КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкальная жизнь
Музыкальная жизнь Германии 20-х – начала 30-х годов поражала своей интенсивностью и размахом. В отличие от Австрии, где средоточием музыкальной жизни была преимущественно столица, в Германии во многих городах существовали прославленные оперные театры, оркестровые и хоровые коллективы, имевшие давние художественные традиции (Томанер-хор и Гевандхауз-оркестр в Лейпциге, оперные театры в Дрездене, Мюнхене и Байройте, дрезденский Кройц-хор и др.). В одном только Берлине одновременно действовали три постоянных оперных театра (не считая трех опереточных и временных антреприз). В Германии периода Веймарской республики концентрировались крупнейшие исполнительские силы Европы - дирижеры Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Эрих Клайбер, Лео Блех, Герман Абендрот, пианисты Вальтер Гизекинг, Артур Шнабель, Эгон Петри, Эдуард Эрдман. Международной известностью пользовались струнные квартеты Амара – Хиндемита и Р. Колиша. Сохранило и упрочило свой международный авторитет немецкое музыкознание. Крупными исследовательскими центрами были академические музыкальные институты в Берлине, Лейпциге, Мюнхене, велась большая работа по изданию памятников немецкой музыкальной культуры, музыкально-исторических документов, обработке архивов, осуществлялись новые, выверен- ные по автографам дополнения к собраниям сочинений крупнейших немецких композиторов (Баха, Генделя, Бетховена). Активно действовала разветвленная сеть музыкальных газет и журналов, постоянно возникали новые издания. Немецкая мысль о музыке в этот период была представлена работами известных ученых – Германа Аберта, Курта Закса, Альфреда Эйнштейна, Арнольда Шеринга, Пауля Беккера и др. Характерной особенностью Веймарской республики был повсеместный интерес к новой музыке. Как замечает Стравинский, «в ту эпоху музыкальная жизнь Германии била ключом. В противоположность охранителям старых, довоенных доктрин, свежая и восторженная публика принимала новые проявления современного искусства с благодарностью и радостью. Германия определенно становилась центром музыкального движения и не жалела ничего для его процветания». В Германии состоялись премьеры «Царя Эдипа» Стравинского, «Воццека» Берга, «Христофора Колумба» Мийо и других произведений современных композиторов, проходили знаменитые фестивали и концерты новой музыки. Их устраивали Всеобщий музыкальный союз и Берлинский союз музыкантов, Новое музыкальное общество Германа Шерхена и «Ноябрьская группа». Большое значение имели концерты Международного общества современной музыки, организованного в 1922 году. Широкую известность получили ежегодные фестивали в Донауэшингене (с 1921 года) и Баден-Бадене (с 1927 года), просуществовавшие до конца 20-х годов. Последний фестиваль современной музыки состоялся в Берлине в 1930 году. Репертуар фестивальных концертов поначалу ограничивался жанрами камерной музыки (бессменный исполнитель – квартет Амара – Хиндемита), но с середины 20-х годов в программы включались также хоровые и театральные произведения, прикладная музыка. Важными центрами пропаганды новой музыки были журналы «Мелос» (основан Г. Шерхеном в 1920 году) и «Нойе цайтшрифт фюр музик». 20-е годы в Германии отмечены и небывалым расцветом любительского музыкального движения. К этому времени Всеобщий рабочий певческий союз (основан в 1877 году) насчитывал в своих рядах около четырехсот тысяч участников. Регулярно проводились фестивали рабочих певцов, рабочие хоры участвовали в концертных исполнениях Девятой симфонии Бетховена, ораторий Генделя, Гайдна, включали в свои программы сложные произведения новой музыки. В середине 20-х годов левое крыло пролетарского хорового движения и выделившееся из состава Рабочего певческого союза «Боевое содружество рабочих певцов» возглавил X. Эйслер. Его сподвижниками в этой области были композиторы Э. Г. Майер, К. Ранкль, В. Фогель и др. Другая мощная ветвь любительского музицирования представлена в 20-е годы «Молодежным движением». Целью его организаторов Августа Хальма и Фрица Йоде – «гениального музыкального воспитателя Германии», по выражению одного из деятелей этого движения, – было формирование здорового, эстетически гармоничного культурного идеала молодого поколения на основе активного музицирования. Репертуарные сборники «Молодежного движения» вначале состояли из народных песен и произведений старых мастеров. Но в середине 20-х годов в процесс музыкального воспитания юношеской аудитории активно включились современные композиторы. Возникает движение, которое Хиндемит обозначил термином Gebrauchsmusik (прикладная, «потребительская» музыка). В духе этой тенденции композитором был написан целый ряд опусов. Среди них – опера «Мы строим город», кантата «Госпожа Музыка» на текст Мартина Лютера, инструментальные и вокальные пьесы, несложные по технике и языку. Хиндемит видел в участниках «Молодежного движения» мощную культурную силу, в будущем – просвещенную аудиторию современной музыки. Из этой традиции выросла впоследствии и система музыкального воспитания Орфа.
