Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало Реформации




Идеи гуманизма в борьбе против католической церкви.

С конца XV в. новая культура, основанная на философии гуманизма, начинает развиваться и в других европейских странах - Германии, Франции, Англии, Нидерландах, Испании, где к тому времени также происходит ломка традиционного мировоззрения - развиваются техника, торговля, складываются связи с внешним миром. Повсюду создаются университеты, в которых сосредотачиваются научные знания, а изобретение книгопечатания делает главным источником этих знаний книгу.

В каждой стране гуманистические идеи попадали на почву активной общественной борьбы, прежде всего против господства католической церкви. В конце XV - начале XVI вв. недовольство Папами и их римским окружением было всеобщим. Даже глубоко верующие люди, посетившие Рим, возвращались из этого путешествия разочарованными и негодующими. Их гнев вызывали жадность Пап и кардиналов, окружавшая их роскошь (при том, что они продолжали призывать верующих к умеренности и воздержанию от излишеств), интерес Пап к политической жизни Италии. По мере того как обвинения в адрес Пап звучали всё чаще и становились всё смелее, короли и епископы некоторых европейских стран задумывались о том, чтобы обособить свои церкви от Рима. Вероучение и обряды при этом оставались прежними, католическими, но власть Папы над местной, национальной церковью значительно уменьшалась.

Первыми осуществили этот замысел французские короли. Ещё в 1438 г. Карл VII добился того, что в делах французской церкви собор местных епископов получил верховенство над Папой; с этого времени французское королевство перестало выплачивать Папе ежегодные подати - аннаты. В 1516 г. король Франциск I согласился вновь платить Риму аннаты, но зато получил право самостоятельно назначать епископов и кардиналов в своём королевстве. Вышло так, что ещё до начала Реформации французская церковь оборвала многие из своих связей с Римом - это помогло ей выйти победительницей из длительной и упорной борьбы с реформационным движением во Франции.

Все страны Европы в начале XVI в. пытались так или иначе защищаться от непомерных притязаний Рима (в первую очередь - от денежных поборов). Самыми беззащитными оказались германские земли - раздробленная Германия не была защищена от церковников сильной королевской властью, а лоскутная политическая карта страны не давала никакой возможности создать единую национальную церковь на подобие французской. Поэтому именно и Германии наблюдалось наибольшее недовольство Римом; именно Германия стала родиной Реформации.

Родоначальником германской и общеевропейской Реформации был монах-августинец, преподававший по поручению ордена богословие в университете города Виттенберг (в Саксонии). Его звали Мартин Лютер (1483-1517 гг.). Дальние предки Лютера были крестьянами; от них он унаследовал не только довольно грубое лицо простолюдина, но и умение говорить с простыми людьми и хорошо писать на языке народа (не случайно его перевод Библии на немецкий язык до сих пор популярен в Германии). В то же время Лютер был одним из крупнейших учёных богословов своего времени. Он был наделён искренним религиозным чувством, способностью глубоко переживать свои отношения с Богом.

31 октября Мартин Лютер прикрепил к дверям небольшой церкви виттенбергского замка листы бумаги, которые содержали 95 возражений против права Пап прощать грешников, покупающих отпущение грехов. Против "индульгенций" (так назывались подписанные Папой документы об отпущении грехов, которые продавались желающим за определённую сумму) выступали тогда многие богословы; Лютер отличался от них только смелостью и резкостью суждений. Этого, однако, оказалось достаточно, чтобы в считанные дни Лютер стал известен всей Германии. Рядом с ним мгновенно образовался кружок сторонников и единомышленников, настроенных по отношению к Риму ещё более непримиримо, чем сам Лютер. От критики индульгенций "мартинисты" (так их стали называть по имени Лютера) быстро перешли к осуждению папства и католической церкви в целом.

В 1520 г. Мартин Лютер сжёг во дворце Виттенбергского университета в присутствии студентов папское послание об отлучении его от церкви. Этим смелым шагом Лютер поставил себя вне христианского общества Европы, покорного Папе, несмотря на всю критику в его адрес. Лютер стал утверждать, что он один видит истинного Бога, а миллионы "папистов" заблуждаются и идут по дороге, ведущей в преисподнюю.

Никто в то время не сомневался, что Лютера ждет костер. Он и сам сравнивал свою судьбу с судьбой Яна Гуса, чешского богослова, сожженного за выступление против господствующего вероучения в 1415 г., за сто лет до начала Реформации. Лютер избежал казни по двум причинам. Во-первых, в Риме слишком поздно поняли опасность, исходящую из далекой Саксонии, и дали Лютеру время укрепится. Во-вторых, за это время Лютер смог найти себе могущественных единомышленников среди немецких князей. Многие из них поняли, что лозунги монаха-августинца помогут им обособиться не только от Рима, но и от Германской империи. В 1521 г., когда Лютер был Вызван на суд императора и осуждён, курфюрст Саксонии Фридрих помог ему бежать в свои владения, и укрыл мятежного богослова в одном из замков.

Лютер спас свою жизнь, но движение Реформации в Германии вышло из-под его контроля и стало развиваться самостоятельно. Каждый бродячий проповедник переиначивал идеи Лютера по-своему, некоторые говорили, что вслед за властью Папы следует низвергнуть власть князей, графов и баронов и установить Царство Божие на земле, не дожидаясь обретения райского блаженства на небесах. Лютер из своего укрытия вынужден был резко критиковать бывших сторонников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.