Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Особенности философского мышления




Особенности философского мышления

Ключевые понятия

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тесты

1.В эпоху Возрождения возрождалась идея:

а) Бога;

б) бессмертия;

в) права;

г) Евангелия.

2. Стержень гуманизма Возрождения составляли идеи:

а) антропоцентризма;

б) натурализма;

в) абсолютной духовной свободы человека;

г) все перечисленные выше.

3. Наиболее ярким мыслителем неоплатонического этапа Ренессанса является:

а) Данте;

б) Ф. Петрарка;

в) Дж. Бруно;

г) П. Мирандола.

4. Н. Кузанским написан труд:

а) "О монашеском досуге";

б) "Об уединенной жизни";

в) "О своем и чужом невежестве";

г) "Об ученом незнании".

5. Родоначальнику политической философии Возрожде­ния Н. Макиавелли принадлежит сентенция:

а) "Великие цели порождают великие потрясения";

б) "Цель — ничто, движение — все";

в) 'Цель оправдывает средства".

 

Эмпиризм (греч. empeiria — опыт) — философское направление, рассматривающее чувственный опыт как единственный источник познания.

Рационализм (лат. rationalis — разумный) — направление в философии, согласно которому источником познания выступает разум.

Дуализм (лат. duo — два) — философское учение, считающее материальное и духовное начала равноправными и независимыми одно от другого.

Метод (греч. methodos — путь к чему-либо) — cпocoб познания объекта.

Субстанция (лат. substantia — сущность) — сущность, из которой состоят все вещи.

Модус (лат. modus — мера, способ) — свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монада (греч. monados — единица, единое) — понятие, используемое для обозначения конструктивных элементов бытия.

1. Ориентация мыслителей на современное им естествен­нонаучное знание.

2. Вытеснение и замена онтологических вопросов вопросами гносеологии.

3. Изменение характера познания: переход от проблемы сущности к проблеме метода.

4. Формирование механистической картины мира.

Развитие философской мысли в Новое время было тесным образом сопряжено с утверждением и развитием капитализма. Ускоренное развитие буржуазных отношений предъявляло новые требования к частным наукам и методологии наук в целом.

Проблема метода занимает важное место в философии. Если до Нового времени она непосредственно включалась в контекст натурфилософских и логических построений, то с развитием производительных сил и новой науки данная проб­лема приобретает собственный статус. Однако влияние новой науки поляризует философские воззрения. С одной стороны, математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении рационализма, а с другой — эмпирическая методология предлагает совершенно новую архитектонику философских построений. Ф. Бэкон и Р. Де­карт — представители новой философии выразительно ил­люстрируют своими концепциями обе эти тенденции.

В качестве основного метода Ф. Бэкон (1561-1626) пред­ложил индуктивный — метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Успехи познания и увели­чения власти человека над природой философ видел в пра­вильном сочетании органов чувств и эксперимента. Рассмат­ривая чувственность как единственный источник знания, Ф. Бэкон заложил тем самым основы эмпиризма — одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Основоположник рационализма, французский философ Р. Декарт (1596—1650), понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Од­нако он полагал, что единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания на­учного метода у Р. Декарта явилось сомнение.

Декартовская апелляция к разуму, как и попытка Ф. Бэ­кона обосновать индукцию на эмпирической основе не дали желаемого результата в решении проблемы эффективного метода. Вместе с тем важным достоинством разработанной методологии явилось то, что она утверждала ведущие методологические принципы науки Нового времени.

К числу наиболее видных мыслителей, унаследовавших идеи Бэкона и развивавших традиции эмпиризма, необходимо отнести в первую очередь английских философов Т. Гоббса (1588 - 1679), Дж. Локка (1632-1704), Дж. Беркли (1685-1753), Д. Юма (1711-1776), а также французских мыслите­лей Э. Кондильяка (1715-1780), К.А. Гельвеция (1715-1771), П. Гольбаха (1723-1789), Д. Дидро (1713-1784).

Рационалистическая традиция после Р. Декарта нашла свое историческое и логическое продолжение в лице голланд­ского мыслителя Б. Спинозы и немецкого философа Г. Лейб­ница. В отличие от Р. Декарта, Б. Спиноза (1632-1677) вво­дит понятие единой и бесконечной субстанции. Субстанция называется Богом, или Первопричиной. Данный шаг свидетельствовал о том, что голландский мыслитель становился, на точку зрения философского монизма, признающего еди­ное первоначало мира.

Основой философии Г. Лейбница (1646-1716) является понятие монады, которая представлялась как некая недели­мая духовная сущность, замкнутая в самой себе и не име­ющая возможности влиять на другие монады. Низшие из них, согласно иерархии, образуют уровень обычного материального бытия и отличаются незначительными способностями к ясному представлению ("пребывают в смутном сне") Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде — Богу. Только Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу (без всякого реального взаимодействия изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных).

Монадология Г. Лейбница применительно к декартовой проблеме отношения души и тела являлась как бы способом обоснования независимости души и тела. Таким образом Г. Лейбниц внес существенные коррективы в теорию врожденных идей Р. Декарта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.