Живой, органический процесс развития немецкого искусства был прерван нацистами после их прихода к власти в 1933 году. Первый акт трагедии национальной культуры завершился 10 мая того же года: в этот день в Берлине, Бонне, Кёльне, Мюнхене и других университетских городах Германии состоялась зловещая демонстрация новой культурной политики – театрализованная церемония сожжения запрещенных книг. Списки таких книг публиковались в газетах начиная с апреля. За этим последовали издевательские выставки «дегенеративного искусства», злобная травля в печати инакомысля- щих писателей, художников, музыкантов, моральное давление и прямые репрессии – та систематическая «работа», которая была направлена на уничтожение немецкой культуры. В. Мушг, известный немецкий литературовед, писал об этом: «Новое немецкое государство подчинило духовное творчество огромному бюрократическому аппарату, чтобы руководить им из единого центра. Оно занесло кулак над интеллигенцией и унижало ее так, что той лишь оставалось либо покориться, либо погибнуть. Выступая от имени немецкого народного сознания, оно определяло, кто и что в немецком искусстве имеет право на существование». В первые же недели после захвата власти фашистами поднялась мощная волна художественной эмиграции. Германию покинули Томас и Генрих Манны, Фейхтвангер, Брехт, Ремарк (всего — более двух тысяч писателей), крупнейшие режиссеры (Рейнхардт, Пискатор), архитекторы (Гропиус), актеры. В изгнании оказались музыканты — Хиндемит, Эйслер, Вайль, Дессау, Майер, Эрнст Буш и др. Оставшиеся в Германии крупные художники (Р. Штраус, Орф) избрали позицию «внутренней эмиграции». В период с 1933 по 1945 годы «центры» новой немецкой музыки возникли в США, куда перебрались Хиндемит, Вайль, Эйслер, Шёнберг, Кшенек, Тох и ряд других знаменитых музыкантов. Возрождение немецкой культуры на ее родине началось после разгрома фашизма в условиях разъединенной Германии, просуществовавшей в такой форме до 1990 года. ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ (1895—1963) Хиндемит – одна из крупнейших фигур в музыке XX столетия. Универсализм его личности, пожалуй, уникален. Выдающийся композитор, произведения которого по праву относятся к современной классике, он был также видным музыкально-общественным деятелем, педагогом, публицистом, оставившим интереснейшее литературное наследие. Наряду с этим он пользовался широкой известностью как исполнитель — скрипач, альтист, дирижер, владел множеством музыкальных инструментов, включая старинные. Но универсализм Хиндемита выражался не только в многогранности музыкального профессионализма. Жизнерадостный, обаятельный и скромный человек, он был мыслителем-гуманистом, пришедшим к созданию собственной философско-этической и музыкально-теоретической концепции. Эта концепция, основанная на глубоком изучении духовной культуры прошлого и вместе с тем обращенная к современности, послужила фундаментом для его собственного творчества. Таким образом, все сферы его деятельности предстают в органическом единстве, и лишь совокупное их рассмотрение может дать представление об огромном вкладе немецкого художника в историю мировой музыкальной культуры.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |