированную меру допустимого принуждения. Кратическая функция ее правовой системы проявляется в пределах естественно-правовых критериев и не переходит в репрессивную. Еще великий законодатель Солон утверждал, что ему, стремящемуся защитить отечество и законы, удалось соединить справедливость и принуждение. Власть и Силу, двух помощников Зевса, никогда ранее не удалявшихся от трона олимпийского монарха, Солон, как утверждали, низвел на землю и поставил на службу Закону. Это позволило праву воцариться в Афинском государстве. Бесконечные раздоры и вспышки произвола сменяются надежным правопорядком там, где утверждается формула: Nomos = Dike + Kratos (Закон = Справедливость + Власть).
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |